“Дело в шляпе” – идиоматическое выражение, знакомое каждому. Говоря так, мы даем понять, что все будет в порядке, дело почти сделано, нам удалось решить вопрос в нашу пользу.
Откуда взялось это выражение, точно неизвестно, но версий множество – это и взятки, которые чиновники брали в шляпы, и документы, которые гонцы зашивали под подкладку для сохранности, и жребий, который тянули из шляпы, решая дела. Шляпа давала надежду на что-то задуманное.
О шляпе в искусстве и об искусстве в шляпе мы поговорили с Александром Васильевым, Андреем Бартеневым, Алисой Йоффе, Любовью Агафоновой и Светланой Комиссаровой-Галочка.
Любовь Агафонова
историк искусств, культуролог, галерист, коллекционер
ОЛЬГА: Любовь, вы – искусствовед, основатель галереи «Веллум», поэтому правомерно спросить: в вашем лице искусство в шляпе ходит?
ЛЮБОВЬ: Конечно!
ОЛЬГА: Что для вас головной убор? Вам он нужен из чисто утилитарных соображений или здесь что-то другое?
ЛЮБОВЬ: Традиционно головной убор был неотъемлемой частью дамского костюма, который не только защищал от солнца или благочестиво прикрывал волосы, но и говорил о статусе хозяйки. Так как моя культурологическая деятельность оглядывается на прошлое, шляпка становится неким символом старорежимности и грациозности.
ОЛЬГА: Как вы выбираете головные уборы для себя?
ЛЮБОВЬ: Всегда по случаю, но каждый раз покупка шляпки приносит мне удовольствие. Одну я купила в Парижском предместье во время прогулки, за другой специально ездила в ателье шляп в Онофлере.
ОЛЬГА: А в искусстве? Вы же коллекционер, на каких принципах вы выстраиваете свою коллекцию?
ЛЮБОВЬ: Отбираю тех авторов, которые укладываются в концепцию моей галереи: символистов, художников русской эмиграции. Зачастую это персонажи, изображенные на картинах, в шляпах.
ОЛЬГА: А есть ли среди картин в вашей коллекции такая, решение о приобретении которой вы сделали именно из-за головного убора, изображенного на ней?
ЛЮБОВЬ: Например, «Девочка в парке» Ольги Дела-Вос Кардовской была приобретена мной именно из-за огромной дамской шляпки в руках у маленькой девочки. В ней есть загадка, очарование эпохи.
ОЛЬГА: А есть особо любимые вами, запавшие в душу работы, когда именно шляпа или шляпка пробудили особые чувства или воспоминания?
ЛЮБОВЬ: Акварель «Соломония Сабурова» Антонины Сафроновой – царица в роскошном головном уборе – заворожила меня. Вообще, царственная особа – образ притягательный. Шляпа или корона на голове придают театральность, сказочность. Будто ты сама с этой картины или из книги о прошлой прекрасной жизни. У меня есть похожая роскошная шляпка, и она не раз спасала меня от грусти и усталости. Надеваешь ее, и это заставляет выпрямиться, отбросить все проблемы и неурядицы. Здесь уже вступает в силу магия искусства – переносишься в другую реальность, более приятную. Я поняла, что и эта картина работает так же, стоит только на нее взглянуть и… не то чтобы проблемы решаются, но обременяют не сильно.
Сейчас мир утилитарен, носить шляпку – не очень комфортно. Еще ветром сорвет, опять же – в метро неудобно. Шляпка – удел дамы света.
А вот работа Бенуа «Купчик и горничная», эскиз костюмов к балету Стравинского «Петрушка», – совсем другая история. Здесь балаган, веселье, пестрый поток, водоворот и безостановочная карусель жизни, в которой флирту всегда есть место. Здесь флирт скорее синоним азарту – азарту проживать момент, чему фривольная шляпка никогда не помешает. Воспоминание всегда будет вызывать улыбку. Я всегда улыбаюсь, когда надеваю шляпку, и улыбаюсь, когда бросаю взгляд на своего «Купчика и горничную».
ОЛЬГА: Относительно недавно головной убор был обязательным аксессуаром в гардеробе женщины и мужчины. Как вы думаете, возможен путь «назад в будущее» для шляпы?
ЛЮБОВЬ: Думаю отдельные люди будут носить шляпы, как и носили, но массово – не уверена. Сейчас мир утилитарен, носить шляпку – не очень комфортно. Еще ветром сорвет, опять же – в метро неудобно. Шляпка – удел дамы света.
Фото || Владимир Филонов, предоставлены Любовью Агафоновой
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель