11 апреля в отечественный кинопрокат выходит мистическая трагикомедия «Домовой». 19 и 22 марта жители Москвы смогут посетить рок-оперу «Братья КарамазоВЫ». Два этих культурных события объединяет актриса и певица Екатерина Гусева. Редакция Cabinet de L’Art встретилась с ней и пообщались о карьере в театре и кино, о Достоевском, о мистике и актерском ремесле.
МАРСЕЛЬ: Екатерина, скоро вы будете везде: в кино выходит «Домовой», в театре – рок-опера «Братья КарамазоВЫ». Для начала поздравляю вас с этим.
ЕКАТЕРИНА: Спасибо, собственно, ничего не изменилось… я так и начинала: театр и кино. В 2002 году вышел мюзикл «Норд-Ост», и тогда же пошла в эфир «Бригада». Уже лет семнадцать я так и работаю. Не смогла сделать выбор. И сейчас опять тот самый момент, когда два в одном.
МАРСЕЛЬ: Давайте сначала о «… Карамазовых». Почему именно Достоевского выбрали для себя?
ЕКАТЕРИНА: Это он меня выбрал. Актёры – зависимые люди. Мы сами себе авторов не выбираем. Мы можем только мечтать. Я прекрасно помню, как 17 марта, в день театра я увидела на доске объявлений в своём родном театре «Моссовета» распределение ролей. Федор Михайлович Достоевский. «Идиот». Режиссер Юрий Иванович Еремин, Настасья Филипповна – Екатерина Гусева. Так что я не начинаю, а продолжаю работать над Достоевским. Уже теперь в рок-опере «КарамазоВЫ», которую Саша (Александр Рагулин, режиссер, автор музыки и либретто, исполнитель роли Дмитрия Карамазова – прим. ред) назвал концепт-концертом. Поэтому, как и концерты, он идет в одно отделение без антракта.
МАРСЕЛЬ: Но «Братья Карамазовы», во-первых, само по себе сложное произведение, во-вторых, чтобы его поставить на сцене, нужно часа три-четыре.
ЕКАТЕРИНА: Да-да. Но «Анна Каренина» Толстого тоже себе бестселлер не на сто страниц. Однако, мюзикл получился. Да и рок-опера «Иисус Христос суперзвезда», основанная на библейском сюжете, не театральный сериал. И вообще – почему кинематографу можно все, а театру нельзя? Опера «Идиот», балет «Анна Каренина» в Большом – пожалуйста!
МАРСЕЛЬ: Хорошо. Расскажете, с чего все началось?
ЕКАТЕРИНА: Знаете, это событие для меня просто мегамасштаба. Объясню: вот я знала человека. Саша Рагулин. Актер театра и кино. Познакомились мы с ним в мюзикле «Граф Орлов», он играл как раз самого Орлова. Года четыре мы приятельствовали. И вдруг спустя какое-то время человек оказался композитором, поэтом и режиссером в одном лице! Меня как это все накрыло… И в свою постановку он собрал всех моих друзей! С Сережей Ли мы вместе с «Норд-Оста». Он сейчас Вронский. С Олей Беляевой мы попеременно Каренину играем. Игорь Балалаев-Каренин. Женя Вальц – Иисус в театре Моссовета, а я с ним Магдалина уже много лет. Теона Дольникова, лауреат «Золотой маски» за роль Эсмеральды, была самозванкой в «Графе Орлове». Саша собрал команду лучших, топовых людей в жанре мюзикла, музыкального театра. Ведь что такое мюзикл? Это школа каждодневного показа. Она выработала, подарила нам плеяду артистов, стабильных, надёжных, которые могут выдавать качество каждый Божий день в течение года-двух, играя одну роль в одном спектакле. То есть каждый день одно и то же. Стабильно, качественно. По Бродвейской системе. Но! Когда материал драматический, так работать невозможно. Если честно, не делая вид, а проживая роль, то ты загнешься через неделю… Либо просто свалишь с проекта, либо ляжешь под капельницу, либо превратишься в «покажи радость, покажи грусть».
МАРСЕЛЬ: По щелчку?
ЕКАТЕРИНА: Да. Это исполнительское мастерство. А вот, например, театр Оперетты чем отличается? Он спасает актера! Дает ему возможность оставаться живым, честно существовать. Не жалеть себя, сердце рвать в клочья и себе, и зрителю. Драматические мюзиклы идут в месяц две недели каждый день. И на каждую главную роль три состава. Условно: Каренина – Ланская, Беляева, Гусева. Поезд раздавил, у каждой есть дня три, чтобы восстановиться. И на четвертый день в отчаянии, в исступлении, свеженькой опять на те же рельсы броситься, никого не обманывая. А «КарамазоВЫ» – ну это прямо харакири. И актеры там такие работают, которые могут себя вскрыть и зрителю душу вывернуть. И, знаете, хочется мне об этом всему миру кричать, потому что это мегаталантливо! Авторская, режиссерская работа актера в театре, который сказал: «Ребят, а дайте-ка я не буду ждать, пока меня позовут-не позовут… Я вот возьму и сам напишу о том, что меня тревожит… ». И написал. И поставил. И собрал нас всех. Занятых, крутых, может в чём-то капризных, звёздных – разных. И, конечно, не только по дружбе, а из-за сильного материала все откликнулись. Очень правильные тексты песен. И музыка сегодняшняя, электрическая, нервная, взрывная. Рок-опера – очень правильный жанр для Достоевского, если его решать музыкально. Он ведь своих героев не щадил. Перекорёживал судьбы, в бараний рог скручивал…
МАРСЕЛЬ: Ну, да, это во всех его произведениях.
ЕКАТЕРИНА: Его любимое дело – препарировать людей, да. В драматическом театре есть сильные постановки, но когда добавляется музыка как средство выражения, она может привнести нерва и драйва, усилить эффект зрительского восприятия.
МАРСЕЛЬ: Не могу не спросить про ваше личное отношение к книгам Достоевского. Любите – не любите? Что любите читать вообще?
ЕКАТЕРИНА: Очень мало читаю. В основном, по работе. Ведь любая новая роль требует освоения материала, большого погружения, чтения. Поэтому вот так, чтобы я взяла книжку, для души что-то почитала – такое очень редко случается. В самолете только каждый раз думаю: «Глянуть из новинок что-нибудь или книжку почитать?». Выбираю — поспать.
МАРСЕЛЬ: И вот мы аккуратно перешли к кино. Итак, «Домовой». Он тоже вас выбрал?
ЕКАТЕРИНА: Да. Позвонили, пригласили на пробы, утвердили. Я волновалась, честно. Ну очень хотелось! Ведь комедия! Неосвоенный, новый для меня жанр. Комедия положений. Фильм о том, что сегодня в нашем современном, продвинутом мегаполисе находится место чуду. Можно его назвать словом «полтергейст», а можно домовым. Русская тема. И у меня образ соответствующий – девушка с косой. Ну, в смысле, волосы заплетены в косу. (смеется).
МАРСЕЛЬ: А сами вы верите во всех этих домовых, бабок-ежек, кикимор и их знакомых?
ЕКАТЕРИНА: Нет. Я не суеверная, я взрослый, здравомыслящий человек.
МАРСЕЛЬ: Хорошо. Расскажите, пожалуйста, о своем участии в фильме. Как вам вообще далась эта роль?
ЕКАТЕРИНА: Тяжело, честно говоря. До этого была череда драматических таких серьезных проектов, требующих от меня по несколько литров крови в день. Телефильм «А. Л. Ж. И. Р. » – Акмолинский лагерь жен изменников Родины. В театре Настасья Филипповна и Анна Каренина. И вот сейчас озвучание мы закончили «Входя в дом, оглянись». А сердце-то одно, и вдруг комедия. Это такой выдох, вот реально выдох. Это смена жанра, и удовольствие от того, что я как-то встряхнулась. Кстати, меня почему-то никто не видит в комедийном жанре. Хотя мне кажется, я клоун вообще-то! Характерная актриса. Похулиганить люблю! Нравится комедия положений, нравится держать этот скотский серьез при сверхъестественных обстоятельствах. Комедия — это дико сложно. Поди-рассмеши! У нас такой менталитет русский, хороший. Мы любим жалеть, умеем сочувствовать. Заставить зрителя сопереживать, мне кажется, легче даётся, чем рассмешить… Поэтому великие комики – они не наши. Чаплин, Бенни Хилл, Джим Керри.
МАРСЕЛЬ: Джим Керри не так давно стал доказывать, что он и драму может мощную выдавать (сериал «Шучу» – прим. ред).
ЕКАТЕРИНА: А я вот – наоборот, пробую быть Джимом.
МАРСЕЛЬ: Ни для кого не секрет, что зрителя сложнее всего либо рассмешить, либо напугать. В чем были сложности роли, учитывая то, что это еще и мистика? Вы больше старались смешить, пугать, нагнетать?
ЕКАТЕРИНА: Я отстаивала свое право на счастье, на свободу, на личную жизнь, на свое пространство в этом мире, боролась за безопасность своего ребенка. Отчаянно отстаивала это право, не бегством спасалась, а боролась до конца. Причем, там есть моменты, когда сначала смешно, а потом страшно становится! Очень много событий разных, в основном, не реальных. Требуется такая палитра красок актёрских, чтобы не повторяться в оценке фактов… Фильм-то снимается не последовательно. А все реакции на происходящее должны быть выстроены именно последовательно. От ужаса какого-то потом до привычного доходит. Оценка факта – это и есть актерская работа. Если в начале милая, плюшевая такая мамочка в кружевной блузочке, жемчужинки в ушках, такая «сю-сю-сю», то в процессе развития событий она превращается в монстра пострашнее Домового! Но финал очень неожиданным получился!
МАРСЕЛЬ: А вы с кем себя больше ассоциируете? С этой мамой «сюси-пуси», с мамой, которая за своего ребенка разрывает мир на части, или с третьим персонажем, который понимает, что нужно сделать шаг в сторону, чтобы разобраться в обстоятельствах?
ЕКАТЕРИНА: О, я плюшевая. Я очень спокойна в жизни, все свои эмоции и страсти приберегаю на вечер, для сцены или для кадра в кино. Мой организм уже давно так перестроился, на такой режим энергосбережения, мне кажется.
Автор || Марсель Македонский
Фото || личный архив Екатерины Гусевой и пиар-службы «Домовой»