Фьяба – жанр, придуманный Карло Гоцци. Хотелось ему добавить в комедию дель-арте элементы трагизма. Так появилась «Турандот», пьеса о китайской принцессе, гордячке и мужененавистнице: она легко отправляет на казнь знатных женихов, не сумевших отгадать её загадки! Когда на пороге дворца появляется красавец Калаф, сам император уговаривает его отказаться от Турандот. Однако у храброго Калафа есть своя загадка для принцессы. Сюжет Карло Гоцци предполагает в большей степени актёрскую импровизацию, свободную игру, и этот авторский посыл режиссёр Глеб Черепанов использует на полную катушку.
Начнём с того, что режиссёр собственнолично открывает спектакль. Впрочем, зрителю он сообщает, что это прогон, генеральная репетиция. И… получает от Турандот по голове. Дальше спектакль идёт уже «без режиссёра». Ироничные видео-открытки, ставшие фирменным стилем Глеба Черепанова, остроумные музыкальные номера – это те изюминки, которые следует оставить зрителю без спойлеров, но одну «фишку» всё-таки хочется раскрыть. Дело в том, что юную Турандот играет отметившая на днях своё 70-летие Людмила Дребнёва. Дело здесь не в конкретных цифрах – кажется, к артистке они не имеют отношения, настолько она эффектна и полна творческих сил. Но, нокаутировав режиссёра руками своей героини, она выводит спектакль за пределы художественного мира Гоцци – теперь это не только спектакль о жестокосердой Турандот и пылком Калафе, но спектакль о спектакле, где яркое внешнее действо смешивается с театральным закулисьем, а авторский текст внезапно сменяется актёрской «отсебятиной». «Ну очевидно же, что на роль Турандот приглашать надо было молодую актрису! – сетует Людмила Дребнёва, обращаясь к Анне Пик, играющей невольницу Зелиму. – Вот хотя бы тебя!» Роль юной красавицы вызывает у зрелой опытной актрисы саркастический вздох, на ум приходят случаи из театральной жизни, смешные и грустные одновременно. А для молодых актёров их роли – повод заявить о себе, значит, к тем коротким фразам, что отписал их героям Карло Гоцци, нужно добавить несколько броских запоминающихся ремарок…
Выдумка и жизнь существуют здесь отнюдь не в прямом конфликте, они идут рука об руку. Вот и сказочную Турандот поневоле оцениваешь в свете современного психоанализа. Вроде бы и отец её нежно любит, и воспитание дал, и образование, а на тебе, замуж не хочет, мужчин ненавидит лютой ненавистью! Что это? Вытесненная травма? Нарциссическое расстройство? Но, с другой стороны, быть такой же умной и дерзкой, как Турандот, в эпоху, когда женщин приравнивали к скоту или мебели, – то ещё испытание! «Жить свободной, подлых уз не зная! – декламирует Турандот. – И насмехаясь над презренным полом, стремящимся держать нас в жалком рабстве». Как ни удивительно, позиция Турандот резонирует с мировоззрением многих реализованных современных женщин, которых и воплощает Людмила Дребнёва: подчиняться? отдать себя во власть мужчины? и ради этой власти ему угождать? Ну уж нет!
Впрочем, Глеб Черепанов, разбавляя фьябу Гоцци игровыми отсылками к современности, отнюдь не спорит с ним в главном: в жизни, как и в сказке, даже самая мощная феминистическая крепость не устоит, если к ней подступает по-настоящему отважный и умный мужчина.
Фото Натальи Чабан
30.10.2024
Автор || Татьяна Михальская