“Дизайн – это философия жизни”
Каждое утро мы просыпаемся и начинаем свой день с одного и того же: любимая чашка, привычная одежда, знакомые здания по дороге на работу. Однако в суете серых будней мы перестаем обращать внимание на вещи, которые кажутся нам обыденными, будь то видавшая виды, но удобная сумка, свежеокрашенный фасад старого дома напротив, новый модный кухонный сервиз. Всем ли известно, что скрывается за той или иной картинкой: было ли создание окружающих нас предметов спонтанной идеей, или за этим стоит целая творческая история?
На вопрос, является ли дизайн искусством, наша героиня ответила: «Дизайн – это философия жизни, воплощенная через искусство проектирования. Это завтра, которое ты увидел и воплотил сегодня, а люди стали в этом жить, носить, любить, творить и создавать свой личный, комфортный и уютный мир». О дизайне и жизни мы поговорили с профессором, доктором технических наук, членом-корреспондентом Российской академии художеств, Вице-президентом Союза дизайнеров России, членом Союза архитекторов России, Академиком Национальной академии дизайна Викторией Семеновой.
ОЛЕСЯ: Начнем с банального: почему дизайн? Виктория, как вы стали дизайнером и почему решили связать с этим делом жизнь?
ВИКТОРИЯ: И ответ тоже совершенно банален – случайно. Я хотела поступить в Гидрометеорологический университет на «Океанологию», однако в год, когда я закончила школу, набора не было. Гуляла по Невскому проспекту, увлеклась красивым зданием на Большой Морской, 18, – это был Санкт-Петербургский государственный институт текстильной и легкой промышленности им. С.М. Кирова – зашла посмотреть и на много лет осталась. Друзья, театральная студия, команда КВН, баскетбол, учеба по специальности «Инженер конструктор-технолог» давалась как-то естественно. Со второго курса работала в Доме моделей кожгалантерейных изделий им. Бебеля, тогда он находился в Таврическом саду. С четвертого курса параллельно стала разрабатывать оборудование и модульные конструкции для офисов и магазинов, оформлять витрины и входные группы. Сильно увлеклась эргономикой пространства. И было уже не оторваться, одно следовало за другим: обувь, аксессуары, костюм, графический дизайн, архитектурная среда, градостроительство. Интересная специальность, в которой нет предела совершенству, и учиться можно до скончания лет и работать на результат приятно.
ОЛЕСЯ: Вы специалист в области дизайна костюма и дизайна среды. Что общего в этих двух направлениях дизайна и связаны ли они друг с другом?
ВИКТОРИЯ: На вопрос о связи «архитектура – город – мода» ответить коротко не получится. Попробую перечислить объединяющие понятия: эстетика, эргономика, функциональность, утилитарность, конструктив и уют, средства укрытия тела и демонстрации социального статуса. Для обеих сфер важна идея, и для проектирования и создания объекта и там, и там важны свойства материалов, конструктив, инженерия, технологические возможности времени.
Город – открытый архитектурный музей культурных эпох, а мы все постоянные посетители. Хотим – сохраняем, не хотим – убираем. Только не в запасники, поэтому надо пять раз подумать прежде, чем уничтожить здание. Однако и не всякий костюм возможно повторить и восстановить. «Новодел» и «mass market» не моден ни в одной из областей. Современный мир потребления стремится к «fast food», он слишком быстр, а настоящие Архитектура и Костюм восхищают веками, даря нам радость созерцания истинной уникальности. В то же время современные технологии и материалы дарят новые инженерные возможности, и, наряду с историческим костюмом и зданиями, мы видим удивительные по красоте и инженерной мысли современные технологические и медиа решения как в костюме, так и в архитектуре. В общем, связь есть, и она прямая.
ОЛЕСЯ: У вас очень интересная профессия. Но давайте развеем идеализированные и романтические представления о ней. К чему нужно быть готовым? Рутина в работе дизайнера среды, интерьера, костюма – какая она?
ВИКТОРИЯ: Само рождение идеи многим представляется идеализированно и романтично. Конечно, этот процесс идет каждый раз по-разному и по времени, и по мукам или молниеносности. А дальше, и правда, рутина – минимум 70% времени, а радость создания готового объекта – не более 30%. Профессия дизайнера предполагает достаточно навыков и умений: от познаний в области искусства, науки и технологий, инженерных и конструкторских навыков до психологии, в силу постоянного общения с абсолютно разными людьми.
ОЛЕСЯ: Вы профессор нескольких российских университетов, преподаете на кафедрах дизайна среды, дизайна костюма, компьютерного дизайна, много работали в европейских вузах, проектах. Вам нравится взаимодействовать со студентами?
ВИКТОРИЯ: Да, мне нравится работать со студентами. Это всегда взаимный процесс: у меня большой практический опыт, у студентов много неожиданных решений, другое мировоззрение. Всегда есть чем поделиться и что обсудить, даже и поспорить. Не менее интересно работать с представителями власти – на протяжении многих лет я провожу мастер-классы для госслужащих. Благодаря достаточно широкой аудитории мой опыт становится полезен всем – я наполняюсь знаниями не меньше, чем студенты. Анализирую, передаю свой опыт дальше. Важна любая аудитория – взаимосвязь дает возможность увидеть и сформулировать более эффективный путь решения задач, ведущих к цели.
ОЛЕСЯ: На ваш взгляд, критично ли региональные вузы уступают в профессиональной подготовке петербургским, московским, европейским?
ВИКТОРИЯ: Обучение дизайну, конечно, разнится и в городах и в странах. Сильные кафедры есть не только в Санкт-Петербурге и в Москве, но и в Екатеринбурге, Новосибирске, Омске и других городах. Все и всегда зависит от специалистов, от сильных теоретиков и практиков. В дизайне важно все: от общеобразовательных предметов до профильных. Важно, как человек сам развивается в своей профессии: философия, музыка, искусство, какие фильмы смотрит, что и как ест, какой образ жизни ведет, какой сегмент рынка выбрал, кому собрался продавать то, что решил создавать.
На мой взгляд, у нас в стране долгое время не хватало практической базы, однако, всегда была прекрасно развита искусствоведческая основа. Странный переход был сделан к дизайну, перепутаны понятия и терминология. Теперь пожинаем плоды. Специальность «Дизайн» включает в себя все, но много нужных предметов были исключены, например, начертательная геометрия – именно она формирует объемное мышление.
В европейских вузах мало внимания уделяется «ручному рисованию» – компьютерная графика и не более. Ориентированность на продукт «продать сегодня» лет десять назад привела в тупик, однако западные коллеги вовремя опомнились и немного поменяли стратегию образования.
ОЛЕСЯ: Что вас вдохновляет в современном дизайне архитектурной среды городов?
ВИКТОРИЯ: Мы живем в период парадокса архитектурной среды: градостроительная схема и организация исторической части городского пространства устаревают, требуя иного содержания, нового опыта взаимодействия с человеком. Создание нового, качественного окружающего нас мира требует новых смыслов, однако необходимо сохранить идентичность и историческую ценность каждого города. Много лет назад я сформулировала важнейший принцип профессиональной работы в городском пространстве – «слышать, видеть, ощущать», подразумевающий не только создание архитектурно-градостроительных условий для формирования новой среды, но и организацию различного рода мероприятий, нацеленных на привлечение в это пространство горожан.
Современное развитие территорий предполагает слаженное взаимодействие нескольких составляющих: наука – инновации – городские объекты. Устойчивое развитие города и создание благоприятных условий жизни для населения – сегодня, безусловно, приоритетное направление. Комфортная городская среда, уютные жилые кварталы, наличие публичных мест для общения неизбежно создадут в городе «креативную экосистему», способную вырабатывать и возобновлять необходимую для городского организма жизненную энергию.
Город – это организм. Городу нужен пульс, смысл жизни и здоровое сердце.
ОЛЕСЯ: Расскажите о своих любимых городах и об их преимуществах перед другими.
ВИКТОРИЯ: В России, конечно, Санкт-Петербург, Москва, Сочи – города, где очень часто бываю и провожу много времени. Абсолютно разные, интенсивно развивающиеся, полные жизни. Это города, подаренные мне Судьбой. Если о европейских городах, то, с точки зрения концентрации эпох, конечно, лидер – Валенсия. Для меня этот город как «машина времени». С точки зрения гармоничных неординарных архитектурных решений в городской среде – Лондон. В целом, нельзя сравнивать: везде и все зависит от людей, архитектуры, культуры, искусства, кухни, природы и погоды, от цели твоего пребывания. Одно безусловно: население города – это и есть преимущество.
ОЛЕСЯ: У вас много наград и побед в международных конкурсах, безусловно, вы внесли огромный вклад в развитие дизайна городской среды Санкт-Петербурга и не только. Какое свое достижение вы считаете самым важным?
ВИКТОРИЯ: Самое важное достижение – два замечательных сына. С научной точки зрения, так получилось, что зачастую, мне выпадала роль первопроходца. Диссертации писала и защищала во времена кризисов, когда, в силу экономической ситуации в стране, освобождалось время от практической деятельности. Кандидатская диссертация была первой в стране в области проектирования кожгалантерейных изделий. Даже пришлось получить 10 патентов, так как считалось, что «науки в сумках нет». Заодно, разработала систему размеров для ортезов и их стали более массово производить. А с практической точки зрения, благодаря возможности создания уникальной структуры в Научно-исследовательском и проектном центре Генерального плана Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга и благодаря решениям администрации города под моим руководством была разработана целая система документов и выполнена серьезная комплексная работа в области дизайна городской среды, включая регламенты городских магистралей, архитектурное освещение, фасады зданий и сооружений, торговый уровень, информационные конструкции, монументальное искусство, цветочное оформление. За шесть лет более 200 глобальных работ.
ОЛЕСЯ: Виктория, чем вы занимаетесь в свободное время?
ВИКТОРИЯ: Люблю путешествовать, обожаю водить автомобиль, гулять пешком и наслаждаться городом. Раньше ездила в аэропорт, просто садилась в ресторане и смотрела на суетливых людей, спешащих на рейсы, – было интересно, как одеты, как себя ведут. Как будто смотрела документальный фильм. Еще встречаюсь с друзьями и ем много мороженого. Люблю танцевать. И ничего не делать тоже бывает очень приятно.
Фото || из личного архива Виктории Семеновой
Автор || Олеся Суджан, главный редактор
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ВЕСНА 2021