Окунуться в мир антиквариата – это все равно, что совершить увлекательное путешествие, где можно встретить произведения старины, загадки, открытые и частные торги; где можно найти редкий бриллиант в коллекцию или греющий сердце серебряный подстаканник.
Слово «антиквариат» переводится с латыни как «старый» – это художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей, имеющих значительную ценность. Антиквариат в целом – это старые или редкие художественные произведения или другие ценные вещи, которые являются объектами коллекционирования и торговли. Увлекаются сбором антиквариата как частные коллекционеры, так и государство.
И в мире, и в России существует развитая сеть специализированных магазинов, аукционов, как физических, так и электронных, торгующих старыми редкими книгами, картинами и прочим антиквариатом.
Мир антиквариата так или иначе реагирует на потрясения окружающего мира и подстраивается под него. Мы поговорили с экспертом на рынке классического искусства в России: основателем аукционного дома «Русская Эмаль» Владимиром Лабазовым. Мы выяснили, как именно изменился российский рынок антиквариата за последний год и что на нем происходит сейчас.
Признаки, по которым вещь может быть причислена к категории антиквариата:
возраст не менее 50 лет,
раритетность – редкость или уникальность вещи),
(не)серийность,
связанность с исторической эпохой или с историческими событиями,
(не)возможность воспроизводства,
художественная, историческая или культурная ценность,
материальная ценность.
МАРИЯ: Владимир, для начала я не могу не спросить: как вы пришли на рынок антиквариата и почему выбрали именно его?
ВЛАДИМИР: Так сложилось, что мой отец в свое время увлекался антиквариатом, собирал эмаль, а я любовался его собранием. Позже у меня возникла идея сделать аукцион искусств и, конечно, коллекция отца определила наше направление деятельности. В России в то время аукционный бизнес – именно бизнес – представлен не был. Мне стало это интересно, и я начал им заниматься.
МАРИЯ: Если вспоминать прошедший год, то заметно, что на мировой арт-арене произошло большое количество ярких событий: торги за «Голубую Мэрилин» Энди Уорхола, которая стала самой дорогой картиной, созданной в XX веке, распродажа коллекции Гетти и собрания соучредителя компании Microsoft Пола Аллена, новость об отмене традиционных русских торгов, которые раньше регулярно проводили мировые аукционные дома, и так далее. Были ли подобные события на российском рынке антиквариата?
ВЛАДИМИР: На российском рынке сейчас не та ситуация, чтобы происходили какие-то крупные публичные продажи. Это не поощряется обществом сейчас, в сложные времена. Но частные сделки – да, безусловно, были, и были очень крупными.
МАРИЯ: Но о них не говорят публично?
ВЛАДИМИР: Нет, о них не говорят.
МАРИЯ: Если сравнивать состояние рынка антиквариата сейчас – в начале 2023 года и год назад, то какие изменения произошли?
ВЛАДИМИР: Сильно поменялось покупательское настроение. Любые сложные новости, вне зависимости от отношения покупателя к ним, снижают желание приобретать красивые вещи. С другой стороны, справедливости ради не могу не отметить, что покупатели-коллекционеры или покупатели, которые таким образом диверсифицируют активы, остались и продолжают приобретать искусство.
Про экономическую составляющую тоже важно не забыть: поменялась экономическая ситуация, разрушились старые связи.
Раньше много произведений искусства приезжало из Европы и других стран, это давало рынку возможность развиваться. Сейчас этого нет, это чувствуется.
МАРИЯ: А в целом антиквариат сейчас актуален? Что происходит на рынке в наше время?
ВЛАДИМИР: Актуален. Мы заметили, что верхний и нижний ценовые сегменты просели немного, но продолжают быть востребованными. Красивые вещи для дома, которые радуют глаз, будут всегда актуальны. Верхний ценовой сегмент – покупки свыше 600 тысяч рублей – это уже очень серьезное, крупное коллекционирование, оно тоже останется актуальным. Сейчас для коллекционеров вообще время возможностей – есть хорошие и уникальные произведений искусства, которые вышли на рынок.
19.06.2023
Фото || Аукционный дом “Русская Эмаль”
Автор || Мария Графутко
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….