На 46-м Московском Международном кинофестивале в конкурсе «Русские премьеры» приз Серебряный «Святой Георгий» был вручен картине «Лгунья». Режиссер Юлия Трофимова, впечатленная одноименным романом израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, перенесла действие книги в российскую действительность, ярко и легко продемонстрировав, как первоначально безобидная неправда трансформируется в равнодушный обман, перерождающийся в ломающую человеческие судьбы тотальную ложь. Наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посмотрел фильм и готов поделиться своими впечатлениями.
Старшеклассница Ева (Елизавета Ищенко) подрабатывает в небольшом кафетерии во время летних каникул. Продавая мороженое и наливая утренние напитки посетителям, Ева не упускает возможности погрустить по поводу своей далеко не модельной внешности и помечтать о том, чтобы с ее лица наконец-то исчезли многочисленные веснушки. Но не только она пребывает в дурном настроении: знаменитый музыкант (Стас Старовойтов), зайдя за стаканчиком кофе, под видом претензий к обслуживанию выплескивает скопившееся за месяцы раздражение на растерявшуюся девочку. Та не придумывает ничего лучше, как сбежать от хама во внутренний дворик кафе. Разозленный звездный посетитель догоняет Еву, которая от страха поднимает оглушительный визг. На крик спешат неравнодушные прохожие и полиция. Во время разговора со следовательницей-мужененавистницей (Марьяна Спивак), по-видимому, решающей за счет своей профессиональной деятельности личные психологические проблемы, Ева молчаливым кивком подтверждает навязанную ей версию о попытке изнасилования. Уже к вечеру девочка неожиданно для себя оказывается в центре информационного урагана. Выдуманная история о нападении известного музыканта приносит Еве мгновенную популярность. Интервью, фотосъемки, рекламные предложения дурманят юный рассудок, заставляя сочинять новые подробности инцидента и глубже погружаться в вязкую пучину лжи. Фейковый смерч раскручивается все быстрее, вынуждая участников досадного и нелепого происшествия отчаянно прятаться за придуманные образы и плодить отвратительную фальшь ради желанного общественного поощрения.
В своем фильме «Лгунья» Юлии Трофимовой удается говорить о серьезных и даже страшных вещах с ироничной улыбкой, при этом режиссерское высказывание не теряет важность и актуальность — оно просто воспринимается чуть легче, словно вы смотрите на мир наивными глазами девочки, только начинающей осознавать ответственность за собственные слова и поступки. Режиссер с любовью и сочувствием ко всем персонажам следит, как попавшие в паутину лжи герои пытаются вырваться из ловушки, но только запутываются плотнее. Помочь им Юлия Трофимова не в силах, ведь иначе не случится истории, а потому каждому герою придется самостоятельно справиться с личными демонами, чтобы найти силы раскаяться, признаться в ошибках и выдавить из себя несущую одновременно боль и свободу правду.
Зрителю поверить в повествование, конечно же, помогает убедительная игра талантливых актеров. Особенно запоминается смешная и тонкая роль Марьи Спивак – грозной женщины следователя, с фанатичным рвением мстящей всем мужчинам, попавшимся ей на пути. Не менее удачно воплощены образы родителей и сестры юной лгуньи в исполнении Юлии Марченко, Алексея Розина и Майи Мальцевой. Происходящее на экране вызывает сочувствие и сопереживание, при этом поставленные режиссером вопросы не погружают в уныние – ответы отыскиваются будто сами собой, без проваливания в глубокую задумчивость и печаль. Хоть все мы и помним, что кино – лишь имитация реальности, тем не менее нам под силу отличить, говорит ли режиссер правду либо пытается обмануть сценарными ходами, ненужными диалогами, дорогими спецэффектами. Как выяснилось, Юлия Трофимова общается со своим зрителем просто, доверительно и откровенно. Так что, к счастью, ее «Лгунья» не врет.
30.04.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru. , http://moscowfilmfestival.ru.
Автор || Юрий Аверченков