Арт-обзор 08.08-15.08.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

 

09.08.24.  Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представил персональную выставку мультимедийного художника, выпускницы магистратуры HSE Art and Design School Алены Пасхиной «Погребенные земли». В экспозиции представлены объекты и инсталляции. Выставка посвящена темпоральной археологии человека и обществ. Ее центральная идея состоит в том, что все элементы, из которых состоит личность человека или устройство обществ, происходят из конкретного времени с присущим ему миром. Поэтому и человек, и общества сложены из следов и меток разных времен подобно археологическим толщам земли. Центральной метафорой темпоральной археологии являются погребенные земли – понятие, взятое из почвоведения. Это поверхности земли, внезапно перекрытые другими слоями почв в результате климатических или геологических изменений. За счет скорости перекрывания флора и фауна сохраняются в хорошем состоянии, из-за чего такие погребенные земли становятся архивами своего времени. Точно также люди и общества — осколки и продукты конкретных времен, когда они формируются. Эти изначальные времена проходят, а они остаются. Новые времена, проживаемые ими, осаждаются в них все новыми слоями, погребая под собой изначальный, формообразующий слой. Эти погребенные земли — камень преткновения на пути людей и обществ. Вольны ли мы выбирать, с каким временем отождествлять себя? Способны ли преодолеть гравитацию погребенной земли? Как быть обществам, идущим на поводу у своих погребенных земель? Выставка организована при поддержке ПиранезиLAB. Куратор: Александр Писарев. Выставка работает в зале «Артхаус» до 18.09.24.

 

Алена Пасхина. Выворотень. 2023. Ткань, гумбихромат

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦТИ «Фабрика»

 

10.08.24. Состоялось открытие сайт-специфик проекта «Быть здесь»студентов и выпускников ИСИ Иосифа Бакштейна посвящённого изучению взаимовлияния городской и природной среды и включающего более 40 работ на трех площадках: в залах законсервированного бетонного строения, когда-то задуманного как выставочное пространство, в близлежащем лесу и в музее-заповеднике «Горки Ленинские». Авторы проекта — самоорганизация художников при поддержке Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Кураторы: Вера Ершова, Полина Тюпина. Экспертный совет: Виктор Мизиано, Дмитрий Гутов, Станислав Шурипа. В день открытия состоялся перформанс-обряд «Дочери Марса» от Кати Горячевой и Саши Кривошапкина. Кураторами поставлен вопрос — Что происходит в приграничной, почти «сумеречной», зоне — на краю географии, когда кончается знакомое. В пространстве заброшенного здания на границе города и леса участники проекта пересматривают свое положение относительно когда-то знакомых координат. Здесь выстраиваются новые отношения с миром, который перестал измеряться расстояниями, а превратился в топологическое пространство, где все соседствует со всем. И от этого стало еще более уязвимым. Это недостроенное пространство – подходящее место для поиска ответа, можем ли мы позволить природе не быть ни ресурсом, ни декорацией, но услышать ее как равного субъекта, обладающего человеческими правами, в том числе — правом голоса. Оказываясь на краю отношений рукотворного и природного в иллюзорном, но в то же время очень конкретном пространстве, художники размышляют над тем, точкой встречи каких сил становится этот бетонный куб? Выступает ли он как пространство взаимопроникновения человеческого и нечеловеческого, местом поиска новых форм со-бытия или, наоборот, это эпицентр противостояния?  Что для нас означает «быть здесь»? – приглашает нас задуматься арт-проект, поискать ответ, знакомясь с работами участников арт-лаборатории, арт-эксперимента. Куратор проекта «Быть здесь» Вера Ершова: «Нам было интересно воплотить мечту о художественной галерее в пригороде, на краю леса, где культурное и природное смогут взаимодействовать напрямую». Публичная программа, описание работ художников и аудиогид на сайте проекта. Некоторые работы останутся, как объекты паблик арт на территории природных площадок. При участии КБ Никола-Ленивец будет произведена реконструкция объекта Павла Пепперштейна «Спорные грибы», который станет частью проекта. Выставка полномасштабно работает до 16.09.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

12.08.24. В рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» в ЦСИ Винзавод открылась выставка «Конструкция творчества». Выставочный проект впервые и по-новому представляет профессию строителя в контексте истории от 30-х годов до современности. Организатором мероприятия выступает Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. В экспозиции представлены редкие плакаты, живопись, графика советского периода, а также работы Константина Батынкова, Алексея Каллимы, Ивана Симонова, Натальи Стручковой, Михаила Рубанкова, Семена Агроскина. Работы для выставки предоставлены музеями и галереями, а также частными коллекционерами.  Тема стройки как нарратив объединяет все элементы выставки: мост, искусство и таймлайн значимых объектов последних лет в Москве. В Цехе Белого построен огромный «Солнечный мост» архитектора Тимура Бакшаеваи художника Кирилла Коблова, по которому посетители проходят сразу несколько эпох и спустится в современность. Выставка раскрывает интерпретации образа строителя, показывая, как творчество художников неразрывно связано с мастерством создания. «В искусстве и строительстве много общего: материалы, инструменты и процесс созидания объединяют обе сферы. Мы показываем, насколько важна роль строителя, ведь именно его труд создает те пространства, которые затем оживают в руках художников. В экспозиции прослеживается, как развивается тема стройки и образ строителя в художественных произведениях советского периода и в современном искусстве», куратор выставки Юлия Журкина. Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов рассказал, что на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030» жителям и гостям столицы предложат посмотреть, какие знаковые объекты появятся в городе и как он преобразится в течение ближайших лет. Таким образом, масштабный проект позволит смоделировать образ столицы и увидеть, какой она будет уже через несколько лет. Выставка работает в Цехе Белого на Винзаводе до 16.08.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

15.08.24. Галерея современного искусства Anna Nova представила персональный проект Дмитрия Маркова «Седьмое небо». Это первая выставка фотографа после его ухода из жизни в феврале 2024 года. На двух этажах галереи показаны 60 работ автора, созданных с 2014 по 2023 год.Дмитрий Марков — известный фотограф-документалист, волонтёр и автор фоторепортажей о «провинциальной России», снятых на iPhone. Он стал первым российским участником рекламной кампании Apple, выиграл грант Getty Images, получил гран-при в конкурсе «Серебряная камера» и издал две фотокниги, не успев закончить третью. Детство Маркова прошло в годы распада СССР в Пушкино Московской области. Возможно, поэтому его фотографии кажутся наполненными хтонью русской жизни. Однако за внешней угрюмостью и тоской Маркову удаётся разглядеть красоту, а главное — великую любовь, или хотя бы надежду на неё, поиск веры, противоречащей научному методу, веры в человека, в возможность его внутреннего развития вопреки любым обстоятельствам. Это именно то ценное в работах художника, что упускают формалисты. Марков сопереживает человеку и своими работами дополняет богатство мира, делая его поддающимся изменениям к лучшему.  Выставка «Седьмое небо» демонстрирует этот вектор художественного развития Маркова, который прошёл путь поисков, наблюдений, радости и разочарований. Каждая остановка на этом пути — фотографический документ, отразивший нечто большее, чем просто сжатые в «удачные» композиции, момент времени и фрагмент пространства. Куратор выставки Владислав Ефимов: «Ценность художественного проекта Дмитрия Маркова определяется не только умением строить кадр, выбирать натуру и подавать её в категориях “решающего момента”. Проект Маркова фотографически концептуален и одновременно не укладывается в обычную для такой практики установку на полное подтверждение наблюдением заранее сделанных выводов. Классический концептуальный подход предполагает обращение к знанию и методу, близким научному. В случае выставки “Седьмое небо” мы видим, как органично смешиваются техничность, свойственная хорошей фотографии, и романтика надежды». Выставка работает до 20.10.24.

 

Фотографии предоставлены галереей Anna Nova

 

15.08.24. Фонд Ruarts представил новый проект Ивана Найнти«Атом», посвященный городу Протвино и его научному наследию. Это третья персональная выставка художника в Ruarts. По образованию инженер-программист и графический дизайнер, Иван Найнти начал свой творческий путь в 2007 году с рисования граффити и параллельного увлечения пленочной фотографией. Участник групповой выставки уличного искусства «Части стен» (ЦВЗ «Манеж», 2018), а также II и III Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (2016, 2018). Персональные выставки художника «Смерть цветов» и «Багаж» прошли в галерее Ruarts в 2018 и 2021 году. Помимо муралов и живописи, художник создает коллажи, работает с деревом и другими материалами, а также с найденными предметами, делает ассамбляжи или объекты, занимается иллюстрацией и издает собственные журналы (зины). В представленном проекте Иван Найнти использовал архивные фотографии и разнообразные художественные техники для передачи духа эпохи и научных устремлений того времени. Протвино действительно занимает особое место в истории советской и российской науки, и создание такой выставки — это не только художественное, но и культурное достижение, способ сохранить память о людях и их мечтах, которые формировали этот уникальный город. Художник стремится собрать из крупиц воспоминаний нечто целое, восстановить распадающееся прошлое в единую картину времени и места, которая меняется и рушится на глазах. «Я родился и вырос в Подмосковье, в наукограде Протвино и считаю этот город уникальным местом, поскольку он был одним из важных центров советской науки. Здесь в 1967 году построили и запустили протонный ускоритель, который в настоящее время является крупнейшим в России. Но мечты прогресса, одухотворенность физиков, тяжелый труд и желание быть первооткрывателями, в итоге столкнулись с нехваткой средств и невозможностью завершения проекта адронного коллайдера, кольцо которого было замкнуто в 1994 году, но так и осталось недостроенным», – Иван Найнти. Выставка работает до 29.09.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда Ruarts

 

15.08.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.