#Саша Петросян. Интервью с pr-директором, художником

 

Мы поговорили с художником и pr-директором сети салонов «Пальчики» Сашей Петросяном.

Ольга: Александр, продолжая обдумывать наш разговор, я решала – что вывести на первый план в заголовке, обязательном по формату рубрики: художник или пиарщик. Для меня основополагающим в вас, а потому и в нашей беседе является то, что вы художник. Вы можете поменять место работы, область своей трудовой деятельности, получить еще одно образование, но художником вы останетесь всегда. Но случилось так, что познакомились мы благодаря тому, что вы возглавляете pr-службу сети салонов «Пальчики». Этот формат салонов красоты, впервые появившись в Нью-Йорке широко распространился по всему миру и в 2007 году докатился до нас. А потом к процессу присоединились вы и сумели задать новый вектор презентации бренда.  Сотрудничество известных брендов с известными художниками в интересах обеих сторон факт не новый. Это уже хорошо опробованный инструмент пиара. Но не думаю, что вам было легко продвинуть свою идею. Как вы ее представили, чем аргументировали? 

Саша: Любой проект в целом в «Пальчиках» принимается довольно легко, если он правильно аргументирован. Так произошло и с новым проектом Пальчики Concept Art. Так как я сам близко связан с современным искусством, очень хорошо понимаю начинающих художников, которым хочется рассказать о себе. В связи с чем мною и был придуман такой проект, который помог бы молодым дарованиям рассказать о себе. Коллаборации между брендом и художником, это действительно довольно популярная история на Западе, но чаще действительно делается акцент на том, что бренды выбирают уже известные имена для сотрудничества. Отличие нашего проекта именно в том, что здесь мы стараемся рассказать про еще неизвестных никому художниках. И такая идея, что называется пришлась по вкусу.

Работы Антона Тотибадзе в салоне «Пальчики»

Ольга: Вам дали карт-бланш в выборе художника, проекта? Антон Тотибадзе – очень выигрышный ход, о нем точно не скажешь, что он начинающий и мало известный. Несколько слов о том, как вы полностью опровергли поговорку – «Первый блин комом».

Саша: Здесь следует уточнить, что проект с Антоном – это совершенно отдельная история. Четыре года назад у нас произошел полный ребрендинг салонов, когда мы обновили и дизайн интерьеров, и саму концепцию, собственно мы и сейчас продолжаем это делать в некоторых наших салонах. Именно тогда и была реализована модная и функциональная концепция лофт, в сочетании со стилем фьюжн, чтобы среда была комфортна для посетителей любого возраста и пола. Именно тогда состоялась и наша коллаборация с Антоном Тотибадзе, который написал нам картины для обновленных интерьеров салонов. Что касается реализации нашего первого нового проекта, то действительно, в выборе художника мне был дан карт-бланш, но я искал именно такого художника, который был бы, так сказать, внутренне и по стилю понятен нашей целевой аудитории.

Ольга: Уверена, что ключевое значение имеет то, что вы сами художник. Поэтому давайте о сути. Вы же учились в легендарной Британке — Британской высшей школе дизайна, по программе Михаила Левина «Современное искусство». Но поступали вы в Британку на Pre-Foundation Art & Design с целью дальше изучать fashion-направление. Потом поняли, что «современное искусство гораздо интереснее и ближе. Оно помогает лучше понимать и выражать себя» — ваши слова. Внутри сообщества все с вами согласятся, я тоже присоединюсь. Но – это, как если бы сделать отсылку к общей теме вашего первого проекта на курсе в Британке «Внутреннее и внешнее» — за пределами тесного сообщества сопричастных к современному искусству, тема его значения, всеобщего понимания и востребованности постоянно на повестке обсуждений. Что вы можете сказать на личном опыте: вы уже были состоявшимся в профессии, в жизни человеком, но почувствовали необходимость войти в «воды современного искусства», тратя при этом много своего времени, сил и денег — как сейчас вы оцените свой шаг?

Не мы 6″

Саша: Это довольно долгая и непростая личная история. Как я всегда говорю, что мой близкий друг посоветовал мне поискать себя в чем-то еще помимо работы. Не могу сказать, что в 30 лет, когда я решил пойти учиться в Британку, у меня уже произошел кризис среднего возраста. Но однозначно то, что мне требовалась некая смена деятельности. Когда работаешь довольно продолжительное время в pr-сфере, то в какой-то момент ты осознаешь, что профессионально и эмоционально выгораешь. Именно поэтому мне потребовалась некая смена видов деятельности. Тем более, что учеба помогла мне раскрыть и себя в достаточно широких аспектах и, как говориться, найти общий язык со своим сознанием и телом. Однозначно, что это был один из лучших шагов в моей жизни. И я до сих пор отчасти сожалею, что мне пришлось прекратить учебу на Foundation Art & Design в связи с новыми обстоятельствами, которые произошли у меня в профессиональной сфере.  Могу подчеркнуть, что одним из бесценных опытов в учебе для меня стал тот преподавательский состав, который и вдохновлял меня на многие вещи, и умело направлял в моем творческом пути.   

Ольга: Меня очень заинтересовали и идея, и сами ваши работы, которые вы представили в рамках общего проекта «Внутреннее и внешнее». Я соглашусь, что создаваемый образ, который в реальности практически всегда далек от выдуманного «оригинала», часто из-за невозможности, я бы даже сказала из-за нежелания смириться с этим несоответствием идеального реальному, некоторых людей толкает на то, что они предпочитают путь одиночества. Время же после того проекта прошло, у вас появился новый опыт, мы все постоянно трансформируемся, меняем взгляды. Но что-то остается всегда неизменным. Ваша позиция по этому вопросу претерпела изменения? Как вы считаете – это как раз один из основополагающих моментов, определяющих неизменную суть человека, т.е. позиция по этому вопросу вообще не может поменяться, условно некоторые люди считают «либо всё — либо ничего». Или с опытом мы все всё больше идем на компромиссы?

Саша: Очень хороший вопрос. Я уже долгое время исследую вопрос одиночества. Помню, что во времена моей учебы в университете меня сильно трогал вопрос предательства. Я тогда был влюблен в прозу французского писателя Жана Жене, который исследовал эту тему, пожалуй, досконально. Благодаря чему мой научный руководитель посоветовала мне писать дипломную работу на тему предательства государства Виши во времена Второй мировой войны. Со временем тема предательства у меня трансформировалась в вопрос глобального одиночества любого человека, из которого и рождается то самое предательство. Помните эту замечательную метафору про стадо дикобразов, которые бредут по ледяной пустыне, им холодно они жмутся друг ко другу, и тут же ранят друг друга иглами. Попытки любого человека претворить в жизнь свою идеальную мечту делают его глубоко одиноким. Поэтому в данном вопросе моя позиция осталась неизменной. Одиночество любого человека – это действительно один из основополагающих маркеров, которые не меняются со временем. Оно может быть замаскировано жизненным опытом, но совершенно не говорит о том, что человек отказался от своей внутренней сверхидеи. Идя на уступки, мы частично предаем самое себя. Скажем так, компромисс рождает в человеке волну ненависти – к себе, другому, другим. И как он будет справляться с этим – у каждого свой путь и не всегда простой. Как говорит мой папа – каждый человек должен пройти свою пустыню. Она и приносит тот опыт, благодаря которому мы понимаем, в какой степени мы готовы идти на компромисс, и вообще готовы ли мы к нему.

The Judas kiss

Ольга: А ваши любимые, правильнее даже сказать — созвучные вам, «говорящие с вами на одном языке» художники? Вы упоминали Фрэнсиса Бэкона. Как вы можете охарактеризовать связывающий вас язык, что вас в нем привлекает, роднит, что делает его для вас «своим»?

Саша: Опять же Бэкона мне «подарила» Британка. Я до сих пор помню тот день, помещение, лица преподавателя и сокурсников, когда я впервые увидел его работы. Именно он в одном своем интервью сказал, что главное в искусстве – оно должно поражать. Пожалуй, именно благодаря такому подходу к пониманию искусства в целом он мне очень близок. Мы часто на занятиях с Алексеем Мандычем и Михаилом Левиным обсуждаем различные работы современных художников. И я постоянно прихожу к мысли о том, что позиция Бэкона для меня является ярким маркером в оценке произведений современного искусства. Если говорить о других художниках, чьи работы мне интересны и вдохновляют, то мой топ будет выглядеть следующим образом: Адриан Гение, Герхард Рихтер, Люсьен Фрейд, Марк Ротко.

Ольга: Вы хотели бы сделать «карьеру» художника, стать узнаваемым, выставляться? Какие у вас планы на этот счет? Мне кажется неправильным, когда художник, которому есть что сказать в своих работах «пишет в стол». Хотя именно такие художники часто сомневаются и ждут, стремясь как раз к нарисованному в голове идеалу. Те, кто освоил технику и считает, что это сделало его художником, обычно тут же демонстрируют свои навыки всему миру.

Саша: О, да. Сомнение – это страшный бич для меня. Я всегда крайне критичен к своим работам. Иногда бывают моменты, что мне хочется спрятать их от друзей, которые приходят ко мне в гости, чтобы не знать, что они скажут на их счет. У меня есть близкий друг, чье мнение для меня крайне важно. Его критика для меня также бесценна, и он же помогает мне обрести уверенность в моих собственных силах. Стать большим художником, наверное, такая мечта есть у любого человека, который занимается современным искусством. Однако, я знаю, насколько эмоционально и физически тяжело даются мне мои работы. Иногда это просто невыносимо. И к своему большому сожалению, бывают периоды, когда я просто не могу притронуться к холсту. Это происходит потому, что я знаю — произведение впитает мои собственные силы. Пожалуй, важным фактором остается и момент, который вы правильно обозначили как «есть, что сказать». Он тоже заставляет меня сомневаться. А смогу ли я сказать то, о чем говорят художники веками, но в своем стиле и духе. Как говорится, многие знания умножают скорбь.

No name / Mermaid

Ольга: И возвращаясь к планам pr-компании сети «Пальчики» — к Новому Году вы украсили создающим настроение праздника орнаментом витринные окна салонов. Сейчас это особенно важно, в этом году праздник во многом зависит от того, как мы его себе «нарисуем». А создание настроения – это ведь политика бренда – в ваши салоны красоты гости приходят вместе с друзьями, чтобы иметь возможность общаться, в то время как мастера оказывают им профессиональные услуги. Все мы живем с надеждой, что проводим этот год и следующий подарит нам свободу общения, практически утраченную. Ваши планы по сотрудничеству с художниками, галереями на весну следующего года?

Саша: Как сказала в одном интервью Нина Литвинова, соучредитель сети «Пальчики» и бьюти-омбудсмен – мы работаем в индустрии красоты, а красота сама по себе оптимистична. Действительно, основная задача нашей сети – это создать настроение всем гостям. Именно поэтому я твердо уверен, что будущий год поможет нам изыскать новые возможности в том числе и в продолжении проекта Пальчики Concept Art. В планах обновлять витрины раз в полгода, поэтому следующий сезон обновления – это весна-лето 2021 года. Этот период всегда ассоциируется с сочными красками оживающей природы. Поэтому уже сейчас мы смотрим на работы художников, которые представлены в галереях. Нам, несомненно, интересно поработать с рядом авторов. Уже есть даже пара имен, которые нас заинтересовали, но раскрывать все карты не будем. Всё можно будет увидеть уже ближайшей весной!

Ольга: Тема сотрудничества с галереями очень многоплановая. Сейчас ведь модно привносить интерактивность во всё. У вас в салонах есть мониторы, показывают ролики. Вы можете посмотреть художников галереи, отобрать авторов, интересных вам для проекта, отснять их работы, может даже их комментарии и показывать в салонах, а ваши гости могут голосовать и выбирать художника, кто создаст весенний проект для сети. Тем самым ваши клиенты сами могут подключиться к искусству. Как вам идея?

Саша: Да, идея, действительно интересная, главное ее правильная реализация и возможность донести до всех наших гостей зачем и почему мы это делаем. Таким образом, вновь, мы сможем поддержать молодого художника.

Ольга: И в качестве алаверды к этой моей идеи – можно договориться о том, чтобы художник, делающий оформительский проект, предложил интересный вариант рисунка сезона для маникюра, авторский, так сказать «ограниченным тиражом» — то есть только на время проекта и на тему проекта. Это же такая интересная коллаборация получится. Клиенты будут знать, что это, кто это. Практически «искусство в твоих руках».

Саша: Несомненно, что если мы сможем разработать такой дизайн совместно с художником и, чтобы была возможность нашим мастерам его повторить используя, например, те же оттенки, которые выйдут в весенней палитре лаков Nailor – это будет привлекательно для всех гостей. Что позволит в свою очередь, как вы правильно заметили, гостям заполучить искусство на своих руках. Хотя я сторонник минималистичного дизайна, поэтому надо подумать, каким образом возможно этот момент реализовать в маникюре.

The Diablo (Tarot)

Ольга: Сейчас есть хорошая возможность познакомиться с художниками, осуществить предварительный просмотр. Сейчас ведь в силу вынужденных обстоятельств у всех галерей популярны онлайн проекты. Но живые работы, общение с авторами ничто не заменит. И с искренней надеждой, что осуществятся все ваши планы художника и pr-директора Cabinet de l’art поздравляет вас с наступающим 2021 годом. Саша, удачи и уверенности, что искусство тоже формирует реальность!

Саша: Спасибо большое за интересное интервью и вопросы. Остается пожелать вашему изданию, чтобы в 2021 году вы смогли бы реализовать все задуманные проекты и продолжать рассказывать вашим читателям о том, что происходит в мире современного искусства.

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: