Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
06.12.24. Московский музей современного искусства представил выставочный проект «СО:творение миров», посвященный нескольким поколениям отечественного видео и медиаискусства. Сегодня молодые художники, перенимая опыт тех, кто начинал свой творческий путь 40 лет назад, выбирают самые эффективные методы для того, чтобы быстро запечатлеть актуальные процессы: работа с цифровыми изображениями и большими данными, звукозапись, видеоарт и его производные, работа с искусственным интеллектом. Проект «СО:творение миров» продолжает масштабное исследование актуальных медиа Московским музеем современного искусства. Выставка работает в Образовательном центре ММОМА до 09.02.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
06.12.24. В рамках программы «Поиск. Исследование» Московский музей современного искусства представил новый выставочный проект художника, парфюмера, пионера и энтузиаста в развитии ольфакторного искусства Анны Кабировой «…ONE ARTSAPIENS ID», посвященный феномену синестезии — состояния, при котором ощущения, исходящие от одного органа чувств, проецируются на другой. Выставка реализована при участии Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». В ходе исследования семь основных цветов были преобразованы в звуковые волны с помощью специальной созданной для этих целей программы. Затем эти аудио-сигналы трансформировались в цифровые скульптуры и воплотились в реальности с помощью 3D-печати. После этого Анна Кабирова создала систему, по которой можно преобразовать в аромат любой цвет. Такие манипуляции позволили дополнить визуальную информацию о цвете слуховыми, осязательными и обонятельными формами.Выставка работает в Образовательном центре ММОМА до 02.02.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
06.12.24. «Открытый клуб» представил выставку Семёна Агроскина «Личное пространство». Художник исследует глубинные страхи и переживания, погружая зрителя в мир зияющих чернотой дверных проёмов, необитаемых комнат и пустых коридоров. При отсутствии видимых сюжетов, художник заставляет зрителя додумывать предысторию, оставшуюся за пределами картины, а неограниченное рамками изобразительной условности воображение всё глубже погружает зрителя в саморефлексию и сталкивает его лицом к лицу с собственными фобиями и тревогами: страхом одиночества, покинутости, смерти. Главными героями картин становятся ветхие предметы — грязная одежда, стопки потрёпанных книг, неубранная постель, возведенные в работах Агроскина из повседневности к вечному. Выставка работает до 17.12.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
10.12.24. Галерея Heritage представила выставку «Степени прозрачности. Vitalité fragile» — выставку современного художественного стекла — первую выставку фестиваля GlassGlow, призванного начать серьезный разговор о состоянии стеклоделия в России сегодня. Организаторы стремятся привлечь внимание к проблемам современного стеклоделия и сделать подобные смотры регулярными. К фестивалю приурочена большая параллельная программа, предусматривающая сотрудничество с музеями, различные выставочные проекты, встречи с производителями, художниками, коллекционерами и представителями учебных институций, экскурсии на производство и лекции, посвященные современному художественному стеклу. Расписание мероприятий будет опубликовано на сайте галереи. Vitalité fragile» — кураторский проект Марины Ширcкой. Искусство и дизайн, art & craft заполняют три зала галереи в изысканной сценографии архитектора Наны Абдрашитовой. Выразительные, символичные, современные, иногда функциональные, но всегда завораживающие своей хрупкой красотой творения Александры Ярмольник, Таисии и Александра Фокиных, Ольги Трейвас, Овика Манукяна, Светланы Евдокимовой, Юлии Мерзликиной, Альфии Ширинской, Анастасии Прибельской и Дарьи Болховитиной соседствуют с новыми работами Марии Пуховой, Виктора Копейкина, Милены Стрелковой, Анны Третьяк, Ангелины Орловой, Елены Зайцман, Алены Антоновой, многие работы которых созданы специально для выставки. Около ста объектов, созданных в период с 2000 года по наши дни 33 художниками, отражают самые разнообразные техники и авторские приемы работы с уникальным материалом: свободное выдувание и выдувание в форму, гутная техника и фьюзинг, моллирование и отливка, ламповая техника — смешиваются и раскрываются в уникальном путешествии. Стекло, прозрачное, пластичное, химически инертное, предстает в качестве идеальной метафоры человеческого существования. Созданный из песка земли, прошедший сквозь пламя, это материал с уникальной способностью преломлять воздушные потоки, свет, рассеивать и сгущать тени. Символ перемен, бесконечной трансформации, как в природе, так и в человеческой жизни, стекло способно передать тонкие вибрации, происходящие под влиянием солнечного света — и то, как сумерки переходят в ночь, а тьма сменяется рассветом, и то, как пышное цветение весны заканчивается тихим увяданием осени. Первая часть экспозиции посвящена новаторству — объектным конструкциям, придуманным студией Fresh.Glass. Скульптор Мария Кошенкова бросает вызов традиционным представлениям о красоте, призванной возбуждать только приятные ощущения. Она исследует эстетику безобразного, призванного стать мощным средством для глубокого эмоционального воздействия. Каждый созданный ею объект — в некотором роде объемная живопись с заряженным яркой эмоцией нарративом, который с одинаковым интересом встречают в России, на Венецианской биеннале, в частных галереях Нью-Йорка и ведущих музеях Европы. Многие из представленных на выставке работ отражают женский взгляд на работу с этим хрупким материалом, так, например, мысли и события, из которых соткана ткань повседневности каждой женщины, словно разноцветные бисеринки, запутались в стеклянной паутине, раскинутой в работах Екатерины Ивановой-Остапенко. Скульптуры Владимира Копейкинапоражают мастерством создания трамплейя. Его кажущаяся мягкой подушка, на которой еще осталась вмятина и складки от головы, недавно лежащей на ней, вовсе не мягкая, а хрупкий пластиковый пакет невозможно скомкать. Обращаясь в своих работах к монохромным решениям, Александра Ярмольник играет с ощущением нематериальности и призрачности. Скульптурные композиции Дарьи Болховитиной, в которых отсутствующие фрагменты реальной ветви заменены на идентичные, но отлитые из стекла, созвучны идеями постгуманизма, в которых природа и культура едины и постоянно взаимодействуют. К абстрактным, но вдохновленным природными формами можно отнести работы Овика Манукяна, Юлии Мерзликиной и Анастасии Панибратовой. Абсолютно самостоятельным поиском занимается в своем творчестве Ангелина Орлова. Ей нравится сочетать несочетаемое и играть с формами. Невероятно актуально выглядят работы Милены Стрелковой, совмещающей стекло и металл. Совсем по-иному выглядит то же сочетание материалов у Светланы Евдокимовой, работающей в авторской технике и создающей скульптуры из железной проволоки и разноцветного стекла. Оба материала в объектах Евдокимовой — это поиск баланса брутального и изящного, воплощение дуализма мужского и женского начал, слияние бескомпромиссной маскулинности и чувственной женственности. Ее цветочные композиции привлекли внимание экспертов Венецианской недели стекла (Wenice Glass Week) и были представлены в экспозицую мэтров в Palazzo Loredan в 2023 году. Часть выставки, расположенная в отдельном зале, посвящена эталонным образцам и творческим работам, созданным признанными старейшинами Гусевского Хрустального завода. Специальная экспозиция приурочена к 10-летнему юбилею возобновления работы и открытию нового цеха на территории завода и ставит своей целью продемонстрировать потенциал и преемственность традиций, мастерство и диалог между художниками старшего поколения и молодой сменой. К выставке выпущен каталог. Выставка работает до 28.02.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
10.12.24. Выставка Inside The Dollhouse завершает 11 сезон Открытых студий Винзавода. Художники сезона: Алиса Смородина, Юрий Чернышев, Аня Гросицкая, Надя Петрова, Дина Боровик, Лана Морозова, Марина Глебова, Александр Гордеев, Евгения Болюх и Ваня Репкин. Полина Могилина, ментор 11 сезона Открытых студий Винзавода: «Inside The Dollhouse строится вокруг метафоры кукольного дома как обособленного пространства для конструирования художественной реальности. Решенная в форме тотальной инсталляции, выставка создает амбивалентную ситуацию уединенности и сосуществования. В своих проектах художники исследуют возможности и границы свободы и автономии отдельного человека в современном социуме. Может ли художественный образ стать своего рода «нейтральными водами» — пространством свободы, не ограниченной ни объективной реальностью, ни социальными установками и стереотипами?». Выставка работает в ЦСИ Винзавод в пространстве Открытых студий до 08.01.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой Винзавода
10.12.24. Галерея pop/off/art на Винзаводе открыла юбилейную групповую выставку «Отражения/Рефлексии» — первую в ряду нескольких, которыми институция отмечает свое 20-летие. Проект объединяет более 20 работ 15 авторов, как художников галереи pop/off/art, так и других ключевых авторов разных поколений. Проект «Отражения/Рефлексии» выстроен через живопись, скульптуру, художественные объекты, видео и инсталляции, в которых зеркало выступает материалом, предметом размышления, метафорой, инструментом и объектом исследования. Сергей Попов, основатель и совладелец галереи pop/off/art: «Для меня самого — это очень личное высказывание: возможность посмотреть на самого себя, на пройденный путь, на взаимодействие с художественной средой, но главное — это разговор со зрителем, который придет на выставку. Это в первую очередь зрительская, зрелищная выставка. И идея ее не в том, что все мы любим смотреться в зеркала, а в том, что зеркала дают нам повод для рассуждения о самих себе и об окружающем нас мире. Как мы смотрим, что мы хотим видеть, что мы думаем о себе — все это отнюдь не праздные вопросы. Это вопросы, которые художники задают себе уже много лет». В экспозиции представлена серия «Возвращение времени» (1998) Владимира Куприянова, чья ретроспективная выставка этой осенью прошла в ММОМА, видеодокументация проекта Юрия Альберта «Балетный класс с кривыми зеркалами» (2013), а также две его работы из серии «Я все еще жив» (2018). Специально для проекта воссоздана инсталляция Павла Пепперштейна «Здесь только оборотная сторона зеркал» (2006/2024). Выставку усиливают новые произведения Виталия Пушницкого, Ольги и Олега Татаринцевых, масштабная инсталляция Василия Кононова-Гредина. Представлены ключевые и характерные работы Вики Бегальской и Александра Вилкина, Ирины Кориной, Евгения Гранильщикова. Проект также включает произведения молодых современных авторов: Аси Заславской, Сергея Колосова, Александры Павловской и Саши Пучковой. Куратор: Сергей Попов. Ассистент куратора: Алиса Николаева. Выставка работает до 02.03.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереи
10.12.24. В музее-заповеднике «Царицыно» состоялось открытие выставки о татарских художественных промыслах и их эволюции в городской среде. В экспозиции собрано более четырехсот экспонатов, среди которых булгарское золото XII века, серебро эпохи Золотой орды, предметы быта, одежда, обувь, книги и журналы конца XIX века и знаменитый шамаиль, ставший феноменом татарской культуры. Выставка «Город и промысел. Встреча в Казани»продолжает серию проектов «Царицына», посвященных культуре и традиционному искусству мусульманских регионов России. Выставка создана в партнерстве с Национальным музеем Республики Татарстан, при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Департамента культуры Москвы. Выставка занимает десять залов Хлебного дома. Каждый посвящен одному татарскому промыслу: от ювелирного искусства до кожаной мозаики, вышивки и шамаиля. Помимо предметов куратор Ксения Паршина собрала для выставки коллекцию историй о татарах, живших на рубеже столетий. Выставка работает в Хлебном доме до 30.03.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой музея-заповедника «Царицыно» до 22 января
10.12.24. В пространстве HSE ART GALLERY на Винзаводе открылась выставка «Глядя на Луну». Эта экспозиция является продолжением цикла выставок, посвященных экранным искусствам: авторское кино и видеоарт, игровая графика и анимация – соединяются в одном выставочном пространстве и едином смысловом поле. Для выставки «Глядя на Луну» были отобраны работы, фокусом которых стала эфемерная природа движущегося изображения, его поэтическая глубина и те возможности, которые экранный образ открывает сегодня. Куратор выставки: Александра Першеева. В рамках выставки запланированы лекции и показ фильмов фестиваля Smolshorts, вход свободной по регистрации на сайте галереи. Выставка работает до 22.01.25.
Фотографии Ольги Серегиной
10.12.24. BIS ART GALLERY представила коллективную выставку #ваш_искренний_френд. В экспозиции представлены работы, исследующие искренность и взаимоотношения в поле виртуальных коммуникаций. Авторы раскрывают тему самопрезентации и поиска признания в медиапространстве, а также критическое восприятие этих процессов извне. В поле цифрового общения, на первый взгляд безличного и техничного, появилось множество способов выразить свои эмоции и найти понимание. Такие как видеоистории и фото, обращённые к широкой аудитории, или вложенные медиа в личных чатах. Даже обычная текстовая переписка становится более выразительной, используя лаконичные скобки, яркие эмодзи или большие яркие стикеры с изображениями, например, котиков. Выставка приглашает посмотреть, как художники интерпретируют эту тему. Куратор: Софья Токарева. Выставка работает до 19.12.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой галереей
11.12.24. В особняке на Новой Басманной кураторы Мария Салина и Катя Бочавар подготовили масштабный проект в жанре тотальной инсталляции «Будущее воспоминаний», посвященный истории и дальнейшему развитию объекта культурного наследия федерального значения «Дом Демидова, 1790г.», судьба которого неразрывно связана с важнейшими моментами русской культуры, науки и искусства. Строившийся как усадьба Демидовых, дом впоследствии перешел во владение князя Михаила Петровича Голицына. Одно из редких зданий, уцелевших при пожаре 1812 года, он приобрел известность как «Несгораемый дом». Сиротский приют, Больница для чернорабочих, Военный госпиталь, Городская клиническая больница № 6 — такова трехсотлетняя «биография» дома номер 26 по Новой Басманной улице. Обращаясь к теме памяти, участники проекта исследуют события прошлого сквозь призму современности, в которой всегда есть место для планов на будущее. Таким образом, каждый посетитель выставки становится участником пространственно-временной экспозиции, созданной кураторами и российскими художниками. Вход на выставку оформлен инсталляцией Лилии Ким, посвященной проблеме исторической памяти. В рамках проекта будет организована насыщенная образовательная и экскурсионная программа. Кроме того, вместе с краеведами, историками, а также в сотрудничестве с музеем Басманного района созданы тематические туры об истории дома, его владельцев и одного из самых красивых московских районов, в полной мере сохранившего свой исторический облик. MR Group поддерживает культурные институции и значимые социальные события, следуя стратегии продвижения Art & Culture, и продолжает формировать круг сильных стратегических партнеров в сфере культуры. Даты проведения выставки в особняке на Новой Басманной со свободным посещением по предварительной регистрации: 13.12.24–25.04.25.
Фотографии Ольги Серегиной
11.12.24. Московский музей современного искусства совместно с Московским центром современного искусства №9 представили проект «Персональная выставка Ма Кэ: Современная живопись Китая» — персональную выставку китайского живописца Ма Кэ. В залах представлена ранняя серия полотен Ма Кэ, посвященная апроприации образов Пабло Пикассо, что, в конечном счете, становится отправной точкой развития собственного стиля художника. На выставке прослеживается один из излюбленных приемов Ма Кэ – трансформация фигур человека, животных и даже неодушевленных предметов, что наводит на сравнения с другими представителями различных направлений мирового модернизма. Ма Кэ является выпускником одной из наиболее влиятельных художественных институций в Китае – Тяньцзинской академии изящных искусств. Спустя некоторое время после обучения, художник вошел в преподавательский состав академии на кафедре масляной живописи, где главной задачей является сохранение и передача студентам традиций и основ классического искусства. На выставке представлено более 100 произведений Ма Кэ, начиная с эскизов, созданных в 1990-х, заканчивая недавними живописными работами, от небольших, камерных рисунков до крупноформатных полотен. Художник живет и работает в Пекине. Выставка работает в ММОМА Гоголевский бульвар, 10/1 до 02.02.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
12.12.24. В Москве открылся городской фестиваль с выставкой и культурно-просветительской программой «Архитектура для людей». Фестиваль будет проходить в Центре «Зотов» в течение месяца. 10 известных московских архитектурных бюро представляют свой взгляд на 10 разных эмоций, создав экспозицию-лабиринт. Событие организуют Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы и Центр «Зотов» при поддержке девелоперской компании «Донстрой». Куратором проекта выступает визионерское архитектурное бюро Megabudka. Фестиваль «Архитектура для людей» призван привлечь внимание как можно большего числа людей к миру архитектуры, показать ее роль в современном обществе, отразить возможности взаимодействия с пространством и урбанистической средой, а также познакомить посетителей с московскими зодчими, которые создают мир будущего большого города. Фестиваль состоит из двух частей: выставки «Архитектура для людей» и культурно-просветительской программы. Экспозиция «Архитектура для людей» расположена на первом этаже Центра «Зотов», который разделен на 10 равных пространств. Каждое посвящено отдельной эмоции: ностальгия, спокойствие, смятение, вдохновение, уют, удивление, тревога, стабильность, озарение, праздник. Перед каждым пространством есть «место обнуления», где можно осознать и проанализировать увиденное. В конце выставки можно поделиться мнением: получилось ли у архитекторов раскрыть каждую конкретную эмоцию. Вторая часть фестиваля включает культурно-просветительскую программу, события которой также пройдут в течение месяца в Центре «Зотов». Посещение фестиваля бесплатное. Для участия в мероприятиях культурно-просветительской программы необходима предварительная регистрация. Возрастное ограничение 6+. Фестиваль продлится по 12.01.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой Центра «Зотов»
12.12.24. EAST MEETS WEST GALLERY открыла выставку «Лучший город земли» в музее Николая Островского. Москва с разных ракурсов, Москва мерцающая и будничная представлена в стилистике и манере живописания членов сообщества московских художников «Арт-бокс», московским художником старшего поколения Александром Юликовым и скульптором Ольгой Хан. «Застывший» в веках историзм уже к концу XIX века стал очень быстро сменяться сначала заменой архитектурных деталей зданий, потом быстрым «дряхлением» оставшихся в центральной части города и Замоскворечье деревянных построек на каменные купеческие, а затем и на доходные крупные жилые дома и даже целые кварталы таунхаусов в начале ХХ века. Пленэрные зарисовки художников с натуры сменили скрупулезно выполненные акварели с мельчайшими деталями, которые быстро стали тиражироваться с помощью печатной продукции. Московские художники времен русского авангарда 10-20-х годов ХХ века создали особый образ Москвы. В выставке участвуют художники: Александр Юликов, Татьяна Ипатенко, Вера Ельницкая, Владимир Панкратов, Артур Шувалов, Татьяна Холево, Валентин Чопык, Умит Бек и скульпторы Владимир Пельдяков, Ольга Хан.
Выставочный проект по идее куратора Татьяны Палеевой построен таким образом, чтобы зритель увидел и прочувствовал всю «полифонию» и особенности стиля каждого из современных нам художников. Выставка работает в музее Николая Островского по 26.01.25.
Фотографии предоставлены куратором
12.12.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель