«БЕЗ ГАЛОШ ЭЛЕГАНТНЕЕ»: неожиданный Маяковский в спектакле Терезы Дуровой

 

Среди зрителей, спешащих занять места в малом зале театра Терезы Дуровой, выделяется учитель с группой старшеклассников,  к 130-летнему юбилею Маяковского есть повод выйти в свет – спектакль «Без галош элегантнее» предлагает увидеть великого поэта в неожиданном, но очень близком сегодняшней молодёжи амплуа: модника, бонвиана, неисправимого романтика, умевшего восхищать женщин, и задававшего моду во всём: одежде, литературе, образе жизни.

Личность Владимира Маяковского многогранна: он был невероятно одарен ещё и как живописец, актёр, сценарист, свободно владел грузинским, армянским и татарским языками, преуспел в создании рекламных слоганов и эскизов. Однако образ Маяковского в глазах обывателя сводится к «певцу революции и глашатаю советского строя», этот шаблон восприятия и хочет разрушить режиссёр Тереза Дурова. Например, современники отмечали безупречный вкус и чувство стиля поэта: он заказывал свой гардероб у самых модных и дорогих европейских портных, так проявлялась его любовь к добротным элегантным вещам. В спектакле художница по костюмам Виктория Севрюкова воссоздаёт мужскую моду двадцатых: элегантные шляпы, пёстрые жилетки, восточные халаты, блузы с бантами. А в минималистичной, но выразительной сценографии от Марии Рыбасовой ощущаются японские мотивы: золотой круг, мебель цвета венге, отрез красной ткани составляют антураж мастерской таинственного портного, который на живую нитку шьет костюм-судьбу величайшего поэта. К слову, Маяковского играют сразу четыре артиста: Сергей Батов, Михаил Бубер, Павел Повалихин, Гергий Шабанов. Каждый из них подсвечивает отдельные, часто противоречивые, грани характера Владимира Владимировича – утончённость и нервичность, педантизм и дерзновенность, интровертность и балагурство.

«Стихи рассчитаны на чтение с голоса, на массовую аудиторию», – утверждал Маяковский. Тереза Дурова в своей творческой интерпретации не ограничивается голосом, яркий футуристический слог сопровождает игра джаз-бэнда, расположенного прямо на сцене. «Мне захотелось соединить современные ритмы с поэтическими высказываниями столетней давности, – комментирует режиссёр. –  И оказалось, что Маяковский в своей гениальности абсолютно надвременной поэт…».

Под звуки джаза и стук печатной машинки исполняется множество любимых народом шедевров. Здесь и «Хорошее отношение к лошадям», и «Облако в штанах», и даже – подарок зрителям – «Что такое хорошо и что такое плохо». Отдельно хочется отметить музыкальную версию «Плыли по небу тучки» и пронзительное, мощное прочтение дерзкого, но глубоко личного стихотворения «А всё-таки».

«Мы хотим, чтобы вы все ушли счастливыми», – говорит Тереза Дурова зрителям перед премьерным показом. Ушли ли все счастливыми – сказать сложно в виду субъективности переживаний, но гордыми – это точно. Гордыми тем, что такой яркий, самобытный и неповторимый Маяковский – наш поэт.

24.04.23
Фото ||
Александра Муравьева
Автор
|| Татьяна Михальская

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.