#Владислав Щепин. Интервью с продюсером выставки ПЭКШОТ

О «крупном плане» творцов экрана, о правилах игры в кинематографе и личном творчестве «киношников», и о том зачем снимают кино и зачем делают выставки ПЭКШОТ в интервью с продюсером выставки ПЭКШОТ Владиславом Щепиным.

Факты о Владиславе Щепине:

Родился в Баку. Окончил МГИМО (МИД СССР)

С 1994 года по 1998 — менеджер художественной Галереи «Ночные Художники»

С 1998 года — креативный директор бренд-студии Pilotazh

С 2005 года ведет проект «Выставка ПЭКШОТ» — более 25 групповых и персональных выставок в лучших экспозиционных пространствах Москвы и Риги, кинопроекты короткометражных и документальных фильмов, научный руководитель дипломных работ ВГИК, курс лекций “Музыка в Кино” в RICEBA (Латвия).

 

Факты о проекте «Выставка ПЭКШОТ»

Организатор Проекта — Бренд-студия PILOTAZH.

Автор идеи, бессменный продюсер с 2005 года — Владиславе Щепин.

Директор Выставки ПЭКШОТ — Алёна Мелессе

Кураторы выставки ПЭКШОТ-100-ВГИК — Евгений Яковлевич Березнер и Наталья Тарасова.

Авторы-участники выставки – Люди Кино, создатели лучших российских фильмов.

В этом году Выставка проводится в 10-й раз и посвящена 100-летию старейшей киношколы мира – ВГИКим. Герасимова. 

В экспозиции 10-ой выставки ПЭКШОТ около 200 работ, более 30 авторов, за спиной у которых более 300 топ-фильмов.

Выставка проводится при поддержкеСоюза кинематографистов, ВГИК им. Герасимова и киностудии им. Горького. 

Помимо современных авторов, будет представлена экспозиция работ выпускников и преподавателей ВГИКа прошлых лет – Сергея Параджанова, Александра Гринберга и Леонида Лазаревав оригинальном, авторском исполнении.

Место проведения 10-ой выставки ПЭКШОТ — Галерея Классической Фотографии

Время проведения: с 12 апреля по 9 июня

Автор фото - режиссёр Александр Котт. Участник ПЭКШОТ-2019

Автор фото — режиссёр Александр Котт. Участник ПЭКШОТ-2019

ОЛЬГА: Владислав, как Вам пришла идея проекта? Ведь у ПЭКШОТ большая история. С чего все началось?

ВЛАДИСЛАВ: Когда я вспоминаю ощущения 2005 года, то кажется, все кино состояло из небольшой группы, это было буквально человек пятьдесят, и я лично знал каждого. Кино и рекламу  делали не просто талантливые люди, а настоящие художники. Сегодня это очень узнаваемые имена. Я приходил к ним в гости, и они все рисовали. И режиссёры, и операторы, а художники-постановщики тогда еще принимались в кино только с серьёзным художественным образованием, с опытом, они проходили сложнейшие художественные конкурсы. Идешь к кому-то в гости и видишь огромное количество графики и живописи. Я всегда спрашивал: «А вы выставлялись или нет?». Я до этого работал менеджером частной галереи. Она называлась «Галерея ночных художников», мы делали выставки в ЦДХ. Я знаю, что такое выставка, знаю, что это очень интересно. Почти никто из моих друзей, киношников, не выставлялся. Вместе с художником-постановщиком Юлией Козловой мы начали активно искать место, где можно сделать выставку работ наших друзей.

ОЛЬГА: Опыт галериста пригодился? Видимо, сработало понимание, что если человек хорош как художник, то он должен выставляться?

ВЛАДИСЛАВ: Я уверен в этом. Более того, я учился во Франции по направлению галерейное дело, в рамках программы Министерства Культуры Франции. Я стажировался там несколько месяцев. Мы много ходили по муниципальным галереям и смотрели.

Александр Котт_16464972_1869055033337876_79036563706609664_n

Автор фото — режиссёр Александр Котт. Участник ПЭКШОТ-2019

ОЛЬГА: Киношники легко откликнулись на то, чтобы выставить свою подноготную?

ВЛАДИСЛАВ: Тогда мы даже не думали про киношников. Мы думали в первую очередь о тех людях, которые работали в кинорекламе. Нам показался очень интересным конфликт между тем, что в рекламе исключительно жесткие требования заказчика, а выполняют эти требования очень трогательные творческие люди.

ОЛЬГА: Название выставки «ПЭКШОТ» пришло сразу?

ВЛАДИСЛАВ: ПЭКШОТ (Packshot) – это крупный план продукта в рекламе. На самом деле, это тот кадр, из-за которого всегда мы получали шишки в рекламе. Клиенты приезжали и спрашивали: «А когда будут снимать ПЭКШОТ? А какой будет ПЭКШОТ? Как вы покажете наш продукт?». И нам показалось любопытной эта идея крупного плана. Мы решили, что на выставке покажем личность Киношника крупным планом – это и будет наш ПЭКШОТ.

ОЛЬГА: Это будет десятая по счету выставка. Какова периодичность?

ВЛАДИСЛАВ: По статусу — это ежегодные выставки. Был перерыв для Москвы, потому что три большие выставки мы провели в Риге. На очень высоком уровне. Были приглашены Кинематографисты Латвии, участвовали авторы из России, так что это были совместные латвийско-российские выставки.

ОЛЬГА: А почему Рига? У вас там корни?

ВЛАДИСЛАВ: Нет, просто друзья. В 2008 году я туда уехал работать и жить.

ОЛЬГА: Поэтому выставка называется международной?

ВЛАДИСЛАВ: У нас есть американцы, литовец, латыш, украинцы. В свое время мы возили эту выставку во Францию, в Германию.

ОЛЬГА: Состав участников увеличился с 2005 года?

ВЛАДИСЛАВ: Он постоянно меняется. Мы придумали для себя понятие «клуб» участников «ПЭКШОТ». Он огромный и включает в себя до 300 фамилий. Все по-разному реагируют на события. Кто-то говорит, что ничего нового не нарисовал, кто-то постоянно участвует. У нас есть костяк постоянных резидентов.

ОЛЬГА: Количественно этот состав более-менее постоянный?

ВЛАДИСЛАВ: Количественно да. В среднем, 40 авторов. Но они меняются, идет определенная ротация.

ОЛЬГА: Участие в выставке зависит от желания автора, или у вас есть критерии отбора?

ВЛАДИСЛАВ: Мы мечтаем о том, чтобы у нас была возможность выставлять всех. В этот раз к нас было 80 заявок.

Автор фото - оператор Александр Носовский. Участник ПЭКШОТ-2019. «Д.Харатьян 2003г днестровский лиман»

Автор фото — оператор Александр Носовский. Участник ПЭКШОТ-2019.
«Д.Харатьян 2003г днестровский лиман»

ОЛЬГА: Вы берете в свой клуб или на выставки людей топовых в сфере кино и рекламы, т.е.  известных?

ВЛАДИСЛАВ: Если совсем нахально говорить, то это все-таки частная выставка. Мы можем поступать так, как мы хотим. Есть определенный уровень, за который мы держимся.

ОЛЬГА: Уровень выдерживается по художественному подходу к работам?

ВЛАДИСЛАВ: За это отвечает Евгений Яковлевич Березнер, человек с огромным опытом и знаниями. Это куратор, в свое время был заместителем гендиректора в РОСИЗО. Это человек, который делал один из крупнейших фотофестивалей в России, был заместителем директора ММОМА по мультимедийным и фотопроектам. Это человек, который представляет российскую фотографию на мировом уровне. Например, в Хьюстоне на PhotoFest.

ОЛЬГА: У вас в экспозиции есть живопись, инсталляции, скульптуры. Даже будет перформанс. Как всё-таки вы проводите отбор?

ВЛАДИСЛАВ: У нас, конечно, не Третьяковка. Если работа пока ещё слабая, то мы скажем об этом прямо. Но как правило, это мастера очень высокого уровня. Они не делают ерунду. Они профессионалы и мастера в выражении важных для себя эмоций, мыслей, идей.  Другой вопрос, хватает ли у них технического мастерства. Честно скажу, в этом году уровень живописного и графического мастерства очень высокий. Я чувствую, что уровень растет.

ОЛЬГА: В хорошем смысле слова, это история очень элитарная? Для людей, которые в это погружены, которым это интересно. Это не для широкой публики, верно?

ВЛАДИСЛАВ: Костяк зрительской аудитории – это люди, которые любят кино.

iIcDfCPRHzM

Архивное фото предоставлено В.Щепиным.

ОЛЬГА: Это для внутреннего потребления, для людей, которые «варятся» в этой среде?

ВЛАДИСЛАВ: Я бы сказал пятьдесят на пятьдесят. На самом деле мы очень рады, когда к нам приходят случайные люди. Это сверхзадача для нас. В любом случае, это выставка изобразительного искусства.

ОЛЬГА: Уже сложилась группа постоянных зрителей, которые приходят на ежегодные выставки, или состав всегда меняется?

ВЛАДИСЛАВ: Состав публики всегда разный. Очень много людей приходит. Меня радует, что приходит молодежь, которой это интересно.

ОЛЬГА: Вы работаете на разных площадках? В Галерее классической фотографии вы в первый раз?

ВЛАДИСЛАВ: Мы никогда не повторяемся. Это принципиальная позиция. Выставки так и называются «Выставка на Тверской», «Выставка во ВГИКе»…

ОЛЬГА: Эта выставка юбилейная, приуроченная к 100-летию ВГИКа им. Герасимова. Вы специально подбирали авторов?

ВЛАДИСЛАВ: Юбилей ВГИК-100 лет – для нас хороший повод. Эта дата заставляет нас быть чуть более требовательными. Но это не историческая выставка. Хотя у нас есть очень заслуженные авторы. Например, режиссер Игорь Масленников, который снимал «Шерлока Холмса» и «Зимнюю вишню». ПЭКШОТ —  тот срез сегодняшнего кино, который, как нам кажется, соответствует этой дате.

У нас нет ограничений. Там представлены не только ВГИКовцы но и совсем молодые авторы. «Приурочена» — это неправильное слово. Для нас ВГИК  — это культовое место, некий образ. Очень многие ругают ВГИК. У нас свое видение. Мы посвящаем выставку ВГИКу с целью показать, сколько есть талантов, за которыми надо тянуться.

Автор фото - оператор Евгений Привин. УчастникПЭКШОТ-2019

Автор фото — оператор Евгений Привин. УчастникПЭКШОТ-2019

ОЛЬГА: Вы довольно часто упоминаете в анонсах, что это выставка-провокация. Кого вы провоцируете, что есть предмет провокации?

ВЛАДИСЛАВ: Провокация в том, чтобы противопоставить жёсткое коммерческое кино и очень лиричных людей, которые его делают.

ОЛЬГА: Вы все кино относите к коммерции? Есть ведь артхаусное кино, авторское кино. Это тоже очень тонкие и интимные вещи.

ВЛАДИСЛАВ: Артхаусные фильмы мы могли бы показывать как личные работы. Мы иногда делали коллекции и показывали отдельные фильмы во время выставок.

ОЛЬГА: Понимаю, кино — это продукт на продажу и для массового потребления. Можно сказать, что вашим авторам ПЭКШОТ очень важно показать свое личное творчество, приоткрыть себя, потому что даже если фильм очень успешен и узнаваем, это все-таки продукт коллективного творчества, приглаженный и припомаженный.

ВЛАДИСЛАВ: Я думаю, что неверно говорить, что кино приглажено или припомажено. Только один процент киношников, с которыми я общаюсь говорит, что им все понравилось в фильме. Постоянно присутствует ощущение, что продюсер не дал денег, сценарист что-то не написал, оператор не туда посмотрел, актер не так сделал. А вот оговорки о том, что это не их собственное творчество встречаются все время. Дело даже не в том, что коммерция диктует. Те мастера, с которыми мы встречаемся на ПЭКШОТе — реальные монстры. Испытывают ли они неудовлетворенность? Да. Выплескивают ли они эмоции в свои фотографии или рисунки? Да. Мы хватаем этот момент … мы провоцируем автора на то, чтобы в какой-то момент он отказался от недостойной коммерческой задачи. Чтобы он ценил свое личное творчество и свое личное «я». Эта буква «я» может быть больше чем заработок.

ОЛЬГА: А что говорят сами участники ПЭКШОТа? Что им дает это участие? Для чего они это делают?

ВЛАДИСЛАВ: Я таких слов от них не слышал. Я спрашивал: «Зачем ты это делаешь?». Но вопрос остается вопросом для них самих, как правило.

1QlAm9hhZIk

А,Котт и В.Щепин на выставке Эдуарда Галкина в ЦДХ. Из архива В. Щепина

ОЛЬГА: А вы знаете, зачем они это делают?

ВЛАДИСЛАВ: Да, знаю. Потому что это настоящие творцы, талантливые люди. Они чувствуют неудовлетворенность, им хочется это сделать. Во многом они устали от коллективного труда. Это лейтмотив проекта. В этом году, я услышал это громче всего. Раньше этого не было. Сегодня все, с кем я общаюсь говорят, что устали от огромного количества людей, от конвейера. Они хотят делать что-то свое. Например, Владимир Гудилин, художник-постановщик «Стиляг», сказал примерно так: «Если бы я бросил сейчас кино, то через два года я бы стал зарабатывать  не меньше, продавая свою живопись…» Но что-то важное удерживает его в Кино.

ОЛЬГА: У вас есть планы по развитию самой структуры, концепции или вы полностью удовлетворены той формой, в которой проект существует сейчас?

ВЛАДИСЛАВ: Я думаю, что десятый юбилейный ПЭКШОТ станет в определенном смысле поворотным, и нам придется что-то менять. Нам хочется вмешиваться в экспозицию. Мы уже начали это делать. Мы уже начали показывать работы не так, как авторы хотят их видеть. Мы уже на уровне кураторского отбора сделали свою подборку. Если раньше мы очень деликатно, на уровне отношения к ребенку, общались с каждым автором, то сегодня мы хотим делать выставку, подчиненную новой драматургии, новому сценарию.

ОЛЬГА: То есть Выставка как отдельный продукт?

ВЛАДИСЛАВ: Да, выставка как отдельный продукт. Я думаю, что это важно для развития ПЭКШОТа, и будет интересно для авторов.

ОЛЬГА: В рамках выставки делается какая-то параллельная программа? Встречи с авторами работ?

ВЛАДИСЛАВ: Кинопоказы ВГИКа, несколько мастер-классов, презентации Фотокниги оператора Александра Носовского, несколько встреч с мастерами, авторские кинопоказы и многое другое.

Будет вечер ответов на все вопросы мироздания от Аддиса Гаджиева. Это художник, писатель, режиссёр, он входит в правление Союза кинематографистов, и это один из тех людей, кто занимается развитием, именно развитием, изобразительного процесса в кино.

Архивное фото предоставлено В.Щепиным.

Архивное фото предоставлено В.Щепиным.

ОЛЬГА: Вы не выставляете свои работы как автор?

ВЛАДИСЛАВ: Я в Риге выставлял свои мозаики. Я все время мечтаю повесить в качестве своей работы рамочку золотую и написать в ней «Выставка ПЭКШОТ». Я считаю, что выставка ПЭКШОТ — это моя главная работа.

ОЛЬГА: Есть работы которые особенно понравились?

ВЛАДИСЛАВ: Меня поразил Евгений Привин — оператор. Его фотоработы совсем другого класса. Что-то с ним происходит. Мы работаем с ним с 1999 года. Они принес совсем новые работы, мне нравится видеть эти изменения. Удивил Владимир Гудилин, который вдруг принес маленькие деревянные скульптуры. Мне скорее хочется говорить о том, кто чем удивил, поразил. Оценивать я сейчас не могу. Не хочу разбирать эту выставку. Хочу наблюдать ее целиком.

ОЛЬГА: В этот раз у вас даже будет перформанс.

ВЛАДИСЛАВ: Да, это наши любимицы режиссёры мультимедиа Лиза и Полина Манохины.

ОЛЬГА: Это будет разовый показ?

ВЛАДИСЛАВ: Я надеюсь, что мы это снимем, и повесим QR-код по которому можно будет увидеть это.

ОЛЬГА: Можете рассказать отдельно о проекте Мерзликина? Он сделал проект «Антиселфи».

ВЛАДИСЛАВ: Это очень личное его отношение. Я знаю, из чего состоит этот проект. Это наша кураторская работа. Мерзликин очень выразительный человек, который в силу своей актерской профессии и в силу своего жизнелюбия, попадает в очень яркие декорации. Его само-фотографирование в этих условиях отличается от наших с вами привычных городских селфи. Это каждый раз Супер селфи. Но выставлять эту историю просто как «селфи» было бы неразумно и не очень интересно. Поэтому Андрей снял видео, в котором он задается вопросом, «а было ли селфи в эпоху Ивана Грозного?». Так как он снимал это видео в исторических декорациях, то это работает как анти-анти-селфи. Это заявляется как антиселфи, но на самом деле это мега селфи. Это селфи, доведенное до таких высот, что никто из этих «щелкальщиков» с палочками до такого никогда не дотянется.

ОЛЬГА: Мне интересно ваше личное мнение о бесконечных селфи. Я бы сказала, что мы живем в век селфи. Каково ваше отношение?

ВЛАДИСЛАВ: Я считаю, что это нормальный этап развития визуального искусства в фотографии. Любое нажимание кнопки на фотоаппарате сегодня — это художественный акт, потому что автор фиксирует не все подряд, а выбирает что фотографировать, как, когда.  Я не считаю селфи самолюбованием, это скорее включение себя в окружающий мир. У меня нет негативного отношения к селфи.

ОЛЬГА: У Мерзликина похожее отношение?

ВЛАДИСЛАВ: Это надо видеть! При том, что Андрей  — это человек, который умеет писать маслом. У него есть актерская и гражданская позиции, очень активная. Он способен встать перед многотысячной аудиторией в Риге и спросить: «Что вы сделали, чтобы видеть хорошее кино. Вы пробовали его искать? Вы сидите и ждете, когда вам постучат в дверь». Он это сделал и просто перевернул зал.  Я от него такого не ожидал. Это актер совершенно другого уровня.

Художник-постановщик Эдуард Галкин. Живопись. Из серии работ «Песни Высокцкого» Участник ПЭКШОТ-2019

Художник-постановщик Эдуард Галкин. Живопись. Из серии работ «Песни Высоцкого»
Участник ПЭКШОТ-2019

ОЛЬГА: Это юбилейная выставка ПЭКШОТ. Обдумывая формат, вы думали о чем-то особенном?

ВЛАДИСЛАВ: Если честно, то нет. Она просто десятая по счету. Мы служим другим датам.

ОЛЬГА: ПЭКШОТ — это только вдохновение и интерес, но не коммерческий проект?

ВЛАДИСЛАВ: Абсолютно некоммерческий и даже не пиаровский. Алена Мелессе, генеральный директор «Пилотаж кино», одновременно является директором выставки. Уже сколько лет она занимается этим в свободное время. Она тратит на это личное время. Зачем? Наверное, это радость в чистом виде.

ОЛЬГА: Я уже спросила, для чего в выставках участвуют авторы работ. А для чего проектом «Выставка ПЭКШОТ» занимаетесь вы?

ВЛАДИСЛАВ: Началось все с того, что нам хотелось познакомиться с огромным количеством интересных людей. Более того, мы познакомили между собой операторов, режиссеров, художников , которые до этого не могли общаться, потому что как правило, они общаются только в конкурентной среде. И вдруг, они пришли в пространство, где они все — Авторы. И они все раскрылись и стали нормально общаться. нам звонили и просили посоветовать хороших художников. Мы нашли кучу художников. Когда приехал в Латвию, то я никого не знал. После выставки в Spikeri я познакомился с отличными операторами, художниками-постановщиками.

ОЛЬГА: Вы считаете, что то, что вы задумывали в 2005 году, удалось?

ВЛАДИСЛАВ: Результаты есть, мы двигаемся вперед. Нам нравится развиваться. У нас в голове уже следующая выставка. Мне очень хочется сделать выставку обнаженной натуры в рамках ПЭКШОТ. Я думаю, что обнаженная натура — это некий идеал изобразительного искусства. Здесь важно умение говорить красиво и деликатно, показывая обнаженность. Это может быть не обязательно обнаженность людей, но даже городов и чего-то еще.

ОЛЬГА: Тогда можно сказать, что даже ваша выставка ПЭКШОТ, поскольку она показывает внутреннее состояние, довольно личное и интимное состояние, тоже обнажение людей?

ВЛАДИСЛАВ: Так было в определенный момент, когда мы неожиданно сдернули с них маску афиши и за ней обнаружили эмоции. Мне нравится, что сегодня многие авторы открываются. Все большее количество авторов, не стесняясь. хотят это делать. Для меня это важно. Можно ли считать, что они обнажились? Да, наверное. В этом есть какое-то откровение.

Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель

Поделиться: