Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
13.05.23. ARBUZZ Gallery представила вторую часть выставочного проекта «Найти Внутреннюю Монголию», которая приглашает к поиску своих сакральных пространств внутри современного многоголосья — на территории города во внутреннем, приватном и внешнем публичном пространствах. «Но мы ехали все быстрее — и скоро, скоро вокруг уже шуршали пески и шумели водопады милой моему сердцу Внутренней Монголии» — «Чапаев и Пустота», В. Пелевин. «Эмиграция во Внутреннюю Монголию» очень соблазнительна. Роман Пелевина был написан и издан в период социального катаклизма и изменений в России — в 1990-е годы, что делает его снова актуальным в текущий исторический период. В проект включены работы 39 художников и арт-групп, которые через инсталляции, фотографию, керамику, живопись, скульптуру и видео-перформансы прокладывают собственные маршруты ко Внутренней Монголии из законов и ограничений. Куратор: Катя Финкельштейн. Выставка работает до 29.05.2023.
Фотографии предоставлены ARBUZZ Gallery
14.05.23. В Новом Манеже на закрытии выставки «17/37. Советская скульптура. Взлёт» ГМВЦ «РОСИЗО» провел презентацию одноименного каталога, подготовленного специально к выставочному проекту. Книга, как и выставка «17/37. Советская скульптура. Взлёт», охватывает первые двадцать лет развития советской скульптуры. Издание отражает хронологию исследуемого периода, исторические факты и события, их ход и влияние на развитие скульптуры, представляет архивные материалы, фотохроники и документы. Для работы над изданием был приглашен коллектив авторов, в задачу которых входило осветить с разных сторон проблематику этого периода, сделать проект исследовательским, способным дать новое понимание процессов в отечественной пластике конца 1910–1930-х годов. Авторами статей выступили известные в области искусства деятели, в чью сферу профессиональных интересов входит изучение советской скульптуры первых четырех десятилетий ХХ века. Среди них доктора искусствоведения Татьяна Астраханцева и Игорь Смекалов, кандидаты искусствоведения Александр Боровский и Алла Вершинина, искусствовед Павел Бельский и скульптор Павел Игнатьев. Многие авторы занимаются не только научной работой, но и практикой, являются кураторами выставок. Благодаря такому составу авторов каталог получился как научным, так и понятным и интересным широкому кругу читателей. Куратор проекта: Алла Есипович-Рогинская. Координатор: Елена Семенова. Каталог издан тиражом 1,5 тысячи экземпляров. Информация о нем доступна на сайте «РОСИЗО».
Фотографии: Ольга Серегина
15.05.23. В Малом зале РГБМ открылась выставка «Щупальца длиннее ночи», подготовленная Российской государственной библиотекой для молодежи совместно с галерей К320. Название выставки — это отсылка к одноимённой книге Юджина Такера, где автор рассуждает о пересечении жанра ужаса и философии, углубляясь в темы тьмы, необузданного страха и неизвестности. Такер опирается на различные источники, включая литературу, фильмы, поп-культуру и даже работы таких философов, как Кант и Ницше, сравнивая их с философией лавкрафтовской вселенной. Сам Лавкрафт относил свои произведения к жанру «Странная фантастика» или «Космический ужас», когда ужас возникает перед неизведанным и непостижимым, и это больше, чем страх крови, вампиров, оживших мертвецов, оборотней и т. п. Такер утверждает, что ужас — это не просто жанр художественной литературы, а, скорее, способ мышления, который позволяет нам столкнуться с границами нашего собственного разума. Жанр ужасов всегда был частью культуры, и он тесно связан с тем, как мы живём и противостоим неизвестному и таинственному. Художники всех поколений обращались к этой теме и находились в постоянном поиске визуальных образов, противостоящих прекрасному и способных расширить представления о возможных формах созданий. На выставке «Щупальца длиннее ночи» представлены авторы, чьи работы обращаются к «ужасному» в попытке создать новый способ понимания, который позволит зрителю противостоять границам его собственного знания. Участники выставки: Соня Бондарева, Полина Суровова, Анна Сярова, Диана Галимзянова, Федор Хиросигэ, Настя Белая, Ника Темеева. Кураторы: Настя Белая и Саша Боева. Выставка работает до 11.06.2023.
Фотографии: Ольга Серегина
16.05.23. В фонде Ruarts открылась новая выставка «Тондо Тандем», соединяющая в одном пространстве двух авторов, которых объединяет только выбор круглого формата художественного высказывания – тондо. Алан Хатагты и Катерина Бородавченко приглашают в путешествие в чувственный мир человека, без табу и ограничений, где в центре оказывается чистая эмоция. На портретах, выполненных мужчиной, женские эмоции переданы в классической традиции романтизированной чувственности, в отличие от понимания женщины-художницы, в работах которой присутствует пугающе честный, открытый, понимающий взгляд на переживания. Алан Хатагты – рассказчик, использующий язык ощущений. Названия произведений Алана имеют важное значение, прямо и буквально диктуют, как следует читать изображение или под каким углом его рассматривать. Например, «Июльское утро», «Дежавю», «Адажио» обнажают ситуативные конструкции, отвлекают зрителя от реальности и плавно, по кругу уводят в воображаемые миры. Какофония цвета приятно возбуждают зрителя, драматические контрасты вызывают неожиданную нежность. Героини витальны, их тела и энергичные жесты напоминают архетипичные образы богинь. Противоположность – гипперреалистические тондо Катерины Бородавченко. В современном мире, где легче промолчать, спрятаться за бездушным значком эмодзи в переписках, чем выразить страх, отвращение, радость, печаль, работы Катерины смотрятся как манифест живого человека с искренними чувствами и страстями. В истории искусств есть близкий по эмоциональному накалу пример тондо – работа Караваджо «Голова Медузы Горгоны», которая в свое время стала символом слома канонов красоты. Героини Катерины, ее близкие подруги, и она сама выражают свое эмоциональное состояние с максимальной наглядностью, не заботясь о собственной привлекательности. Такая честность ставит под вопрос укоренившиеся стереотипы изображения женщин. В состав экспозиции «Тондо Тандем» вошла серия работ Алана Хатагты и Катерины Бородавченко, которая была впервые показана в 2018 году в рамках масштабной групповой выставки, организованной Русским музеем «Россия. Реализм. XXI век», и в 2023 году под названием «Смех, слезы и сны» – в Галерее современного искусства ГМИИ РТ в Казани. Выставка работает до 04.06.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой фонда Ruarts
17.05.23. Государственная Третьяковская галерея представила выставочный проект «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Из новых поступлений». Выставка приобретений и даров демонстрирует, какими шедеврами пополнилось собрание музея за последние 20 лет, а также отражает основные тенденции развития рисунка, акварели и гравюры за период с конца 1910-х до начала 2020-х годов. Комплектование графической коллекции всегда являлось одним из приоритетных направлений деятельности музея. Пополнение фондов отдела графики ХХ века продолжается в течение ста лет. 1920-е годы в значительной степени представлены произведениями, собранными под руководством Анатолия Бакушинского, занимавшегося проблемами графики и организовавшего соответствующий отдел. Больше других видов графического искусства Бакушинский ценил рисунок, именно при нем и были получены работы широкого круга художников. В дальнейшем этот раздел постоянно обогащался. В 1929 году после расформирования Музея живописной культуры в Галерею был принят ряд работ искусства авангарда, в том числе и графика. Второе мощное вливание авангарда пришлось на 1977-й в связи с поступлением коллекции Георгия Костаки. Несколькими годами ранее фонды увеличились за счет собрания Алексея Сидорова, отличающегося специфической интимнолирической окраской. Ценным для музея стало приобретение в 1959-м уникальной и масштабной коллекции произведений Эль Лисицкого у Софьи Кюпперс-Лисицкой, вдовы художника. Возможность общения сотрудников Третьяковской галереи с авторами или первым поколением их наследников позволяют и сегодня активно пополнять фонды отдела графики ХХ–ХХI веков. Последняя выставка новых поступлений графики состоялась в 2003 году. За прошедшее время коллекция увеличилась более, чем на 3000 произведений оригинальной и печатной графики. Нынешний выставочный проект знакомит с наиболее значимыми работами, которыми пополнилось собрание Третьяковской галереи. Экспозиция структурирована по двадцатилетиям и отражает значимые явления в графике на каждом отрезке времени, представлены как школы, так и творчество отдельных художников. Один из интереснейших разделов выставки — произведения лидеров русского авангарда: Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Степановой, великих «формалистов» Владимира Фаворского, Константина Истомина, Николая Купреянова, а также их учеников и последователей. Значительное место отведено художникам, определившим лучшие качества искусства 1930-х годов: Николаю Лапшину, Владимиру Гринбергу, Татьяне Мавриной. Показаны произведения шестидесятников и семидесятников: Виктора Попкова, Николая Андронова, Виктора Вакидина, а также представителей «другого искусства» — Владимира Немухина, Михаила Шварцмана, Юло Соостера. Современный художественный процесс представлен произведениями Кирилла Мамонова, Александра Ливанова, Германа Черемушкина, Владимира Косынкина, Галины Ваншенкиной и других. Завершают выставку монументальные листы Олега Кудряшова — дань памяти выдающегося офортиста и рисовальщика, ушедшего в 2022 году. К выставке подготовлен каталог, в который вошло около 300 произведений 73 художников. Куратор выставки: Александра Струкова. Помощник куратора: Игорь Смекалов.
Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Третьяковской галереи
17.05.23. В культурно-выставочном комплексе «Ботанические оранжереи» музея-заповедника «Архангельское» состоялось открытие выставки «свет. воздух» — первой из серии групповых выставочных проектов «Арт-резиденция в Архангельском» с работами студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ. Выставка «свет и воздух» — это диалог между классикой и современной культурой. Работы молодых художников переплетаются с экспонатами из музейных фондов — канделябры и подсвечники из мрамора и бронзы XVIII-XIX вв. соседствуют с инсталляциями, видео-артом и фотосериями, приглашая задуматься о важности природных элементов, постоянно нас окружающих, привычных. Изучая поэзию света и воздуха, находя баланс между природным и человеческим, художники используют мелодию колокольчиков («Поющий ветер», Диана Ли), тихое дуновение ветра («Путь Домой», Татьяна Финансова), движение и дыхание («Дыхание», Андрей Тихонов и Валерий Холопов). Кураторы проекта: Майкл Арутюнян, Анастасия Шабашова, Роман Миронов.
Фотографии предоставлены пресс-службой комплекса
18.05.23. В арт-пространстве Cube.Moscow галереи представили новые выставки:
— Искусствовед, ректор и основательница Академии OPPOP-ART Анастасия Постригай открыла новый выставочный поп-ап проект в арт-пространстве Cube.Moscow — [Пре]мудрости, куратор: Анастасия Постригай. Вторым проектом Анастасии, представленным непосредственно в Postrigay Gallery, стала персональная выставка «Спрятанное время» художницы Лены Марру. Выставка [Пре]мудрости посвящена уникальности природы в разных ее проявлениях. Красота природы таит в себе не только внешние черты, но и сложные внутренние механизмы, раскрывающие ее глубину и исключительность. В серии работ, представленной на выставке, в буквальном смысле стирается грань между природой и произведениями искусства. Художники исследуют широкий спектр природных явлений, представляя свои неожиданные ассоциации и личный опыт взаимодействия с природой в современном прочтении. Экспозиция объединяет как работы из галереи Postrigay Gallery, так и произведения художников галерей-партнеров — ведущих галерей Москвы. «Идея выставки родилась из Псалма, который открыл невероятный источник внутренней силы и неиссякаемой радости вне зависимости от обстоятельств. Оказалось, что достаточно сосредоточить свое внимание на природе, научиться видеть в ней взаимосвязи и совершенство ее устройства, чтобы обновить свои силы и наполниться жаждой жизни в мире, устроенным Богом,» — Анастасия Постригай.
Фотографии предоставлены Postrigay Gallery
В Postrigay Gallery, которая также расположена в пространстве Cube.Moscow, произошло обновление экспозиции персональной выставкой Лены Марру, которая погружает в скрытые измерения, где время утрачивает привычный ход. В экспозиции представлены картины и объекты, пропитанные особенной атмосферой прошлого. «В своем искусстве Лена Марру затрагивает тончайшие материи души и выводит зрителя в плоскость самых сокровенных переживаний и ощущений, которые невозможно передать словами. В ее неоднозначных и глубоких образах можно найти пересечения с искусством французских символистов, Боннара, «Голубой розы» и погрузиться в детские воспоминания», Анастасия Постригай.
Фотографии предоставлены Postrigay Gallery
— PA Gallery показывает персональную выставку художницы Ани Жёлудь «Другая икона» — инсталляцию, в которую вошли около 50 работ из двух серий: живописные изображения кухонной посуды из металла и объекты из металлического прута, изображающие дома, некоторые из которых вписаны в анонимные кубические объемы. В рамках проекта художница исследует дихотомию «храм — это музей, а музей — храм», через которую раскрывается идея об отношениях человека с миром духовным и миром материальным.
— Галерея Syntax подготовила совместный проект «Dream X 2. Техники эскапизма» Арута Овсепяна и Анны Сави, посвященный сну как побегу от реальности. Суть первой «техники» раскрывает художник Арут Овсепян — в его работах сон предстает как портал в мир абсолютной безмятежности. В свою очередь работы художницы Анны Сави отсылают к противоположному представлению о сне, как о тяжелом, давящем состоянии гиперсомнии.
— Галерея M.A.R.S.H. показывает выставку Ильи Качаева «Деформация». С помощью бумаги художник фиксирует и как бы «замораживает» во времени следы материальных предметов, которые своим появлением в окружающей действительности деформируют наше восприятие реальности. Формы и текстуры пяти стальных предметов, оттиски которых мы видим на бумаге, предлагают зрителю не блеск хромированной поверхности, а лишь предположение этого блеска, не звон металла, а лишь его предчувствие.
— Most Wanted Gallery представляет персональную выставку Варвары Кулешовой «Дом музыки», которая рассказывает личную историю отношений художницы с Домом музыки на Космодамианской набережной в Москве. Это история возникновения интереса к собственному неприятию эстетики здания через гиперболу стремления понять другого, о неизбежном контакте с объектом раздражения, изменении эстетических предпочтений и представлений о красоте.
— Новый проект в Arts Square Gallery — персональная выставка Торнике Бенделиани «Там и здесь» о вере в художественный образ, противопоставленный повседневной реальности. В названии выставки «Там и здесь» заключена идея, призывающая зрителя обратить внимание не только на изображенное в пространстве картины, но и на то, что находится «вне произведения» — в сфере чувственного восприятия.
— Art it Easy представляет персональную выставку молодой художницы Ксении Олейник, которая создает свои работы в технике ручной аппликации. Главный источник идей и вдохновения для художницы — бытовые моменты человеческой жизни. В ее практике повседневные ситуации превращаются в интересные объемные сюжеты.
— Галерея КультПроект открывает две выставки: «Виктору Умнову посвящается…» — проект приурочен ко дню рождения художника Виктора Умнова и включает в себя произведения разных этапов его творчества, а также выставку графического искусства «Звездный атлас», в которую вошли работы пяти мастеров — Татьяны Баданиной, Владимира Башлыкова, Александра Морозова, Владимира Наседкина и Петра Перевезенцева.
— Kupol Gallery представляет проект «Долгая Счастливая Ночь» объединения «Площадка 112» художников Насти Миро, Всеволода Саплина и композитора Михаила Мясоедова. Выставка состоит из видеоэтюда, который смонтирован из кадров, отснятых художниками в посёлке Диксон, самом северном поселении России, и керамических скульптур, изображающих мух.
— В пространстве лектория Cube.Moscow проект VM-Art Studio представляет выставку «Коллекция картин Сена Бейона». Автор работ Сен Бейон в своих произведениях пытается передать интенсивную энергию, которая пронизывает математику, музыку, электрификацию ученого Николы Теслы, танец Болеро и оставляет пространство для размышлений и переживаний зрителей, которые не должно затмевать высказывание самого художника.
— В пространстве арт-платформы Cube.Moscow продолжают работу: персональная выставка Ивана Архипова «Жатва» в 159F Gallery. В экспозиции показаны графические работы, созданные художником во время пребывания в резиденции Shangyuan в Китае. Отсутствие в мастерских офортного станка привело к появлению авторского медиума: используя найденный в окрестностях большой камень в качестве пресса, художник создал несколько серий в техниках гравюры по металлу, ксилографии и линогравюры. А также выставка о замедлении, созерцании и преодолении тревожных состояний Вероники Козаченок «Интуитивная композиция» в галерее ЛУЧ.
Новые выставки работают в арт-пространстве Cube.Moscow с 20.05.23 по 25.06.23.
Фотографии предоставлены pr-службой Cube.Moscow
18.05.23. Организаторы фестиваля музыки, дизайна и искусства Collaba представили концепцию, участников и программу фестиваля, который пройдет 20.05.23 в арт-пространстве Поле. Концепция состоит в том, чтобы благодаря работам художников оживить индустриальное помещение необычными растениями, животными и духами. На фестивале будут представлены зоны, посвященные современному искусству, музыке и моде, подготовленные более чем 20 художниками и 15 диджеями и музыкантами. Музыкальную арт-зону с работами современных художников будет представлять команда CAMP. В программу фестиваля включены CONCEPT MARKET и — внеподиумные показы-перформансы Fashion Show, зона апсайкла, где можно подарить вещам новую жизнь, зона Style Service, Dog Friendly Map для домашних питомцев. Будут открыты чилл зоны, интерактивные локации, летняя веранда с музыкальными лайнапами и искусством. В конце фестиваля состоится большая вечеринка от творческого объединения WIP.
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля COLLABA
19.05.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель