В интервью с автором обложки осеннего номера Анкой Журавлевой мы поговорили о главных составляющих хорошей фотографии, о вдохновении и сказках.
– закончила МархИ, фотограф-самоучка, за исключением уроков по аналоговым процессам;
– с 2012 года живет в Порту на севере Португалии;
– занимается моделингом, дизайном, видео-монтажом, пост-продакшном, татуировкой, живописью, рисунком, дизайном и шитьем одежды, цифровой и аналоговой фотографией, ретушью;
– ведет онлайн-курсы по фотографии;
– сейчас снимает на Sony A7 iii, Nikon DF, Canon 135 2.0L, Sigma Art 50 1.4, пленочные камеры Canon 5, Nikon fm3a, Olympus MJU;
– как художник провела несколько персональных выставок в Санкт-Петербурге (2004 – 2009), как фотограф приняла участие в десятке выставок по всему миру (Франция, Испания, Великобритания и другие).
– работы Анки стали обложками для более, чем 50 книг по всему миру.
ОЛЕСЯ: Анка, как вы стали фотографом?
АНКА: В результате стечения большого количества обстоятельств. Если отмотать далеко в детство, то мой папа много фотографировал и даже брал меня проявлять и печатать вместе с ним фотографии в импровизированный «darkroom» в ванной комнате. До сих пор помню ощущение магии, которая там творилась.
Позже, когда мне было лет 13-15, был такой популярный журнал Top Model, в котором публиковались удивительно красивые съемки эпохи расцвета топ моделей. Тогда я познакомилась с работами Питера Линдберга, Патирка Демаршелье и других «небожителей» из мира фэшн-фотографии. Меня очаровывали именно фотографии, красота моделей, свет, настроение. Я смотрел и думала, что это, должно быть, замечательная профессия – быть фотографом. Но на себя почему-то не примеряла.
Лет в 16 мне случилось попасть в модельный мир – мой рост 187 см, и это было вполне закономерно. Никакого особого успеха на модельном поприще я не добилась, зато почувствовала на себе, как это – быть по ту сторону камеры.
Потом я училась в институте и про фотографию даже не думала. А в 21 год переехала из Москвы в Питер к композитору Саше Журавлеву, теперь уже моему мужу. С его поддержкой и в его творческом окружении я набралась смелости самовыражаться и… восемь лет писала картины маслом. Фотокамеры у нас всегда были, но снимал, в основном, Саша, а я была далека от этого и отказывалась понимать, что такое «выдержка» и «диафрагма».
Когда мне было 29, случилась неприятная история – 90% моих живописных работ пропали. Не хочу вспоминать неприятные детали… Писать расхотелось, было до слез больно смотреть на холсты и кисти. Но, как говорится, нет худа без добра. И фотография пришла на смену живописи как естественное продолжение.
Пришла она потому, что Саша подарил мне камеру 5d Mark II и объективы, «произвел ликбез», и дальше начались эксперименты. Я постоянно снимала всех вокруг: в основном под прицел попадали друзья мужа, музыканты, актеры, художники и художницы. Мне вообще очень повезло жить в такой потрясающей творческой атмосфере и при этом иметь достаточно свободного времени на эксперименты. Плюс муж запретил мне даже и думать о коммерции, если она не по душе, и мы договорились, что деньги – это не самое важное и что гораздо ценнее творчество и свобода, даже если иногда ради этого надо уменьшить количество съедаемой еды и покупаемых вещей.
ОЛЕСЯ: К настоящему моменту вы стали успешным фотографом. Какие самые главные составляющие хорошей фотографии, по вашему мнению?
АНКА: Для меня это искренность и авторское видение. Не важен жанр, не важны технические составляющие, не важно, пленка или цифра. Смелость фотографа делиться своим внутренним миром через работы, на мой взгляд, – самое ценное.
ОЛЕСЯ: У вас свой особый стиль обработки фотографий. Как вы его нашли?
АНКА: Я не думаю, что у меня есть какой-то определенный стиль. Есть разные серии, у каждой их них есть свои особенности. Мои сказки не похожи на мои ню или черно-белые снимки.
Я снимаю разное. Просто на поверхности в соцсетях и интернете оказываются, как правило, цветные сказочные фотографии из серии Color tales, это и создает видимость некоего особого стиля. На самом деле, это просто особенность конкретной серии работ, не более.
Я много снимала разного, пробовала, ошибалась, начинала заново, и в итоге сформировались основные любимые направления. Но они тоже меняются со временем. Что-то я перестаю снимать, что-то начинаю. Это нормальный ход событий. Я вообще не могу очень долго держаться за одну стилистику – через какое-то время становится скучно.
ОЛЕСЯ: Как рождаются сюжеты ваших снимков? Что вас вдохновляет?
АНКА: Что угодно – мечты, музыка, отношения, люди, места, вещи, книги, сказки, фильмы, истории… А также красота человека, тела, света и тени, цвета, ритма.
ОЛЕСЯ: Что необходимо начинающему фотографу, чтобы добиться успеха?
АНКА: Вопрос про успех точно не ко мне, я не могу на него ответить. Сколько людей, столько путей. А слово «успех» для меня само по себе ничего не значит. Я не знаю, зачем его добиваться. Мне кажется, что важнее двигаться в сторону честности с собой. А если цель – успех любой ценой, то о какой честности может идти речь?
ОЛЕСЯ: Кто ваши модели? Кого вы предпочитаете снимать?
АНКА: Мои модели самые – разные люди. Мне важно, чтобы во время съемки возникала особая связь, взаимопонимание. Внешность важна, не скрою, но тут речь идет не о канонах красоты, а о каких-то иной раз необъяснимых качествах, которые меня привлекают к объекту съемки, и которые я сама до конца не понимаю. Кто-то притягивает, кто-то – нет. Как это объяснить? Да никак, это чудо.
В целом, наверное, я предпочитаю интровертов, которые могут жить в своем мире во время фотосессии и не пытаются «работать» на камеру.
ОЛЕСЯ: Тема этого номера – «Сила мысли». Фотография для вас – это способ воплощения мыслей в реальность?
АНКА: Фотография для меня – это проживание себя. Это общение с людьми, это новый опыт. У меня нет каких-то особенных мыслей, чтобы их воплощать. Скорее, образы, мечты, идеи.
Фото || Анка Журавлева @anka_zhuravleva_arts
Автор || Олеся Суджан, главный редактор
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ 2020