В рамках конкурса «Русские премьеры» на 46-м Московском Международном кинофестивале прошел показ картины «Хуже всех» режиссера Александры Кармаевой. Трогательное кино о трудностях взросления, о важности принятия себя и об умении остановиться, когда рука с карающим мечом уже занесена для удара возмездия. Своими впечатлениями от просмотра делится наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков.
Ксюша Субботина (Римма Латышева) празднует свое шестнадцатилетие в тоске: она публично опозорилась на отборочном смотре, а потому об участии в концерте для выпускников можно забыть, да еще, как назло, провал случился на глазах у краша Погуляева (Микита Воронов), который вряд ли теперь ответит взаимностью даже в самых смелых и красочных девичьих мечтах. Ко всему этому нужно добавить вечные истерики матери (Евгения Добровольская), уход из семьи отца (Александр Обласов), творческий кризис и лишний вес – мишень для насмешек и буллинга одноклассников. Вот такая несладкая жизнь, которую так и тянет яростно зажевать калорийным именинным тортом. Не найдя поддержки и понимания у взрослых, Ксюша спасается, прячась за придуманным ей образом развязной блогерши Жирухи, эпатажно козыряющей складками на животе и дерзко разрушающей прежний школьный уклад. Скандальный видеоконтент привлекает всеобщее внимание, провоцируя новую «звезду» на сомнительные «подвиги» и откровения. Ксюша все глубже вживается в придуманное амплуа, незаметно для самой себя превращаясь из некогда загнанной в угол жертвы в бессердечного мстителя, готового уничтожить своего главного врага – высокомерную «королеву» класса Баранову (Софья Аржаных).
Картина режиссера Александры Кармаевой «Хуже всех» лишь на первых минутах выдает себя за наивную подростковую комедию. Мощно набирая обороты, фильм быстро трансформируется в полноценную психологическую драму, вскрывающую гнойник непонимания, отчаяния, беспомощности, злобы и страха. В гигабайтах контента Жирухи не отыскивается ни грамма искренности, за бравадой и хайпом прячутся боль, безнадега и пустота. Кажется, что под анестезией юродствующего альтер эго можно хоть как-то выдерживать бесконечную ругань родителей, подколы сверстников и ненавистное отражение в зеркале. Но это лишь иллюзия. Теряя контакт с собой, Ксюше все сложнее сопротивляться влиянию наглой Жирухи, возглавившей свору равнодушных взрослых и озлобленных детей. Однако следует помнить, что преследователи обычно не так сильны, как кажутся. Зачастую агрессором движет страх обнаружить собственные открытые раны, а потому каратель спешит ударить первым, чтобы опередить потенциального врага, который, возможно, бить вовсе и не собирался. Так люди погружаются в уроборическое самоуничтожение, выплескивая в мир злобу, возвращающуюся еще более беспощадной местью. Александра Кармаева глубоко и мудро исследует, как же можно прервать этот нездоровый цикл, проявить милосердие, обнаружить сочувствие к гонителю, повернуться лицом к себе, смело заметив личную уязвимость, и тем самым познать ценность своей уникальности.
Ближе к финалу картины в зале все чаще слышались всхлипывания, а значит, кино попало точно в цель — кто-то заметил собственные раны и бережно перебинтовался. Возможно, боли станет меньше, а это значит, что желание нападать и жалить испарится… Вот это ценно.
24.04.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков