Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
03.09.24. В галерейном пространстве Atelier Choutko представлена выставка работ российского художника, автора математических абстракций, представителя второй волны русского авангарда Александра Панкина (1938 – 2020). Выставочный проект графики Александра Панкина«Метаабстракция» собрал в единую экспозицию математические абстракции 1998 – 2001 годов. Александр Панкин рассматривал творчество как художественно-аналитическое исследование связей классического авангарда и новейших научных достижений. Интерес галереи текстильного искусства Atelier Choutko к творчеству Панкина не случаен – ковер ручной работы можно рассматривать как исторический прообраз цифрового файла, где каждый узел – это пиксель с присвоенным уникальным цветом. «Творчество – это таинственный процесс, рождающий не менее таинственные, парадоксальные объекты, которые могут быть сведены к математическим формулам», – Александр Панкин. Аналитические картины не являются эстетическим произволом художника, а выступают как конструкция смыслов, как визуальный образ невидимого. Исследовательский опыт дал толчок к реализации метаабстрактных математических объектов в пространстве искусства. Числовые ряды, иррациональные и трансцендентные числа, научные представления и идеи стали импульсом для формирования новой художественной формы. Его творчество формирует так называемое «научное искусство», которое направлено в пограничные с наукой зоны и обращено к интеллектуальным формам духовности. «Говоря образно, я пытаюсь сконструировать самолет, но не для полета в физическом пространстве, а для полета в пространстве сознания», – Александр Панкин. Начальный период его творчества характерен созданием абстрактных композиций, посвященных теме пространства. В 70-80-е годы творчество художника было направлено на поиски новой фигуративности. Активная выставочная деятельность началась в 1988 г. с персональной выставки в Москве «Реальность, знак, искусство». Одной из основ его произведений стал геометрический и пропорциональный анализ супрематических композиций Казимира Малевича. Тема «Малевич и визуальное мышление» стала своеобразным диалогом художника с искусством русского авангарда 20-х годов. Работы входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центра современного искусства (Москва), а также в другие государственные и частные коллекции в России и за рубежом. Выставка работает по 15.09.24.
Малевич – Геометрия имени 73 51 1999
Фотографии предоставлены Atelier Choutko
04.09.24. Центр Вознесенского представил выставку «Мир искусства Бориса Усова», посвященную феномену творчества одного из лидеров московской андеграундной сцены 90-х годов, назвавшихся «Формейшн». Борис Усов (Белокуров, 1970–2019), поэт, художник, писатель, лидер нескольких музыкальных групп, в первую очередь известен как идеолог проекта «Соломенные Еноты». Визуальное искусство Усова до сих пор не было исследовано и представлено в полной мере. Выставка в Центре Вознесенского представляет его и как поэта, и как художника — автора графики, остроумных коллажей и самиздатовских журналов «ШумелаЪ Мышь», «Связь Времен» и «Мир Искусства». В экспозицию также входят личные вещи и фотографии Усова. Экспозиция впервые представляет архив поэта в полном объеме. Кураторы: Максим Парфенчиков, Макар Ушаков.Выставка продолжает череду инициатив Центра Вознесенского, посвященных пограничным явлениям книжной культуры — изобразительной поэзии, лирике, пришедшей с территории панк- и рок-музыки, перформансу, книге художника и открывает новую серию проектов Центра, которые будут посвящены поэтам-музыкантам. Выставка работает по 03.11.24.
Угостись
Фотографии предоставлены пресс-службой Центра
05.09.24. Московский музей современного искусства совместно с Фондом Ruarts представили проект «Город сказка» — выставку двух современных российских фотографов Сергея Борисова и Михаила Розанова. Экспозиция демонстрирует два совершенно разных подхода в работе с архитектурой и жизнью Москвы и дает возможность проследить за развитием разных стилей в истории фотографии. В экспозицию вошло более 40 работ Михаила Розанова из 8 разных серий, которые создавались на протяжении 10 лет, и более 50 работ Сергея Борисова — от 1987 года до настоящего времени.
Глазами двух известных фотографов разных поколений показан город, в котором может случиться всё: это место мечтаний, потрясающих историй и безграничных возможностей, запечатленных в черно-белых изображениях. Михаил Розанов, известный своим монохромным минимализмом и академической строгостью, представляет работы, которые подчеркивают архитектурную красоту Москвы, в то время как Сергей Борисов, известный как «певец Москвы и ее богемы», привносит дух времени, отражая исторические периоды и события города через людей.
В центре внимания Сергея Борисова всегда человек, воплощающий дух столицы. Борисов не фиксирует реальный мир, а скорее напоминает о загадочности города, он создает живые, эмоционально насыщенные образы, в которых человек и его история становятся центром внимания. Работы Сергея Борисова полны романтики и гротеска, что позволяет зрителям увидеть Москву как место, где каждая улица может рассказать свою собственную сказку.
Михаил Розанов, с другой стороны, предлагает более строгий и минималистичный подход, через призму неоклассицизма акцентируя внимание на архитектуре Москвы. Лишенные человеческого присутствия фотографии подчеркивают величественные сооружения города, превращая их в молчаливых свидетелей происходящего. Это привносит ощущение спокойствия и глубины, позволяя зрителям воспринимать привычные формы как нечто возвышенное. Работы Розанова передают суть Москвы как города сказки, где сами здания рассказывают истории прошлого и настоящего.
Вместе Борисов и Розанов создают захватывающий и многогранный образ столицы, где лирика и архитектурная элегантность переплетаются, формируя богатую палитру эмоций и смыслов. Выставка «Город сказка» предлагает увидеть Москву не просто как физическое пространство, но и как волшебное царство, полное чудес и приключений.
Проект «Город сказка» является частью многолетнего сотрудничества ММОМА с Фондом Ruarts, основанном коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой в 2003 году, на сегодняшний день являющимся одним из крупнейших частных фондов содействия развитию современного искусства в России. Выставка работает в ММОМА Гоголевский бульвар, 10/2 до 20.10.24.
Сергей Борисов. Северный ветер. 1995. Предоставлено Фондом Ruarts
Михаил Розанов. Из серии Мечта. 2019. Предоставлено Фондом Ruarts
Сергей Борисов. Туманное утро. 2021. Предоставлено Фондом Ruarts
Михаил Розанов. ВДНХ. Из серии Ясность цели. 2015. Предоставлено Фондом Ruarts
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
05.09.24. Центр «Зотов» совместно с Театральным музеем имени А. А. Бахрушина представили выставку «От утопии к театру» к 150-летию Всеволода Мейерхольда. Проект продолжает серию персональных выставок, посвященных главным именам авангарда и их восприятию повседневности и пространства. Выставка «От утопии к театру»рассматривает «конструктивистский» период творчества одного из главных реформаторов театральной сцены XX века, режиссера Всеволода Мейерхольда. Выставочный проект знакомит с пятью его спектаклями, поставленными с 1922 по 1924 годы, — «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д. Е.» и «Лес», который был в репертуаре Театра им. Мейерхольда вплоть до его закрытия в 1938 году. Эти постановки ярче всего отражают принципы нового подхода к игре актера, использованию декораций и взаимодействию со зрителем.
Мейерхольд никогда не переставал экспериментировать, находился в постоянном поиске актуального театрального языка. Режиссер видел свою творческую революционную задачу в том, чтобы «раздеть» театр и избавить его от украшательств прошлого, бутафории и декоративности, и сконцентрировать внимание зрителя на игре актера. Увлекшись главной идеей времени, Всеволод Мейерхольд разработал не только теоретическое, но и практическое основание конструктивизма в своем театре. Режиссер придумал комплекс техник, в том числе биомеханику, которые, с одной стороны, стали продолжением его исканий в театре, а с другой, — вышли за пределы сцены и стали частью жизни и быта нового человека. В этот период Мейерхольд начинает работать с новаторами русского авангарда — художницами Любовью Поповой и Варварой Степановой. Вместе с ними он придумывает трансформирующуюся мебель, прозодежду, «оголяет» сцену, впервые показывая зрителям кирпичный задник и кулисы, а затем и вовсе выходит за пределы театра, используя «внесценные» декорации, которые легко перемещались по городу, что позволяло играть спектакли в скверах и парках по всей Москве.
Экспозиция выставки представляет из себя два круга — внешний и внутренний. Внешний круг посвящен самим спектаклям, а внутренний — биомеханике, технике воспитания актера, которую Мейерхольд впервые вводит в практику в работе со своими студентами. Важной частью выставки является «архив» — место с документами, рассказывающими о том, как театр, в отсутствие доступного кинооборудования, сохранял и записывал спектакли, а также, как на ход представлений могло влиять мнение и впечатление зрителей, на выставке представлены реконструкции и эскизы костюмов; живопись; графика; фотографии сцен, спектаклей и конструкций; рисунки-чертежи; негативы рукотворных титров и афиши. Среди реконструкций, созданных центром специально к выставке, — реквизит к спектаклю «Великодушный рогоносец», макет декорации к спектаклю «Земля дыбом» и основной элемент декорации — «дороги» — к спектаклю «Лес».
Всего в экспозиции собрано 270 экспонатов. Помимо работ из Театрального музея имени А. А. Бахрушина в экспозиции представлены работы из Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Мультимедиа Арт Музея, Музея МХАТ, Музея «Гараж», Дома культуры «ГЭС-2», Музея кино, Краснодарского краевого художественного музея имени Коваленко, Собрания И. и Т. Манашеровых. Куратор выставки: Анна Ильдатова, театровед, куратор театральной программы фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2». Научный консультант выставки: Вадим Щербаков, кандидат искусствоведения, заведующий сектором изучения и публикации наследия В. Э. Мейерхольда Государственного института искусствоведения, главный редактор журнала «Вопросы театра. Proscaenium». В рамках параллельной программы к выставке будет работать лекторий от театроведа Анастасии Паукер, которая расскажет о театральном языке режиссера и его актуальности; а также пройдут лекция-концерт музыковеда, композитора, кандидата искусствоведения Федора Софронова; семейные театральные мастер-классы, в «Зотове» состоится третья читка в рамках проекта «Неснятые сценарии» в постановке Саввы Савельева, пластический интенсив и повтор семейного спектакля Александра Горчилина «Никак не называется, или Бим в поисках Бо». Выставка работает до 10.01.25.
Л. Попова. Монтаж плаката к спектаклю. Театр имени Вс. Мейерхольда. ‘Земля дыбом’. 1921 г
Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Портрет. 1925
Фотографии предоставлены пресс-службой Центра «Зотов»
05.09.24. Всероссийский музей декоративного искусства представил выставку современного лакового искусства «Новые сказки». В экспозиции собраны произведения участников Творческой группы «4+1», созданные за последние 25 лет. Лучшие мастера своего поколения представляют четыре основных школы русской лаковой миниатюры – Мстёру, Палех, Холуй иФедоскино. Их творчество, разное по стилевым особенностям, художественным приемам и технике, объединяет поиск новых путей миниатюрной живописи в современном мире, разработка нестандартных форм предметов, новый взгляд на традиционные сюжеты и переосмысление наследия лаковых промыслов для их сохранения и дальнейшего развития. Одним из значимых экспонатов выставки является эпическое полотно, написанное за 600 дней мстёрским династийным художником Денисом Молодкиным по мотивам «Слова о полку Игореве». В отдельном зале представлены работы художников – учителей и предшественников, проложивших художественные ориентиры для членов Творческой группы. Архитектурная концепция выставочного пространства предполагает новый, продуманный подход к экспонированию. Произведения размещены максимально близко к стеклу витрин, что позволяет комфортно рассматривать тончайшую миниатюрную живопись на небольшом расстоянии. Куратор выставки: Олег Мареев. Выставка работает до 24.09.25.
Молодкин Денис Панно ‘Слово о полку Игореве’. Мстёра, 2024 (фрагмент)
Комаров Михаил Шкатулка ‘Неборека’. Холуй, 2018
Фотографии предоставлены пресс-службой Музея
05.09.24. East Meets West Gallery в содружестве с Государственным музеем-культурным центром «Интеграция» имени Н. А. Островскогопредставили персональную выставку Александра Олигерова с участием художника-керамиста Елены Гамбарян «Я в волшебном лесу собираю летний ветер…». Творчество Александра Олигерова тесно связано с природой, духовной гармонией, стремлением к сохранению баланса между деятельностью человека и окружающей средой. Многообразный мир природы, более или менее фигуративный, фантазийный или опосредованный, отражает в его произведениях близость автора к христианским и восточным традициям. Серия «Сад камней» несет на себе почти все основные черты творчества Александра Олигерова: соединение традиционной и абстрактной живописи на холсте с элементами графики, внесение автором нечитаемого текста как составляющей его произведения. Олигеров использует текст как графический элемент, без которого уже трудно представить произведения художника. «Кто знает, возможно, наша вселенная – это всего лишь сад заветных камней, расставленных Создателем в космической пустоте в идеальном порядке и гармонии, место для Его медитации. Нужно только немного сосредоточиться, прислушаться, и мы услышим Его далекий низкий голос «оммммм, омммммм», – Александр Олигеров. В серии «Летний ветер» ведущую роль играет энергия и движение воздуха. Самая новая серия работ Александра Олигерова «Волшебный лес» – это личное видение Александра – «возможно, его Волшебный лес – это и есть тот мир, который мы потеряли. Этот мир, насыщенный грезами, иногда лишь сверкает нам отдаленными, зовущими огнями в наших ночных снах…».
Выставку дополняют близкие по мотивам работы художника-керамиста Елены Гамбарян. Ее пластические работы в жанре анималистики и флоры выходят за рамки простого реалистического отображения, часто превращаясь в символы и знаки вечных человеческих ценностей.
Куратор выставки: Татьяна Палеева. Выставка работает в Музее Николая Островского по 05.10.24
Александр Олигеров. Четвертое измерение. 2023. Холст, масло. 110х260. ©Александр Олигеров
Елена Гамбарян. Смотри, млечный путь. 2. 2020. Шамот, глазурь©Елена Гамбарян
Фотографии предоставлены пресс-службой East Meets West Gallery
05.09.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель