#Андре Роггер. Интервью с главой коллекции Credit Suisse

Представьте себе банковский офис с картинами современных художников на стенах. 

Andre Rogger

«Мы создаем площадку для обмена — социального, интеллектуального, культурного. Я надеюсь, что это вдохновляет людей и дает новые возможности», — говорит Андре Роггер, глава коллекции Credit Suisse – одного из пионеров корпоративной арт-активности, который занимается культурным патронажем и коллекционированием произведений искусства уже более 30 лет.

Последние 4 года банк выступает стратегическим партнером российской ярмарки современного искусства Cosmoscow, которая проходит в сентябре в Москве. Мы встретились с Андре и поговорили про сотрудничество с ярмаркой и современное искусство.

Denis Savary Etrusques, 2013 Стеклянные арт объекты Коллекция Credit Suisse в офисе Genva Belair Фото: Yves André, St. Aubin

Denis Savary Etrusques, 2013 Стеклянные арт объекты Коллекция Credit Suisse в офисе Genva Belair Фото: Yves André, St. Aubin

ОЛЕСЯ: Банк Credit Suisse является стратегическим партнером ярмарки современного искусства Cosmoscow. Что означает «быть стратегическим партнером»? Какие именно функции вы выполняете?

АНДРЕ: Попытаюсь объяснить так, как я это вижу: стратегический партнер – это партнер, который старается «идти в ногу» и быть вовлеченным в процесс. Credit Suisse поддерживает молодых художников, предоставляя финансовые гранты и приобретая работы. Cosmoscow отличная платформа для того, чтобы продемонстрировать приверженность компании к искусству и культуре, у банка и ярмарки современного искусства много общих ценностей.

ОЛЕСЯ: Что изменилось за четыре года сотрудничества Cosmoscow и Credit Suisse?

АНДРЕ: За четыре года ярмарка современного искусства выросла и стала узнаваемой в России и за рубежом. Хочу отметить качество представленных произведений и уровень организации. Функции банка как стратегического партнера тоже расширились: с 2016 года мы проводим большую отборочную работу претендентов на премию Credit Suisse и Cosmoscow, в рамках которой оказываем финансовую и менторскую поддержку начинающим российским талантам. Кроме того, с 2017 года победитель имеет возможность провести месяц в арт-резиденции при культурном центре PROGR в Берне.

В рамках партнерства с Cosmoscow мы формируем арт-коллекцию для московского офиса: в нее уже вошли работы Светланы Шуваевой, Евгения Антуфьева и Артема Филатова.

ОЛЕСЯ: Какие еще ярмарки искусства и арт-проекты поддерживает банк?

АНДРЕ: Credit Suisse поддерживает искусство уже более 30 лет, активно сотрудничая с ведущими культурными учреждениями. Среди наших партнеров Национальная галерея в Лондоне, Шанхайский музей, Кунстхаус в Цюрихе, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Тайбэйский музей изобразительных искусств и другие.

Claudia Comte Big Bob, his square friend and their diamond totem, 2013 3 деревянных скульптуры и настенная живопись Коллекция Credit Suisse Collection, инсталляция в лобби конференц-центра Geneva Forum Фото: Yves André, St. Aubin

Claudia Comte Big Bob, his square friend and their diamond totem, 2013, 3 деревянных скульптуры и настенная живопись, Коллекция Credit Suisse Collection, инсталляция в лобби конференц-центра Geneva Forum Фото: Yves André, St. Aubin

ОЛЕСЯ: Расскажите про коллекцию искусства Credit Suisse.

АНДРЕ: Коллекция Credit Suisse сегодня насчитывает более десяти тысяч произведений искусства. Мы стараемся делать акцент именно на молодых художниках. Большая часть коллекции расположена в офисах банка в Швейцарии: в залах для переговоров с клиентами, служебных помещениях. Вначале мы пополняли коллекцию работами только швейцарских авторов, но вот уже несколько лет покупаем произведения художников из Нью-Йорка, Лондона, Москвы и других городов.

В рамках стратегии нашей коллекции важно приобретать арт-объекты, которые будут хорошо смотреться на стенах  и идеально вписываться в офисные пространства.

Произведения искусства в коридорах и рабочих кабинетах помогают сотрудникам мыслить творчески, а банку дают возможность подчеркнуть ценности, на которые опирается компания.

Cosmoscow

ОЛЕСЯ: Какой принцип отбора картин для коллекции банка?

АНДРЕ: Коллекционирование искусства для Credit Suisse — это не столько инвестиции, сколько вовлеченность: мы не отслеживаем цены, не ищем звездных художников, наша главная цель – поддержка молодых талантов. Мы покупаем около ста произведений в год, и отслеживать их стоимость было бы довольно сложно. Если бы у нас была цель, обусловленная экономическими причинами, мы бы приобретали 1-2 работы известных мастеров в год, но мы рассматриваем наши инвестиции в искусство, скорее, как интеллектуальные.

С точки зрения смыслового наполнения мы следим, чтобы приобретаемое искусство хорошо сочеталось с нашей многонациональной и разнообразной бизнес-средой, то есть мы стараемся избегать провокационных и слишком противоречивых тем.

ОЛЕСЯ: Устраивает ли банк свои выставки или, может быть, проводит вернисажи в рамках рабочего пространства?

АНДРЕ: Многочисленные клиенты, которые приходят к нам каждый день, могут наслаждаться искусством в фойе, офисах и конференц-комнатах. Иногда по предварительной договоренности мы проводим экскурсии для посетителей и сотрудников, но специальные выставки и показы не устраиваем.

Asya Marakulina

Персонал банка владеет информацией, знает про коллекцию и картины. Многие менеджеры по работе с клиентами регулярно слушают дополнительные образовательные лекции по арт-маркетингу, коллекционированию, концепциям современного искусства. Клиенты, видя вокруг себя картины, задают много вопросов!

Кстати, картины в офисах банка постоянно меняются. В начале коллекционирования мы просто наполняли помещения банка искусством, но за последние годы уменьшился метраж рабочих пространств, и у нас уже не так много свободного места на стенах, мы можем расположить на них меньше работ.

Когда ты собираешь коллекцию, самый проблемный вопрос: где хранить и где вешать все картины? Все-таки, банк — это не музей, стен не так много, свет не специальный.

В каждой комнате можно разместить одну-две работы. Поэтому банк попеременно экспонирует произведения. Получается, приходить в один и тот же офис длительное время – это как ходить на разные выставки. Мне кажется, за день в музеях не бывает столько людей, сколько иногда в наших офисах.

Ася Маракулина

Ася Маракулина

ОЛЕСЯ: Из всех пространств банка какое лично вам нравится больше всего?

АНДРЕ: Мой любимый офис это наша штаб-квартира на Парадеплатц в Цюрихе, потому что там много комнат, и они все разные: большие, маленькие, старые, новые. Само здание очень красивое. Мне кажется, важно, в каком месте и окружении висит картина.

ОЛЕСЯ: Лауреатом Премии Credit Suisse и Cosmoscow 2018 стала Ася Маракулина. Прокомментируйте такой выбор.

АНДРЕ: Выбрать победителя премии всегда непросто: на первом этапе экспертный совет, состоящий из четырех влиятельных арт-профессионалов, определяет двадцать кандидатов из длинного списка. Далее международное жюри из пяти арт-экспертов выбирает победителя Премии.

В этом году после длительных обсуждений лауреатом стала Ася Маракулина. Она работает в нескольких медиа, использует различные инструменты и техники. В своих произведениях, представленных на Cosmoscow 2018, она размышляет о том, как человек движется по городу в соответствии с определенной структурой. Ее работы — понятные, зрелые,  «многослойные». Credit Suisse приобрел три из них для офиса в Москве.

Хочется увидеть творчество Аси в дальнейшем развитии, ее мультимедийные работы. Она иллюстратор и художник-постановщик анимационных фильмов, этот опыт может ей помочь в профессиональном росте. Мы пригласили ее приехать в Швейцарию.

Важные факты:

Стратегическое партнерство Credit Suisse с Cosmoscow началось в 2015 году и является инициативой банка по поддержке развития рынка современного искусства в России.

Победитель совместной премии ярмарки современного искусства Cosmoscow и швейцарского банка Credit Suisse получает грант в размере 3 000 швейцарских франков, менторскую поддержку от экспертов банка и ярмарки и арт-поездку в Швейцарию.

Победитель также может провести месяц в арт-резиденции культурного хаба PROGR в Берне.

Коллекция Credit Suisse насчитывает более 10 000 работ молодых художников.

В штате Credit Suisse более 46 000 человек.

Автор || Олеся Суджан, главный редактор

sbnWO5zp3hc

*Эту статью можно прочитать в печатном номере журнала #16, осень 2018

Безымянный

Поделиться: