Чтобы лето не кончалось один плюс один должно быть больше, чем два.
ОЛЬГА: Даша, Саша вы семейная пара, и когда вы познакомились вы оба были уже состоявшиеся художники. Саша часто говорит, что для него жизнь – это путешествие. У вас первая совместная выставка была «Прогулка», но прогулка – это же тоже некое путешествие. И это было в 2011 году, вы уже были знакомы, женаты или вы познакомились и решили соединить свои жизни после этой выставки?
ДАША: Мы соединили свои жизни сразу же, как только встретились. Я бы даже сказала – моментально. Все наше совместное творчество и взаимодействие потом шло рука об руку. Мы встретились летом на пленэре и через 2 дня были вместе.
САША: Ну не через 2 дня, через недельку. Был праздник, художники встречались, был день рождения нашего друга. Даша запела прекрасную песню, и меня это зацепило. Очень сильный и высокий голос.
ОЛЬГА: Значит правду говорят о сиренах. Саша, то есть вот ваша жизненная позиция – вера в чудеса – работает. Получается, что в этот день Даша таким чудом в вашу жизнь и вошла?
САША: Это же здорово, когда так происходит! Да! Да! Это так и есть.
ОЛЬГА: Это было до совместной выставки, да? Вы достаточно давно познакомились и только потом сделали «Прогулку»?
САША: Да, мы сделали выставку осенью. А все началось с пленэра летом, и лето для нас не кончается…
ОЛЬГА: А вы хорошо помните эту выставку? Насколько я знаю, у Саши было довольно много выставок, да и Даша во время учебы была достаточно активна. Вы помните этот дух, настроение, когда вы туда вошли как два художника, совместно представляющие свое творчество?
САША: На самом деле, все было как всегда легко. Я до сих пор ничего не понимаю, ощущаю какие-то вибрации нашей совместной жизни и наших творческих идей. Проект интересной совместной жизни. Я с детства не умею ничего анализировать. Просто все как-то само собой льется.
ДАША: Оно как есть, да.
САША: Я поворачиваю плечами налево, направо, ближе к солнцу и свету.
ОЛЬГА: Даша, вы же видели, наверное, работы Саши до этой выставки? Что-то изменилось с тех пор, как вам кажется? Повлияло ли ваше соединение в жизни на его творчество?
ДАША: Мы, конечно, повлияли друг на друга. Но я не могу сказать, что именно я или он повлияли. Жизнь повлияла. Его работы стали более каллиграфичными. Когда мы познакомились, они были переполнены подробностями – всегда это были маленькие истории. Сашины картины – это как скриншот из фильма, стоп-кадр. Вот вы увидели его картину, прочитали название и у каждого пошло свое кино. Это не изменилось совершенно. Но появилась хлёсткость. Появилась бОльшая свобода. Он нашел свой росчерк кисти. Он уже не ищет, он думает кистью. С моей точки зрения, он больше каллиграф, чем иллюстратор.
“Деньги кончились” ( Мультфильм нарисован Сашей Воцмушем музыка и текст его же)
ОЛЬГА: А ваше, Даша, творчество? Вы почувствовали какие-то изменения, что другая Даша появилась после встречи с Сашей?
ДАША: Другая Даша бывает часто. После встречи с Сашей я кардинально поменялась. Нужно понимать, что до нашей встречи я была академичным художником, девочкой отличницей, мой диплом в академии повесили, дали мне медаль, и я была вся такая из себя. И тут я встречаю Сашу, переезжаю жить в Севастополь и, конечно, у меня вся жизнь поменялась. В основном, меня поменяла вся компания, окружение, я не скажу, что тут только Сашино воздействие. Я до сих пор меняюсь. Мне нравится в своем творчестве ходить от края до края, быть разной. Я люблю пробовать и то, и другое, и третье… Как профессионал умею использовать многие техники, мне это всегда нравится – одновременно могу писать этюд и графику. Поэтому у меня не бывает (тьфу, тьфу) творческого кризиса.
ОЛЬГА: А Саша тоже всегда разный? Или он только в акварели и его туда-сюда не бросает?
ДАША: Ну я бы не сказала, что меня саму бросает. Саша – он разный, он тоже использует много различных техник. Саша очень интересный поэт и мне в его творчестве больше всего нравится его блокнот, с его песнями, зарисовками – он отличный наблюдатель, который очень классно ловит характеры людей, у него очень много зарисовок друзей и они все очень точные. В работе всегда пойман данный момент жизни. Это интересно, это мне нравится больше всего, и это, к сожалению, больше никто не видит, потому что это чудо происходит вот сейчас.
ОЛЬГА: Саша, живопись это для вас самый главный ваш язык коммуникации? Вы передаете образы не вербально, вы точнее и ярче можете рассказать, запечатлев акварелью?
САША: Нет-нет, для меня материал не имеет значения, мне главное самому пережить то, что я хочу изобразить, а чем писать – это неважно. Можно акварелью, можно словом, можно ручкой, можно просто ничем. Материал передачи для меня не важен, но владеть им – важно, владеть интересно и виртуозно, чтобы я сам от этого получал удовольствие. Естественно, если автор получает кайф, то все остальные это замечают, и даже больше – чувства, а не смысл.
ОЛЬГА: Даша, у вас есть такая техника, вы ее сами назвали «тушь-душ» – это ваша авторская техника? Вы до сих пор с этой техникой работаете?
ДАША: В данный момент я как раз с ней и работаю. «Тушь-душ» – ее назвала не я. Это была очень интересная история. Мы были в Питере с нашей выставкой и это совпало с референдумом. В галерею «Мольберт» к нашим друзьям приехало телевидение, они были очень счастливы – телевидение! Но тут все было не так просто. Оказывается, ребята с этого канала решили состряпать подлую статейку (никто про это не знал) про девушку из Донецка, которая решила быстро сориентироваться и стать русским художником. Смешно. Я, к сожалению, забыла, как зовут женщину, которая делала этот репортаж, но это было очень забавно. Была прямо-таки гневная разоблачающая передача про меня, показали ее кусочек в новостях на каком-то канале. Ну, мы поплакали, а потом смеялись, и они назвали эту мою технику «тушь- душ», это тоже должно было быть оскорбительно. Название «тушь- душ», как раз заслуга этой женщины.
ОЛЬГА: В одном интервью услышала, что Саша с любовью и пристрастием относится к воде, поэтому пишет акварелью. Ваша техника же тоже с водой взаимодействует, да?
ДАША: Точно. Поскольку я люблю пробовать разные техники, мне понравился момент нерукотворности. Художники обращают внимание и спрашивают: «Как это сделано? Что это?». Мне очень нравилось. Я живописец, очень люблю писать кистью, заморачивалась с техничностью. А это был такой момент, когда ты абсолютно обнуляешь все мазки. То есть сама техника в том заключается в том, что ты смываешь то, что делаешь, поэтому видишь, что это как будто нерукотворно.
ОЛЬГА: И каждый раз уникально! Это же практически невозможно повторить. Как бы вы в следующий раз ни старались -так смыть уже невозможно.
ДАША: Конечно, еще сам этот процесс. Меня Саша часто спрашивает, как долго тебе интересна твоя работа. Вот как только я ее завершила, наша с ней совместная жизнь практически и закончена. Мне очень интересно их делать, как она выйдет – никто действительно не знает. Сам процесс смыва водой – это интересно.
ОЛЬГА: Вы же, наверное, комментируете работы друг друга или нет? Вряд ли, каждый творит в затворничестве друг от друга?
САША: Да, мы советуемся.
ОЛЬГА: Саша, а что вы высказывали Даше по поводу этой замечательной техники?
САША: Да, я говорю, что мне нравится, говорю – от чего я просто в восторге. И просто хвалю ее. Мне нравится монументальность, большой формат, такой мощный подготовительный момент, 2-3 дня подготовки, а потом за доли секунд происходит смыв и нужно ловить какое-то состояние, нужно выбрать то место тот момент, где нужно остановиться. Иногда она зовет меня в душ, и мы вместе топчемся и принимаем решение. Нужно просто вовремя остановиться.
ОЛЬГА: И в голове держать то, что вы бы хотели получить? Вы все-таки понимаете, на что вы в конечном счете хотите выйти, начиная этот процесс смывания?
ДАША: На самом деле, у меня довольно четкий эскиз, а потом он меня ведет. То есть где хуже, где лучше, потому что многое зависит от бумаги, например. Вот мы сейчас ведем онлайн курсы, там тоже много вопросов о бумаге. К ней можно привыкнуть. Например, есть бумага, на которой не смывается, где-то смывается абсолютно гладко, где-то рвется. Главное – не порвать бумагу. Я свои работы с планшета не снимаю, так и оставляю.
ОЛЬГА: А курсы, которые вы ведете – вы рассказываете и об этой авторской технике тоже? Расскажете, что вы делаете и как к этому можно присоединиться?
ДАША: Мы сейчас делаем онлайн трансляции, потому что сейчас, как вы понимаете, все сильно загрустили. Для нас, получается, карантин – обычный стиль жизни.
САША: Да, 10 лет уже в карантине.
ДАША: Да, 10 лет уже! Мы полгода дома, полгода путешествуем. Для нас сидеть дома в Севастополе полгода – это отлично! Мы думали, так безоблачно и будет продолжаться. Но некое напряжение витает в воздухе, и мы это чувствуем, несмотря на то, что вот как раньше мы полгода с друзьями не виделись, так и не видимся. Обычные наши дела и работу мы как-то отбросили, потому что, видимо, тоже поддались этому общему внутреннему напряжению. Мы решили делать нечто совсем другое. Один наш друг хорошо сказал, что наступают времена, когда всё закрывается и можно делать то, что хочешь! Мы решили сделать картонный театр, с которым мы пока не знаем, что будем делать. Будем ли мы снимать клипы для друзей, используя наш театр или что это будет что-то другое. Это то, что мы делаем для себя.
САША: Это маленький эскиз, мы вам его покажем.
ДАША: А вообще, мы решили вести ежедневные онлайн трансляции в фэйсбуке и инстаграме показывать как Саша делает смешные зарисовки, думает кистью.
САША: Абсолютная импровизация.
ДАША Как выяснилось, это очень поддерживает людей, а нас поддерживает то, что это их поддерживает.
САША: Эмоции перекидываются друг на друга. Для всех людей важна обратная связь, обмен энергиями.
ОЛЬГА: К вашим трансляциям может присоединиться человек, который не является профессиональным художником?
САША: Конечно, абсолютно все. Все кто мечтает, пытается или кто даже не думал об этом.
ДАША: Многие люди просто так смотрят.
ОЛЬГА: Пока всё происходит только в онлайн режиме. Вы ведь сотрудничаете со многими галереями. В силу сложившейся ситуации все выставки, вернисажи, встречи и мастер-классы с художниками вынужденно перенесли. Но всё-таки мы все понимаем, что живое общение с художниками и с живым результатом их труда их творчества никогда не заменит суррогат в Интернете. Поэтому, надеемся на скорейшую нормализацию положения и возможность вернуться к реальной арт-жизни.
САША: Очень грустно. Да, мы готовились к участию весной в интересном проекте в Провансе с галереей «Квартира S», которая работает онлайн, организует выставки в Москве, и уже четыре года делает международные выставки российских и французских художников в очень интересном формате, в том числе с мастер-классами. Но ничего, это усиливает наши ожидания и желание развиваться дальше. Отложим на сентябрь, надеюсь, все получится, и мы сделаем то, что задумали.
ВИДЕО:
Саша Воцмуш “Бабье лето”
Саша Воцмуш “Москва”
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель