Жан-Кристоф Спинози – всемирно известный скрипач и дирижер, один из лидеров современного аутентичного барочного исполнительства. Он проводит жизнь в путешествиях и на крупнейших сценах мира. Музыканта по праву называют одним из лидеров исторического исполнительства, блестящим знатоком и интерпретатором инструментальной и вокальной музыки барокко, главным образом Вивальди.
В последнее десятилетие Спинози значительно расширил и обогатил свой репертуар, с успехом дирижируя операми Генделя, Гайдна, Моцарта, Россини, Бизе в театрах Парижа (Театр Елисейских полей, Театр Шатле, Парижская опера), Вены (Ан дер Вин, Государственная опера), городов Франции, Германии, других европейских стран. В репертуаре ансамбля появились сочинения Шостаковича, Крама, Пярта, Бакри.
23 апреля музыкант и его ансамбль «Матеус» представляют концертную версию оперы Генделя «Ринальдо» в Концертном зале имени Чайковского. Опера прозвучит с участием международного состава солистов: Филиппо Минечча, Эмили Роуз Брай, Дары Савиновой, Рикардо Новаро, Екатерины Бакановой, Эрика Юренаса.
Мы задали Жану-Кристофу несколько вопросов:
Жан-Кристоф, как вы стали скрипачом и дирижером?
Все просто – из-за любви к музыке. Недалеко от моего дома была музыкальная школа. Скрипка стала моим любимым инструментом и одним из способов самовыражения. Но мне хотелось двигаться дальше, и вскоре я понял, что хочу стать дирижером. Как бы то ни было, могу сказать, что для меня хороши любые средства создания настоящей музыки, радости общения и эмоционального обмена.
Вы исполняете не только классическую музыку. Как публика воспринимает другие жанры?
Долгое время другие направления ценились меньше, чем классика, но сегодня мир изменился – «границы» разрушены. Есть много других жанров, которые волнуют. Это эхо жизни, общества. Людям, музыкантам, публике нужны новые пути. Это опыт, это как прыжок в пустоту для того, чтобы что-то изменилось. Так почему бы не совершить этот музыкальный скачок между жанрами и веками, сохраняя при этом всю необходимую строгость?
Менять устоявшееся мнение непросто?
Для разрушения стен требуется самопожертвование. И, мне кажется, сейчас для него самое время. Нужно идти в ногу со своей эпохой, чтобы делиться настоящими эмоциями. Мне совсем несложно это делать. Потому что одновременно это и радость, и головокружение, и почти детское удовольствие. У меня есть возможность работать с эмоциональными музыкантами, которым нравятся перемены и которые считают, что это не просто способ перейти на новый этап в музыке. Они делятся, обмениваются эмоциями.
Для вас много значат эмоции?
Это же музыка! Мы делимся тем, что чувствуем, – своими эмоциями. Это много значит. Это то, что заставляет нас двигаться вперед. Я живу с эмоциями и делюсь ими. Это естественно, это любовь, которая идет из души.
Какие у вас ближайшие планы?
Я «перелетная птица». По плану Опера Монте-Карло и музыка Чайковского и Штрауса к балетным постановкам и венгерским танцам. Затем я буду играть на Корсике, в Бретани, в Лионе. Потом Стокгольм, Германия, Швеция, Испания… Я также буду отмечать в Египте 150-летие создания Суэцкого канала и буду играть с египетскими музыкантами. Затем, возможно, запись концерта для CD, DVD.
Давайте поговорим о России.
В течение четырех лет каждый год я приезжаю в Москву и Санкт-Петербург. Этой весной я уже дважды дирижировал Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, который состоит из молодых музыкантов от 20 до 28 лет. У них есть возможность играть под руководством приглашенных дирижеров, и мне тоже выпала честь преподать им урок французского исполнительского стиля и прочесть знаменитые партитуры Дебюсси, Равеля и Сен-Санса.
И какие ощущения?
Я был единственным французом, которого пригласили. Я думаю, что они ценят мою работу, как и я ценю их. Это инициатива, которая дарит надежду, примирение, красоту. Я очень люблю такие проекты, которые выполняются на высоком уровне. Кроме того, это же «музыкальный обмен»! Такой опыт мотивирует.
Вы можете себя назвать французским послом музыки?
Я думаю, что все музыканты являются послами. Кстати, все послы должны быть музыкантами! Ведь музыка объединяет людей, и мир стал бы намного лучше. Это может быть утопично, но мы можем мечтать!
Фото из личного архива Жана-Кристофа Спинози
Автор || Жак Браше
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….