Katrin Z. Интервью с художником

 

 

В Московском музее современного искусства до 17 апреля 2022 года в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА проходит выставка «Между весельем и удовольствием» молодой российской художницы Katrin Z. В проекте представлена живопись и скульптура, выполненные на стыке поп-арта и наивного искусства. Мы поговорили с художницей о ее творчестве.

ОЛЬГА: Катрин, вас представляют в пресс-релизе выставки в ММОМА как Katrin Z. aka Freakin’ Hot Art – художницу, отражающую взгляд поколения Z на материальные ценности, радость жизни и удовольствия. Про теорию поколений Уильяма Штрауса  и Нила Хоува и то, что поколение Z- это люди, родившиеся примерно с 1997 по 2012 годы, слышали все. Как все теории, она весьма условна. Теоретически поколение Z   интересуется наукой, технологиями и искусством, плюс люди этого поколения экономны. Как вы считаете, так ли сильно и главное окончательно время рождения разделяет людей по системе ценностей в жизни или есть другие факторы? А может быть система общепринятых ценностей вообще не константа для одного конкретного поколения, а меняется с течением времени, по мере изменений в обществе, экономике, политике, социальной сфере?

KATRIN: Любая теория дает возможность систематизации, а дальше встает вопрос, насколько нам важно разбираться в структуре теории. Это задача социологов. Моя задача как художника через искусство говорить с миром и высказывать свою позицию открыто, честно.

Я считаю себя человеком поколения Z, я могу говорить в искусстве только о том, с чем лично соприкасаюсь и какие процессы и людей наблюдаю вокруг. Меня интересуют люди. Я не иду в теорию, чтобы потом переложить ее на человека. Я иду к человеку, чтобы создать самостоятельно собирательный образ через свою рефлексию и наблюдения.

Отвечая на ваш вопрос, я не считаю, что конкретный промежуток времени так важен. Есть общие черты поколения Z, то, что пришло в общество вместе с нами. И наше увлечение искусством, технологиями, экологией и так далее вовлекают людей других поколений в новую культуру тоже. Я верю в наш импульс. Система ценностей меняется благодаря множеству факторов, но в своей выставке я стараюсь напомнить зрителю, что помимо бесконечных научных рассуждений, человек остается человеком и ему доступны простые радости вне идеологии, политики и других систем.

Colours Of Spring, Серия “Smth about u” 2021

ОЛЬГА: Вы – художник, исследующий пространство тотальной искренности. Что такое тотальная искренность? Можно быть немножко искренним?

KATRIN: Искренность – вопрос, который меня всерьез интересует. Понимаете, человек может быть уверен, что он искренне вовлечен в политику или в бизнес-процессы. В конкретный момент ему это искренне интересно. А тотальная искренность – это то, что нам интересно в мире и в жизни вне зависимости от тех социальных ролей, в которые мы вовлекаемся во взрослой жизни. Мне нравится теория трансактного анализа, в которой рассказывается о том, что мы рождаемся спонтанными, открытыми новому опыту детьми. Мы испытываем чистую радость. Не завидуем и не идем на поводу у своего ЭГО. Мы влюбляемся в жизнь, хотим учиться новому, реагируем на мир не через поведенческие шаблоны, а спонтанно и напрямую. Это про внутреннего ребенка, который навсегда остается в структуре нашей психики. Это я считаю тотальной искренностью. Не играть в жизнь, а жить ее. Не думать, что я чувствую радость сейчас, а чувствовать ее. Быть немножко искренним – не бояться поделиться горем, сплетней, НО бояться поделиться радостью или страхом, признать свою уязвимость. Могу очень долго об этом рассуждать.

Click & flash1, Серия “Guilty pleasure”, 2022

ОЛЬГА: Катрин, выставка в ММОМА не первая ваша персональная выставка. В 2021 году в городе Сатка у вас была выставка и называлась она «Не-взрослые». Почему в этом городе? И как родилась идея выставочного проекта?

KATRIN: Я начала свою выставочную деятельность в 2020 году в Лондоне, после на ярмарке Art Russia Fair в 2021 году показала серию работ «Мультяшки». Заглавная картина стенда была приобретена коллекционером, с которым мы долго обсуждали тенденцию «тяжелого» современного искусства и как важно, чтобы были альтернативы. Искусство не остается в стенах музея, оно приходит домой к человеку и с ним может быть просто хорошо жить. Коллекционеру понравилось настроение работ и тема, и благодаря ему мне предложили подумать, есть ли мне что сказать жителям Сатки через персональную выставку. Сатка является площадкой Уральской индустриальной биеннале, важнейшего события для российского современного искусства. Все проекты биеннале глубокие, исследовательские и направлены на осмысление индустриальности во всех проявлениях. Но жители Сатки – люди, которых не может волновать только сложная институциональная повестка. Поэтому мне хотелось именно в этом городе «идти» к каждому конкретному человеку с сообщением о простой человеческой радости, счастье и теплых детских воспоминаниях. Во главе выставки был большой 3х метровый медведь из мягких игрушек и каждый день приходили дети. Нам присылали радостные детские отзывы от школьных групп и родителей. Это и было для меня самым главным.

GinTheMood, Серия “Smth about u”, 2019

ОЛЬГА: Прошел год, и вот новая выставка. Анализировать себя и своё творчество очень сложно. Но мы всегда субъективны и в оценке себя, и в оценке других. Если говорить о вас как о художнике – что изменилось и изменилось ли? А что можете сказать о себе, изменились ли вы за год?

Connection, Серия “Guilty pleasure”, 2021

KATRIN: Я – очень молодой автор. На момент выставки в Сатке мне было 18 лет и я говорила о том, что волновало меня в тот момент. Мне казалось странным, что люди часто «играют во взрослых», будто специально отдаляясь от той части себя, которая помнит детство. А детство – это эмоции. Я вижу много холодных людей вокруг. И серия мультяшек – мой искренний призыв вспомнить время, когда мы видим мир широко открытыми глазами, и нас переполняет чувство, что все еще впереди.

В новой серии работ я сохраняю настроение. Это связывает все мои произведения разного времени. Но от образов мультяшных персонажей я переключила наблюдение на то, что нас окружает. Мне интересно углубляться в характеры людей. Один из залов выставки – работы, в которых мы видим собирательные портреты людей без участия человека. В голландской жанровой живописи часто использовали предметы для дополнения представления о характере изображаемого человека. Книги, музыкальные инструменты, выбранный цвет стен в кабинете – все это рассказывает нам о человеке. А иногда и больше, чем он сам. В своих работах я раскрываю человека без него самого. Зритель может додумать, кто живет в этой комнате. В материальном мире человек через предметы, интерьер, одежду ищет способ сообщить что-то о себе. Предметный мир – наш безопасный способ транслировать картинку себя. Мои картинки искренние. И это послание может стать поводом каждому посмотреть, какой образ человек так упорно ежедневно старается смоделировать. И насколько это совпадает с тем, что внутри. Это во многом про самоидентификацию человека. 

Тема, которая меня интересует скорее эволюционирует, углубляется и открываются новые углы восприятия, а не изменяется.

ОЛЬГА: Ваша выставка в ММОМА называется «Между весельем и удовольствием». Давайте поговорим о веселье и удовольствии, тем более что сам проект задумывался как антидот от пониженного настроения и тревожности в наше сложное время. У вас есть работа «Ярусы радости», и она представлена на выставке. Конечно, язык художника обладает безграничными возможностями, слова более формализованы, хотя свобода толкования есть. Катрин, можно радость распределить по ярусам, и, если да – какая получится конструкция?

Ярусы радости. Серия “Guilty pleasure”. 2022

KATRIN: Частично я уже ответила на этот вопрос ранее. Основа и фундамент этих ярусов – спонтанность в противовес жизни «по сценарию». Человеку очень сложно эту спонтанность, необусловленность в себе обнаружить. Основа – это точно знать, что ты по-настоящему любишь, чему радуешься, что заставляет тебя любить жизнь.

Второй ярус – разрешить себе быть собой и проявлять искренние эмоции и чувства.

Третий ярус – наша ответственность найти возможности обеспечивать себе эту радость, делать жизнь людей вокруг лучше без «причинения добра», а по-настоящему. Искренняя радость внутри, она никак не может нарушать свободу людей вокруг. А мы часто ищем ее во вне, а все что во вне, подразумевает межличностный контекст, где появляются границы. Поэтому важно искать правду внутри.

ОЛЬГА: Еще хотелось бы услышать ваши «11 минут удовольствия» – увидеть вашу работу под таким названием тоже можно на выставке. Если бы, например, вам сказали – Катрин, у тебя есть 11 минут, когда ты можешь получить, испытать, сделать абсолютно что хочешь, чтобы получить от этого удовольствие – какими бы были эти 11 минут?

KATRIN: 11 минут удовольствия, инструкция))

Не универсальная, замечу, потому что искреннее удовольствие у каждого свое.

Для меня: 11 минут наедине с собой, красивой музыкой в месте, которое духовно отражает всю полноту слова «Дом». Это просто картинка место+событие, за которой на самом деле стоит огромный диапазон ощущений. Доверие, тепло, радость, нежность, вдохновение, уверенность в выборе, чувство принятия и очень много чего еще. Неслучайно именно этот сюжет в вариациях изображается на моих картинах. Во многом, это мои автопортреты состояний.

11 минут удовольствия. “Guilty pleasure”. 2022

ОЛЬГА: Катрин, что вы будете делать или хотели бы делать после завершения выставки в ММОМА? Иными словами, ваши планы или ваша мечта?

KATRIN: У меня есть послание, которое хочется сделать видимым для людей. Чтобы это произошло, художнику необходимо показывать свои работы, иначе как он встретится со своим зрителем. Такую площадку диалога дают галереи, онлайн платформы, СМИ, музеи. Поэтому я планирую и дальше развиваться как в российской, так и в зарубежной среде искусства.

На выставке в MMOMA я впервые показываю свою серию керамики и неоновых объектов. Я экспериментирую с медиумами по единому принципу: что еще может помочь мне передать то настроение, о котором я так много говорю? И смело иду в эти поиски. То, что ты делаешь искренне не может быть правильным или неправильным. Мое искусство – честное. И это главное для меня. Надеюсь, что мое послание сделает мир отдельного человека чуть светлее.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

Поделиться: