#Наталия Зайченко. Интервью с архитектором Cosmoscow

obl11

COSMOSCOW не сразу строилась…

С 8 по 10 сентября 2017 года в московском Гостином Дворе прошёл юбилейный выпуск единственной в России международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Ярмарка отметила свое 5-летие введением новой секции Collaborations, которая объединила российских и международных участников; обширной некоммерческой программой под названием «Где революция?», приуроченной к 100-летнему юбилею Октябрьской революции; и специальными масштабными инсталляциями. 
Впечатлившись организацией и дизайном  арт-ярмарки, мы решили поговорить с архитектором Cosmoscow Наталией Зайченко и узнать, как всё устроено с архитектурной точки зрения. 

3501954

Наталия, ярмарка Cosmoscow занимает огромное пространство и принимает большое количество посетителей. С чего всё начинается?

Вначале составляется общий план экспозиции. Я проектирую ярмарку по определенному техзаданию: продюсеры и менеджеры собирают заявки от галерей. Это не быстрый процесс: в марте участников может быть 10, а в июле – 15, в этом году в ярмарке принимает участие 54 галереи. В течение нескольких месяцев случается около 20 апдейтов плана. Бывает, в последнюю минуту что-то меняется. Но всегда надо помнить про установленные сроки, ведь есть договор с Гостиным двором, строителями, подрядчиками. Их работа – это этап монтажа, а для меня рабочие чертежи с размерами всех стен, электричеством и т.д.

А вы посвящаете галереи в архитектурные планы ярмарки? И есть ли для них какие-то требования?

Общий план экспозиции заранее высылается галеристам. По нему сразу понятно, откуда следуют основные потоки, где главный вход, вип-зона, кафе, выставки аукционов и коллекционеров, площади-паузы и т.д.

Требования, конечно есть. Также как экспертный совет выдвигает свои правила, например, разрешает представлять не более 2 художников от галереи, так и архитектор рекомендует, что можно, а чего нельзя: например, за красные линии мебель в экспозиции выступать не должна, променады всегда должны быть чистыми. В общем, запрещено нарушать общую архитектурную концепцию выставки, и очень важно ведущим было искусство, а не дизайн.

3612102

Архитекторы помогают галереям составлять «план развески работ»?

В содержательную часть экспозиции мы не вмешиваемся. Мы помогаем технически:  иногда бывают очень тяжелые работы, мы планируем, где они разместятся и усиливаем стену металлоконструкциями. Однажды на ярмарке была работа,  которая весила тонну.

 С архитектурной точки зрения что нового  было в Cosmoscow 2017?

Общественные пространства всегда требуют креативных решений, и каждый раз они должны быть  новые. В прошлом году сцена была из бумажных коробок, в этом году – из профнастила. Также в этом году я использовала форму круга. Круглая сцена, круглые пуфы для сидения, круги на табличках с обозначением секций ярмарки, в навигации и этикетаже к работам. Это особая история: всё началось с того, Иван Горшков, «художник года», специально для Cosmoscow 2017 сделал круглый «фонтан» и вокруг него скульптуры. А круглые элементы Cosmoscow 2017 так его негласно поддержали. Мне нравится, когда пространство прошито некими темами. Тогда происходит диалог: вы встречаете их по ходу ярмарки много раз, пусть неосознанно – и чувствуете какую-то архитектурную шутку или художественную историю. Это создаёт настроение, заставляет внутренне улыбнуться.

3638252

Наталья, вы рассказываете, как человек, влюбленный в свою работу. Вам нравится «строить» Cosmoscow?

Этот проект – очень интересное и ответственное дело. Я делаю Cosmoscow уже четвёртый раз. И именно с Cosmoscow я начала глобально заниматься дизайном выставок: «Интермузей» в Манеже, Выставка проектов агенства стратегических инициатив, Фестиваль Политеха…

Откуда вы берёте вдохновение на создании концепции, плана ярмарки?

Меня вдохновляют европейские выставки. Вообще, в архитектурном деле насмотренность очень важна. Венецианская арт-биенале, I Saloni в Милане – там очень много искусства, инсталляций. И интересно то, как это технически сделано – ведь они постоянно решают одни и те же задачи: лавочки, этикетки, зоны отдыха. И каждый раз делают это решение уникальным!

3533299

Поделитесь по-секрету: на Cosmoscow 2017 у вас есть наиболее понравившийся художник?

Любимые авторы – Бродские, старший и младший, отец и сын. Очень приятно, что они оба и архитекторы, и художники.

 

беседовала ЕВГЕНИЯ ПЛОХИХ, шеф-редактор

Поделиться: