Валери Лейде. Интервью с художником и скульптором

Легкость и устойчивость

Героиня этого интервью Валери Лейде – француженка, которая не побоялась сменить карьеру журналистки на амплуа художницы и скульптора, перевернуть свою жизнь с ног на голову, и стала от этого только счастливее.

Валери прекрасно говорит по-русски, обожает Россию и коллекционирует старинные русские прялки.

О том, как художница из Марселя полюбила Россию, пришла в искусство и нашла себя мы поговорили в специальном интервью для этого номера.

ОЛЕСЯ: Валери, как все началось? Как и почему вы стали художницей?

ВАЛЕРИ: Я родилась в Марселе, и всю свою жизнь до того, как начала заниматься искусством, я писала тексты и речи на разные темы. Долго работала в политической журналистике, а также занималась связями с общественностью и пиаром. Честно говоря, с самого детства меня привлекала поэзия и художественная литература, и сама я тоже писала стихи. А еще меня всегда интересовало искусство – вначале как тема для текстов.

Но вот однажды моя жизнь изменилась – и я сама стала человеком искусства. Конечно, все произошло неслучайно. Как говорила Марина Цветаева, «случайность – это неведомая закономерность».

Можно сказать, в моей жизни всегда присутствовал «треугольник» интересов: поэзия, архитектура и философия. Все это между собой связывает искусство. Поэтому я всегда чувствовала, что обязательно должна прийти в арт-мир, но в свое время. Всё произошло совершенно неслучайно: я замужем за артистом, у меня много друзей-художников, мой лучший друг – архитектор.

ОЛЕСЯ: А вы помните тот день или момент, когда вы поняли, что «вот оно случилось – я пришла в искусство»?

ВАЛЕРИ: Это случилось не так давно – четыре года назад. Конечно, я рисовала всю жизнь, но это было несерьезно. А в 2018 году на Рождество мой муж подарил мне мольберт, который купил в Токио. Это было попадание в «яблочко» – удивительно, потому что мы никогда ранее не обсуждали мое увлечение живописью. Так вот, однажды утром мы собрали этот мольберт, и я начала рисовать. Когда холсты закончились, я нашла в сарае кусок картона. И стала не только рисовать – мне хотелось экспериментировать : выжигать рисунки, как татуировки, оставлять «невидимые шрамы», что-то клеить… Я поняла, что начинается что-то мое – личное. Это было вдохновение и свобода. Сейчас я перешла на объемные скульптуры – и это более продуманный этап. Тогда все было неосознанно, из самой глубины души.

Возможно, на мою тягу к искусству повлияла моя семья: мои родители работали переплетчиками книг, папа занимался тиснением, a от мамы я получила любовь к дизайну интерьера. Кстати, как воспоминание о родителях я создала проект «Немые книги», который был представлен в 2019 году на ярмарке современного искусства в Тбилиси – Tbilisi Art Fair. Это арт-объекты из картона, кружева, ткани, ниток, они напоминают мне о моем детстве.

Проект «Немые книги», ярмарка современного искусства в Тбилиси – Tbilisi Art Fair, 2019

ОЛЕСЯ: Валери, вы сменили профессию в возрасте, когда многие боятся и не хотят что-то менять. Это было смело. Вы хороший пример того, что всегда можно найти свое дело, главное – не бояться перевернуть свою жизнь с ног на голову. Вас не пугала возможная критика и неприятие вашего творчества арт-сообществом? 

ВАЛЕРИ: Мне повезло: люди, с которыми я общалась, говорили мне, что мои работы интересные, и советовали продолжать. Это меня, конечно, мотивировало. Мне было важно слышать такие слова. Вообще, может показаться, что я очень быстрый художник – за четыре года нашла свой путь и пришла в искусство. Но, нет, я могу сказать, что как раз, наоборот, я очень медленный художник – я шла к своему призванию более 40 лет.

Меня всегда восхищали люди, которые могут внезапно все бросить и начать жизнь заново: например, оставить бизнес и уехать жить в лес, если так требует их душа. Мне кажется, в наше время таких случаев все больше, и отношение к этому становится проще. А почему бы и нет?

Признаюсь, конечно, вначале я переживала, что у меня в резюме нет строчки «закончила художественный университет». Но потом я подумала: а почему это должно останавливать меня от исполнения моей мечты?

ОЛЕСЯ: Вы прекрасно говорите по-русски и любите культуру и историю России. С чего началась ваша любовь ко всему русскому?

ВАЛЕРИ: Это тоже история про интуицию. Все началось с фильма по роману Жюля Верна «Михаил Строгов», который я увидела в 10 лет. Фильм рассказывал про путешествие курьера Михаила Строгова по поручению императора из Москвы в Иркутск через всю Сибирь. И та картина меня просто заворожила: снег, церкви, Кремль, люди! Я начала читать переводы Чехова, Тургенева, Пастернака. Мне кажется, что фильм «Доктор Живаго» я могу нарисовать по кадрам – столько раз я его видела!

В старшей школе я уже твердо знала, что хочу учить русский и узнать лучше культуру России. Я хотела стать переводчиком с русского языка. В лингвистическом университете каждый год я ездила на стажировки в Москву. Затем я работала журналистом во Франции, но по-прежнему мечтала поехать работать в России и искала способ, как это сделать. Как-то я послала резюме на должность пресс-атташе в Посольство Франции в Москве и прошла конкурс. Семь лет я жила, общалась и узнавала страну. Писатели, художники, журналисты, артисты – я нашла много новых друзей. И изменилась внутренне – я почувствовала какую-то духовность, осознанность. Мне кажется, в моих работах сейчас это тоже отображается.

Затем я продолжила работать в Париже – в связях с общественностью в Обществе помощи больным раком. Это тоже был важный этап в моей судьбе – я встретила смелых людей, людей науки, и изменила свой взгляд на жизнь, многое сделала, и главное – переосмыслила себя, перестала быть эгоцентричной. Мое творчество рассказывает и об этом тоже. Каждый жизненный этап был как ступенька лестницы, наверху которой должно было появиться мое искусство.

Один из экспонатов выставки «Aggelos ou l’appart des anges», 2022

ОЛЕСЯ: Валери, вы сейчас активно выставляете свои работы. В каких выставках вы уже принимали участие?

ВАЛЕРИ: Я участвовала в выставке Carrousel du Louvre в Париже, в Вильфранше-Сюр-Мер, в Италии в Лукке со своими рисунками, в ярмарке в Тбилиси, Грузия. И, конечно, я мечтаю показать свои работы в Москве.

 

ОЛЕСЯ: Ваша последняя выставка «Aggelos ou l’appart des anges» – это объемные современные скульптуры. Получается, вы начали свой творческий путь с картона и перешли на трехмерные формы?

ВАЛЕРИ: Да, идея ангела пришла ко мне через картон, который я прошивала нитками, жгла и покрывала аппликациями. Картон – удивительный материал, он хранит наши воспоминания и проживает много жизней. Я говорю о перерабатываемом картоне, все мы используем его в быту – он легкий и прочный, и как будто обладает памятью – через сколько рук проходит каждый лист картона? Мне кажется, тема экологии и ресайклинга очень важна. Так вот, картон был первым шагом к моим скульптурам-ангелам – после него я начала использовать и «вторичные» ткани.

Идея ангелов появилась полтора года назад. Когда я начала работать над этой коллекцией – в изоляции во время пандемии, то не могла уже остановиться – я поняла, что это мое. Если честно, я даже не заметила, что произошло в мире.

Aрхитектор и коллекционер Андре Стерн написал: «…Нити, словно убеленные сединой, застыли в музыкальном порыве, они погружают нас в медитативный транс. Эта застывшая мелодия навевает фантастические видения – лоскутки вуали, будто нити Ариадны, напоминают исчезающий туман; сложные переплетения тончайших сетчатых нитей, будто нитевидный каркас, являются источником нервного импульса, они развертываются, чтобы превратиться в тончайшей работы повязки, за которыми скрываются наши раны, наши шрамы, наши сожаления, переплетенные надеждами. (…)». По-моему он точно понял куда я стремлюсь.

Воздушная скульптура, выставка «Aggelos ou l’appart des anges», 2022

ОЛЕСЯ: Как вы относитесь к тому, что ваше искусство кто-то может назвать «интерьерным»?

ВАЛЕРИ: В жизни очень важно уметь строить «мостики». Между тем, что мы любим, чего мы желаем, и что мы можем, должны быть связи. Однажды один покупатель попросил меня добавить лампочку в мою скульптуру, чтобы использовать ее как люстру. Я согласилась, потому что если зрителю нравится то, что я делаю, то почему бы и нет. Я не собираюсь производить массовые товары, но соединить свое искусство с дизайном я не против.

ОЛЕСЯ: Тема этого номера «Мода на искренность». Насколько в вашем искусстве важна искренность?

ВАЛЕРИ: Все мои работы про искренность. Когда я была журналистом, конечно, я писала тексты, которые не выражали мое личное мнение. Но сейчас в своем творчестве я могу позволить себе быть полностью искренней.

Фото || Françoise Spiekermeier, www.leydet.art
Автор || Олеся Суджан vk @sudzhan_olesya

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2022

Поделиться: