Во время вынужденного карантина в музеях, галереях и других арт-пространствах в связи с распространением корона вируса Арт-обзор временно меняет формат, и в течении приостановки арт-жизни в реальном пространстве Арт-карантин знакомит читателей с художниками и их работами.
Дмитрий Цветков, художник
ОЛЬГА: Дмитрий, вы — один из самых популярных московских художников, узнаваемый, и далеко не только в нашей стране, ваши работы были представлены на выставках во многих странах. Окончили вы Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, живописью вы занимаетесь. И называют вас всегда российским художником. Но популярность, известность, узнаваемость вам принесли всё-таки не картины. Англоговорящим людям повезло – у них есть слово artist. И это очень ёмкое понятие – часто это конкретно означает художник, живописец, но это и скульптор, гравировщик, артист балета, певец, актёр, т.е. – это творческий человек — мастер своего дела. О себе вы сами как-то сказали: «Вообще, я швея, паук-швея. Я человек, который шьет. Я шью гербы, я шью ордена, я шью аксельбанты, жемчужные награды, я шью коллекции оружия, я шью какие-то атрибуты власти.» Но вы бесспорно занимаетесь искусством. Ведь роскошные швейные материалы – это инструмент в ваших руках, это язык, на котором говорит художник Дмитрий Цветков. Вы не идете по стопам модных домов. Чтобы было понятнее в чем состоит ваше уникальное творчество, лучше, наверное, поговорить о конкретных проектах. Выставка в музее — это всегда очень престижно. У вас была выставка в Москве в ММОМА — «Государство». Этот проект представил и Красноярский музейный центр, отмечая, что вы один из самых ироничных современных художников. Что это за «Государство Дмитрия Цветкова»?
ДМИТРИЙ: Я — швея. Паук-рукодельник. Поэтому и вышиваю свой мир, своё Государство. Одежду для его подданных, гербы, знамёна, награды, деньги, знаки отличия. Устраиваю дефиле и парады. В моем Государстве есть праздники и рабочие будни. Вышиваю скрупулёзно и очень серьезно, создаю Государство без иронии. Иронию наблюдают зрители, как некий гротеск на действительность.
ОЛЬГА: «Я создаю новые изобразительные символы России», — подчеркиваете вы часто. Это же не завершенная тема? Да и можно ли здесь поставить точку? Сейчас продумываете здесь что-то новое?
ДМИТРИЙ: Тут опять же не столько образы России, сколько моего изобразительного Государства — попросту художественного мира, в котором я живу. В Третьяковской галерее сейчас проходит красивая выставка «Русская сказка», где есть моя работа: дефиле диких животных, от медведя до бобра в роскошных меховых шубах, сшитых специально на этих животных. На меховом же красивом подиуме. Такая мисс- медведица России.
ОЛЬГА: Для вас и в прямом, и в переносном смысле всегда актуальна фраза, которая в формальном понимании у нас в стране широко известна: «все мы вышли из гоголевской «Шинели». А как вы понимаете это и обыгрываете в своем творчестве?
ДМИТРИЙ: Главные атрибуты моего шитья — это Ватник и Шинель. Они очень красивы, утилитарны и патриотичны: в камуфляже бабка копает огород в деревне, охранник стоит в «Пятерочке», полицейский зорко следит за короновирусом, а генерал идёт в Кремль. Понятно и удобно. В шинель можно завернуться, укрыться от холода: ну какая в русских грязях Коко Шанель? Только в журнале посмотреть: маленькое чёрное платье, маленькое красное платье, да, блин, и белое платье уже тоже маленькое! Надену- ка я ватник!
ОЛЬГА: Вы тесно сотрудничаете с Музеем Москвы. Были участником нескольких уникальных по концепции проектов, например, «Шкафы», «Собирая город». Несколько слов об этих проектах, и ваших работах для них.
ДМИТРИЙ: Музей Москвы — один из самых живых музеев. Берется за смелые проекты и приглашает интересных авторов. Я делал в музее несколько выставок, во- первых «Шкафы Москвы». В московских шкафах — целая жизнь, огромная эпоха! В них и шинели и библиотеки. Спрятанные заначки, фамильное столовое серебро и доносы на соседей. Старые кримпленовые платья и новые бренды моды. И скелеты, спрятанные в шкафу, тоже никто не отменял. Вот я все это и вышивал, украшал, показывал.
ОЛЬГА: Можете показать, что вы делаете на холсте? Насколько вам сейчас интересна живопись, рисунок?
ДМИТРИЙ: На холсте не делаю ничего. Использую его как основу для вышивок мулине. А рисую постоянно и много. Рисую партитуры нот, которые мы потом совместно с музыкантами исполняем. В музее Москвы в том числе. Живопись на холсте — огромный мир, которым я жил, обучаясь в суриковском институте, на факультете живописи, между прочим. Но я вышиваю.
ОЛЬГА: У вас на данный момент есть конкретные планы реализации новых идей? Или вы планируете продолжать любимые темы?
ДМИТРИЙ: Конечно, планов море! Изоляция для меня необычайно плодотворна: работаю помногу и очень продуктивно. Вышиваю огромный новый проект с созвездиями, ангелами, космонавтами, стыковками и чёрными дырами. Название: Когда я падаю, звёзды загадывают желания!
Фотографии предоставлены Дмитрием Цветковым
Евгений Гриневич и Наталья Куликова — семейный творческий союз называют «Планетянин»
ОЛЬГА: Наташа, Женя с 2003 года вы живете и работаете вместе в Москве и Санкт-Петербурге. Работаете, наверное, не правильное слово по отношению к тому, что делаете вы. Ведь за эти годы вы сотворили множество миров – чтобы вы не делали в области графики, фотографии, ленд-арта, мэйл-арта, книги художника, арт-объектов – это всегда придуманная вами история, сказочный мир со своими обитателями, традициями и ценностями. Несколько слов о том, что такое «Планетянин», о его традициях и ценностях?
ЕВГЕНИЙ: Да, мы называем себя Планетянами. Мы всё делаем вместе, поэтому позиционируемся в одной личности. Это собирательный образ разумного представителя жизни на планете, которую он сам для себя создал в закрытом космосе. Если в открытый космос принято добираться на ракетах, то в закрытый Планетяне ходят пешком. Независимо от того, в Питере мы или в Москве, в пустыне или в горах.
Что касается творческих проявлений – это действительно работа, если иметь в виду «работу над собой». Мы создаем среду своего обитания везде, где живем или работаем. Наверное, это одно из наших перманентных направлений. А места наших обитаний так и называются: «Станция Планетянин» и «галерея Червоточина». Пожалуй, это самые глобальные миры, которые нам удалось сотворить. Если учесть, что обитаем мы в нескольких местах, то живем мы в нескольких мирах. Но мы также и «открываем» новые миры. Например, неизвестная планета Хиндия или планета Большой остров. Очень любим путешествовать. Так мы собираем материалы для будущих книг. Путешествие, это отрыв от повседневной жизни. Можно, не отвлекаясь, посвятить время рисованию или сочинительству. По сути, все, что мы делаем – исследование. Ну, и конечно же, мы понимаем, что существуем в формате аутсайдеров, идущих своим путем, откуда-то куда-то. Ну, об этом, наверное, лучше расскажет Наташа.
НАТАЛЬЯ: Есть стремление украшать пространство, в котором мы обитаем, превратить в дворец в нашем понимании. Хочется жить красиво везде: и в доме, и в мастерской, и на работе, и на даче. Много раз приходилось обустраиваться в разных местах и, поэтому, мне кажется, главный наш проект – создание маленьких райских уголков, уютных мест, где было бы приятно и интересно находиться, жить. Но эти миры доступны только друзьям. Можно сказать, что у Планетян есть традиция украшения и они ценят красоту.
Есть традиция посылать себе и друзьям открытки на новый год и из путешествий. Открытки мы делаем сами, на новый год тиражную, а из путешествий все разные, изготовленные из подручных материалов и нарисованные на месте. Вообще, путешествия для нас мощный стимулятор к творческой деятельности. Большая часть книг самыздательства «Планетянин» основана на впечатлениях от наших совместных походах. Причем исследование окружающей среды можно начинать уже с собственной квартиры. Важно каждый раз смотреть свежим взглядом. Фотоаппарат наш частый спутник на прогулках, но снимаем мы не пейзажи, а разного рода фрагменты и фактуры. Часто фотографируем свои жилища.
ОЛЬГА: Livre d’artiste — отдельное направление искусства. Наташа уже начала говорить об этой стороне вашего творчества. В 2006 году вы основали книжное издательство — «самыздательство Планетянин», выпустили более тридцати малотиражных книг ручной работы. Как вы выбираете темы для книг, Женя ведь пишет тексты сам? Работа над какой книгой вам запомнилась больше всего? Есть планы в этой области?
ЕВГЕНИЙ: Если вы, например, рисуете и пишите свои тексты – вам удобнее всего заниматься авторской книгой. В нашем случае так повелось, что почти все книги отрисовываю я, и тексты тоже, будь они моими или Наташиными. В нашем издательстве Наташа – художественный редактор. Я стараюсь к ней прислушиваться. Издаем мы сами себя. Это нас объединяет в совместном творчестве. Идеи разрабатываем совместно и подолгу. Больше всего, конечно, запомнилась работа над фантастической энциклопедией Хиндия. Мы ежегодно ездили в Индию, приглядывались к особенностям иной культуры и пополняли базу новыми заметками. Книги у нас разные, делу этому мы посвятили почти 20 лет, но нельзя сказать, что мы причастны к высокому стилю. Всё потому, что мы не ставим такой задачи. Книги печатаем в мастерской на цифровом черно – белом принтере, бумагу используем дармовую. Да и реализацию книг мы оставили «на удачу». Это не способ заработка. Чаще всего, собрав экземпляры нового издания, мы просто ставим его на полку до времени, не делая из этого события. Обычно у нас книги вызревают во времени, и сразу по несколько штук. Стараемся быть интегрированными в арт-букерскую среду, но не навязываемся. Мы ведь отдаем себе отчет в том, что книга – это еще один способ подурачиться. Мы не делаем серьезное лицо. А книги наши постепенно обретают свою аудиторию и переиздаются время от времени.
НАТАЛЬЯ: Мы когда-то познакомились на лэнд-арт фестивале в Нижнем Новгороде и продолжили знакомство на выставке книги художника в Великом Новгороде, так что наши интересы совпадают. Идеи рождаются в беседах, мы довольно много разговариваем друг с другом, придумываем, обсуждаем. Издательство Планетянин мы придумали для книги «Хиндия. Записки в картинках». Это наша самая монументальная книга, 200 иллюстраций с текстами. От замысла до издания прошло несколько лет, мы вообще долго работаем над своими проектами. Для первого тиража мы использовали бумагу, которую в взяли бесплатно на столе упаковки в одном из супермаркетов и напечатали на домашнем принтере. Эта первая книга во многом определила темы и принципы, по которым издательство существует до сих пор. Я не очень хорошо рисую и не очень красиво пишу, а у Жени это получается хорошо. А тексты часто сочиняем вместе, редактируя друг друга. Бумагу по возможности, используем оберточную, старую бумагу, обои, крафт, обрезки дизайнерской бумаги, ненужные рисунки, даже газеты иногда. Наши книги часто выглядят по-разному в одном тираже. У нас настоящее самыздательство. Мы издаем свои впечатления, наблюдения и мысли, записанные нарисованные или сфотографированные. Есть книги во всех жанрах: фантасмогории, книжки с картинками, проза, поэзия, путеводители, пособия, каталоги, советы и даже деньги. Свои фото и лэнд-арт проекты мы печатаем в типографии небольшими тиражами. Мы не ставим перед издательством коммерческих задач, работаем в удовольствие, продаем книжки недорого, много дарим. Книга овеществляет наши идеи, и мы ими делимся. Не интересно делать книжку в одном экземпляре, такими трудно делиться. Так что мы всегда ориентируемся на небольшой тираж, хотя совершенно не занимаемся продажами и популяризацией своих книг. Но они как-то находят своих читателей.
Ещё мы изобрели для себя новый жанр – расказки. Люди часто рассказывают друг другу истории из своей жизни или пересказывают чужие. Пересказывания переставляют акценты и изменяют сюжет. Вот и мы взяли на себя смелость пересказать несколько историй по — своему и проиллюстрировать их. Так появились три книги «Соловецких расказок». Тема бытовых разговоров нас очень занимает и в ближайшем будущем мы планируем заняться этой темой.
ОЛЬГА: Тема экологии для вас очень важна. Но у вас и здесь своё видение и понимание вопроса. Часто в качестве сцены вами используются берега, лес, дороги, даже мусорные свалки. Расскажите об одном из таких проектов? Можете показать работы – ведь фотографии остаются и какие-то созданные вами арт-объекты можно после реализации проекта забрать и переместить или это разовая акция, от которой остается только архив?
ЕВГЕНИЙ: Да, вы правильно сами ответили – остается только архив. Как бы ни был мечтателен художник, он всегда стремится создать что-то навсегда, на века и надолго. Всё, что мы сделали в ленд–арте можно обобщенно назвать экспозициями для неба. Все почти проекты мы разрабатывали на малонаселенном острове, в Белом море. Там вам и ландшафт, и руины советского прошлого, и море, и лес, и много тем. Мы ничего не приносим в среду, с которой работаем. После себя мы не оставляем следов. С собой ничего, кроме фотоотчетов не уносим. Но, в правильной подаче все наши проекты можно показывать, и мы делаем это. Вы просили пример. Ну, наверное, проект «Морские фигуры». Тоже многолетняя история. Как он зародился в нашей совместной Планетянской голове? Да, просто сидели на берегу и увидели, как отражаются стебли в воде. Провели эксперимент с палочками, которые нашлись под рукой, и сразу сделали первый блок фотокартин. Ну, а на другой год сами по очереди полезли в ледяную воду. Создавали фигуры. В каком-то смысле весь этот процесс стал для нас осмыслением, медитацией, театром и книгой. При этом нет ни одного зрителя, как вы понимаете.
К примеру, наткнулись на два брошенных ржавых корабля. Расписывали их мелом, семь лет подряд. Если мы и используем какие-то материалы, инструменты, то это лишь мел и кисть. Мел не вредит, и с первым дождем смывается. Поэтому мы расписывали их столько лет. В конце концов корабли вывезли на лом, а легенда о них осталась.
НАТАЛЬЯ: Такая же история произошла с заброшенными очистными сооружениями на Соловках. Мы несколько лет проходили мимо них и присматривались. Наконец собрались и разрисовали мелом два бассейна формами жизни. Дня четыре работали вдвоём. А на следующий год все постройки разобрали и начали строительство новых современных очистных сооружений. Невольно начинаешь думать, что это всё специально для нас было создано и ждало своего часа и нашего прикосновения. Очень удачно в это время там оказался наш приятель с квадрокоптером и «завидеодокументировал» для нас наши труды.
Но все наши проекты из фотоотчетов постепенно переходят в разряд самостоятельных картин, созданных незамысловатой техникой, очень напоминающей наши книги, только в рамах. Рамы мы используем все разные, не обращаемся в багетные мастерские и магазины для этого. Рамы попадают к нам разными путями: по наследству переходят, друзья отдают, соседи выкидывают, на барахолке покупаем. Они все имеют свой размер и багет, мы используем их как они есть, потертые, облупившиеся. Они очень красивы своей б/ушностью. Для каждой рамы подбирается своё фото, но в одних и тех же рамах могут экспонироваться разные проекты.
У художника не всегда есть возможность показать, а заодно и самому посмотреть на свои работы на выставке. Чтобы издавать книги мы придумали издательство, чтобы делать выставки мы придумали галерею на базе своей квартиры-мастерской в спальном районе Москвы. Название «Червоточина» появилось благодаря нашей любви к фантастике, как портал в другое измерение.
Таким образом у нас появилась возможность делать свои выставки и любоваться ими. Раз или два в год мы обязательно делаем новую экспозицию, афишу, даже делаем открытия для друзей, иногда просто приглашаем друзей. Такие мероприятия иногда бывают репетицией перед выставкой в какой-нибудь настоящей галерее. Сейчас, например, идет выставка принтов наших фотографий из архивов «Монохром», очень, на наш взгляд красивая выставка, жаль из-за карантина не можем пригласить на неё зрителей.
ОЛЬГА: К мусору и свалкам у вас не только особое, но очень трепетное и любовное отношение. Я знаю, что вы оба страстные коллекционеры – а коллекционируете вы хлам: утюги, таблички, фонари, старую мебель, открытки, сундуки и прочие предметы домашнего обихода, которые для других отжили свой век и превратилось в ненужные вещи. Вы же превращаете весь этот хлам в арт-объекты, и дарите вторую жизнь, теперь уже в искусстве. Трэш-арт – интересное направление. Расскажите об этом направлении вашего творчества, о проектах, о выставке «Хлам».
ЕВГЕНИЙ: Произведения, которые мы представили к этой выставке, создавались намеренно. Получилась такая трилогия: «Символы эпохи» — «Дождь» — «Цветы». Все предметы, маленькие и большие подбирались по принципу их бесполезности. В дело пошли все ненужные вещи. Человек, когда-то создавая эти предметы, дал им форму и предназначение. Спустя годы, отслужив, они превратились в хлам. Как может сложиться судьба такого предмета – никто не знает. Возможно ли вообще допустить, что сломанная вещь может нам когда-нибудь пригодиться, или стать, например, частью художественного произведения?
НАТАЛЬЯ: У нас собралось много деревянного, пластикового и металлического хлама. Многие годы оно накапливалось и просто занимало место. Пригодилось все. Ящики, коробки и шкафчики теперь у нас свободны. У нас теперь нет лишних вещей. Сегодня они живут новую жизнь, служат иной цели. Но, главное, они остаются осколками своей эпохи. Мы не стали их перекрашивать и счищать ржавчину. Предметы правдиво отражают свое время. А время, из которого они вышли – наше, советское. От него уже почти ничего не осталось. Только рукотворный, прекрасный хлам. Он и есть живой свидетель истории. Современная эпоха уже иная. Она не оставляет ничего. Даже хлама. Почему? Возможно, потому, что предметы нашего времени, отслужив, сразу превращаются в мусор.
ОЛЬГА: Вы работаете сейчас над чем-то конкретным? Можете уже поделиться планами, может быть даже сможете показать?
ЕВГЕНИЙ: Да. Работаем всегда над чем-нибудь. А, поскольку сейчас карантин, и уже последние три месяца мы сидим дома – нашли множество возможностей реализовать себя. И такой производительности не припомню, как в это время. Мы пережили несколько творческих периодов. Помещение переполнилось разными мелкими художественными изделиями, книжками, зверями, кораблями. Наташа стремительно продвигает давний большой планетянский проект «Шкафандры». Мы закончили работу по проекту «Антропоморфы», которых аж 30 ростовых персонажей. В общем, будет что показать в будущем.
НАТАЛЬЯ: Карантин оказался для нас приятно длинным, мы почувствовали себя как в долгом плавании. Хоть дни и проходят как во сне, мы не скучаем и не томимся. Доделываем ранее начатые книги, готовимся к запланированным выставкам. Ограничения часто идут на пользу художнику.
Фотографии предоставлены Евгением Гриневичем и Натальей Куликовой
Роман Резницкий, поп-арт художник
ОЛЬГА: Роман, когда вы бросили «Зенит», «Газпром», арт-директорство, хорошую зарплату, уволились отовсюду приехали в Москву, сняли квартиру в центре и начали писать картины, вы сразу решили, что это будет поп-арт и картины у вас будут квадратные. Почему именно поп-арт и квадрат? Случайное удачное решение? Или у удачливых успешных во всем людей случайностей не бывает? Эти решения ведь неизменны и теперь это – «фишки» Романа Резницкого?
РОМАН: Мне хотелось каких-то изменений, и стечения обстоятельств меня привели в Москву. История может быть и заезженная, но я уехал из-за женщины. На самом деле я очень прагматично подходил к своему творчеству. Да, у меня был фундамент в виде художественной школы и института, где поступал на Архитектуру. Но скажу, что лет 15 не брал кисти. И вот Москва работы нет, а есть квадратный холст как чистый лист. Почему квадрат? Потому что – это идеальная фигура на мой взгляд. Мои картины разного размера, но в основе всегда квадрат. У меня даже логотип/подпись квадратная. Я выбрал самые яркие и чистые цвета. Люблю яркую жизнь. Цветовая гамма одновременно и упрощает, и усложняет мою задачу. Ведь трудно передать глубину и объем в картине, имея в запасе одинаковые цвета по тону. Поп арт – здесь я скорее к своей философии привязал стиль, а не наоборот. Отвечая на вопрос про удачу и случайность, скажу, что, конечно, все это имеет место быть. Но важны труд и стратегия. Сейчас я явлюсь как Российским, так и Израильским художником.
ОЛЬГА: Вы говорите об успешном создании бренда Reznitsky.Gallery. У бренда всегда присутствуют ярко-выраженные атрибуты, целевая аудитория. Для бренда Reznitsky.Gallery это что? Может ли искусство быть брендом или тогда это дизайн?
РОМАН: Да! В последние годы крупные компании используют брендовые имена знаменитых художников, подтверждая тем самым маркетинговую власть современного искусства. И неотъемлемой частью Reznitsky.Gallery – создание бренда, мощного маркетингового инструмента. Мое творчество пропитано яркими красками, и я с легкостью перевожу это в сувенирную продукцию.
Мое мнение: в наши дни мало только лишь писать картины. Параллельно с этим я развиваю коллаборации, сотрудничество с брендами, читаю лекции и т. д. В этом мне, конечно, помогает опыт, когда я работал на посту арт директора в крупных компаниях.
ОЛЬГА: В одном из интервью вы сказали: «Сейчас меняю концепцию: в моих картинах все больше философии и все меньше эротизма». Одно с другим не совместимо? или скорее… разве это не понятия совсем разной категории?
РОМАН: Все совместимо. Конечно, я понимаю влияние массовой культуры, превратившей секс в инструмент продаж и манипуляций. Но у меня Эротика! Иногда меня спрашивают откуда корни эротизма в моем творчестве? Так вот они, как и многое в нашей жизни, — из детства. За подчеркнутым эротизмом обязательно скрывается некий скрытый штрих, отражающий современное общество. Эротика всегда будет присутствовать в моих картинах это моя визитка. Просто людей нашей эпохи не удивишь обнаженной натурой. Но теперь к эротическим деталям прибавляются новые смыслы и понятия – остроумные, грустные, волнующие. Разгадать эти смыслы – задача для думающей аудитории, к которой я и обращаю свое творчество. Кстати, в одной из своих лекций о 10 великих художниках я раскрываю тему эротики, муз, женского начала.
ОЛЬГА: Если о философии – над чем сейчас вы размышляете? Какие были темы ваших последних проектов? Какие ближайшие конкретные планы, по темам, географии?
РОМАН: Начну с философии. Конечно, я знаком с классиками поп арта Уорхолом, Ройем Лихтенштейном и Томом Вессельманом. Если классический поп арт это – отрицание какой-либо философии, то, в своем творчестве я создал собственный выразительный и узнаваемый стиль, полный иронии, юмора, эротики и философии. Каждая картина таит в себе две части – визуальную и философскую.
О проектах. Планы, как и у всех изменены, сейчас должен был быть в Штатах по своим арт проектом. Использую там ресурс Израильского художника. Этот рынок как никак другой мне интересен. Но и это время использую с пользой. Занялся скульптурой. Мне это очень интересно. Ведь яркие образы с картин легко перенести в скульптуру. Так же дописываю последнюю картину из серии «Страны». Серия «Страны» — это мои наблюдения о странах, культуре и о жизни в целом.
К концу лета готов представить публике эту серию из 6 картин (размер 150см х 150 см.) Картины будут выставлены совместно с фотопроектом. К каждой картине будет проведена фотосессия. Фотосет для картины – её вторая жизнь. Это не просто натурщица в мастерской, а возможность дополнить свою идею, сказать больше, чем уже сказано в картине. Много планов, связанных и с видео и развитием You Tube канала.
Фотографии предоставлены Романом Резницким
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель