#Арт-обзор за неделю 5.03-12.03.20

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Семен Файбисович, «Куклы»

05.03.20. В выставочном зале Медиацентра парк «Зарядье» состоялось торжественное открытие ежегодного проекта «Актуальная Россия», организованного Творческим Союзом художников России и Фондом развития современного искусства. В 2020 году проект посвящён искусству памяти. Искусство памяти — важный инструмент для сохранения культуры. От поколения к поколению память, заключенная, как в капсуле, в материальных объектах, определяет структуру личности и структуру нашего общества. Проект «Актуальная Россия: искусство памяти» включает в единую иммерсивную среду произведения 50 художников со всей России, представляющих разные художественные направления и школы.  Впервые в Москве показана новая версия проекта AES+F «Турандот».

В январе 2019 года в Палермо состоялась премьера постановки оперы Джакомо Пуччини, в которой художники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес выступили сценографами и соавторами режиссера Фабио Черстича. В ней действие разворачивается на фоне мультиэкранного видео. На выставке в «Зарядье» представят запись спектакля, сделанную в театре Комунале в Болонье. В рамках выставки пройдет образовательная программа, в программу включены кураторские и медиаторские экскурсии по выставке и круглые столы. Вход на выставку и все события в рамках проекта бесплатный. Выставка работает до 15.04.20.

Фотографии предоставлены Валерием Черкашиным , Ромой Казусом, а также pr-отделом парка «Зарядье»

05.03.20.  В арт- пространтве Cube, Moscow в рамках мартовского ARTWEEKEND InGallery представила выставку Артема Диатяна «Метафизика цвета».  Артем Диатян – художник, который много экспериментирует с живописью, сам создает красочные пигменты, выступая и как новатор, и как наследник старинных флорентийских техник. Артем особенно тонко чувствует цвет, в его живописи цвет возвращается к своему метафизическому истоку. Палитра оттенков для художника превращается в  единственную для него возможность наиболее полно зафиксировать все грани тончайших эмоциональных нюансов восприятия мира и всю гамму человеческих чувств, которые столь сложны и многогранны, чтобы быть переданы словами. В некотором смысле, искусство Артема Диатяна имеет много общего с первобытным искусством, недаром часто на его полотнах возникает нечто похожее на архаические образы. Артем принципиально создает свои работы исключительно на природе, когда свет естественен и не искажен. Свет, цвет и материя, взаимодействуя, порождают новые оттенки в познании мира посредством зрения.

Артем Диатян «Метафизика цвета»

Фотография предоставлены InGallery. Фотография Петра Баранова.

05.03.20.  InGallery одновременно в выставочном зале арт-пространства Cube, Moscow для мартовского ARTWEEKEND подготовила и представила художественный кураторский проект Анастасии Никулиной «10.000 dreams». Участниками этой групповой выставки стали Сергей Блоха, Маша Лам, Федор Акимов, Владимир Мацкевич и Юлия Вергазова. Художники-участники выставки, работая каждый в своей индивидуальной манере и технике, коснулись в представленных работах темы сновидения, как фантастического сбоя, внутреннего глитча, при котором бессознательное человека проступает и просачивается в рациональные зоны сознания, когда безмятежность легко переходит тревожность, а свет и тень неизбежно сменяют друг друга.

Фотография предоставлены InGallery

05.03.20. Всероссийский музей декоративного искусства представил выставку «Янтарная комната и другие проекты. Тайны реставрации». Экспозиция открывает дверь в мир прекрасных интерьеров, знакомит с работой реставраторов над историческими проектами, представляет современные творческие работы — свыше ста уникальных экспонатов, среди которых реплики фрагментов Янтарной комнаты, научные реконструкции янтарных предметов, образцы шёлка и лазурита Лионского зала, ювелирная каменная пластика, величественная малахитовая ваза и предметы мебели в стиле Людовика XIV, модерн и ар-деко. Выставка работает до 31.05.20.

Фрагмент лазуритового декора Лионского зала

Фотографии предоставлены Всероссийским музеем декоративного искусства

06.03.20. Галерея-мастерская современного искусства ГРАУНД Солянка представила проект «9 МАРТА»  — выставку-исследование современных украшений на тему гендерных стереотипов и феминизма. Кураторы выставки: Белла Антонио, Александра Павловская, Катя Рабей, Маша Старикова. Куратор проекта ГРАУНД Солянка: Катя Бочавар. Четыре организатора проекта (трое из которых сами ювелирные художники), собрали работы более 80 участников из разных стран, реализовав уникальной по своему масштабу и составу выставочный проект современных украшений на заданную тему. Проект «9 Марта» отошел от привычных коннотаций и представил то, что на Западе называют contemporary jewelry и art jewelry: независимые концептуальные украшения, занимающие промежуточную нишу между модой и современным искусством. У моды и классического ювелирного искусства этот жанр заимствует тесную связь с телом и одеждой, а от современного искусства берёт полную свободу материалов и форм, а также способность высказываться по любой актуальной повестке.

Сдвиг произошёл в шестидесятые годы ХХ века, и с тех пор contemporary jewelry с каждым годом находит всё больше и больше места в музеях и галереях современного искусства. Выставка 18+ работает до 09.04.20.

Фотографии предоставлены ГРАУНД Солянка

Фотография Cabinet de l’art

 

06.03.20. В галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы» состоялось открытие выставки «Мозаичные коллекции. Острова», представляющей работы ведущих художников российского мозаичного искусства. В экспозицию вошли работы из личных коллекций известных российских художников-мозаичистов. На выставке показаны монументальные произведения Александра Корноухова, художника-самоучки с Алтая Сергея Карлова, черпающего вдохновение из хакасского эпоса, романтичные мозаики Анны Замулы, Алины Баталиной, Татьяны Дубовской, Юлии Пухаревой, неожиданные образы Бориса Зинкевича, Ирины Кучменко, мозаичные панно Алексея Жучкова, Марии Скурихиной, мозаики из стекла Анны Бутиной, урбанистические пейзажи Антона Стриженко. Мозаичные коллекции сопровождаются автобиографическими очерками и личными воспоминаниями участников проекта, а также архивным разделом, где представлен советский период мозаичного искусства в фотографиях и текстах. Куратор выставки: Ирина Кучменко. Историко-архивная часть: Марина Терехович, Татьяна Бабушкина. В рамках проекта пройдут кураторские экскурсии, художественные мастер-классы, встречи с художниками. Выставка работает до 29.03.20.

Фотографии Cabinet de l’art

06.03.20.  В Музее русской иконы была представлена выставку «Рафаэль и его Мадонны. Отражение небес на земле» в рамках международного проекта Opera Omnia. Организаторами проекта выступают  Итальянский Институт культуры в Москве, Министерство иностранных дел Италии при поддержке Rai.com.  Эта выставка – часть международного культурного проекта Opera Omnia («Полное собрание творений»). В Москве представлены 19 высококачественных цифровых копий шедевров Рафаэля Санти. Проект приурочен к 500-летию со дня смерти великого итальянца. Авторы итальянского проекта Opera Omnia  руководствуются целью познакомить публику с шедеврами итальянской живописи. Под грифом Opera Omnia по всему миру проходят выставки Джотто, Пьеро делла Франчески, Боттичелли, Леонардо, Рафаэля и Караваджо, которые позволяют увидеть все или большинство работ того или иного художника в едином выставочном пространстве. В международный проект, посвященный Рафаэлю, изначально включено 36 произведений, из которых Итальянский Институт культуры совместно с Музеем русской иконы отобрали для показа в своих стенах 19 картин на религиозные темы. Зрителям представлены серия Мадонн, Снятие с Креста, Святого Себастьяна, Святую Екатерину и последний шедевр мастера – Преображение, созданное для кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII. Все репродукции выполнены в натуральную величину, сняты с высоким разрешением и демонстрируются на структуре с задней подсветкой. Куратор международного проекта Opera Omnia – Антонио Паолуччи (Antonio Paolucci).  Кураторы московского проекта «Рафаэль и его Мадонны. Отражение небес на земле»: итальянский искусствовед Маттео Иве (Matteo Ive) и заместитель директора по научной работе НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Красимира Лукичёва. Выставка работает до 05.04.20.

Фотографии Cabinet de l’art

06.03.20. Государственный музей Востока представил выставку «Пророки и герои. Арабская народная картина XIXXX веков». Экспозиция знакомит зрителей с уникальными образцами арабской народной картины XIX–XX веков. Печатные изображения коранических пророков, шейхов и «святых», а также героев ранней исламской истории и арабских эпических сказаний украшали общественные места, частные дома.  Обладая благопожелательной и охранительной функцией, народные картины (лубки) служили тем же целям, что и граффити на стенах. В первой половине XX века к сюжетам активно добавляются изображения национальных героев, интерес к которым заметно увеличивается на почве национально-освободительного движения. К 1960-м годам изготовление лубков практически полностью сходит на нет. Всего на выставке экспонировано около 30 народных картин (лубков), отпечатанных в Египте в начале XX века, в том числе 5 работ, изданных в Алжире, а также три рукописные картины 1930-х годов с территории современного Ирака (изображения шиитских святынь в Кербеле). Эти уникальные экспонаты происходят из коллекции известного отечественного востоковеда Юрия Завадовского (1909–1979 гг.).

Выставка приурочена к перекрестному Году культуры Россия – Египет 2020. Кураторы выставки: Евгения Карлова, Илья Зайцев.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

11.03.20.  Галерея современного искусства ASKERI GALLERY представила вторую персональную выставку Питера Опхайма. В новом проекте «Happy Family» американский художник обращается к теме семьи, размышляет о специфике родственных связей между людьми через взаимоотношения вымышленных персонажей. Питер Опхайм создает целую галерею необычных существ. Он лепит их из полимерной глины в яркой цветовой гамме, а затем пишет их увеличенные до человеческого масштаба портреты. Так художник дает своему воображению реальное воплощение в скульптурном объекте и на холсте. Герои Опхайма существуют в своем полноценном, и таком узнаваемом и близком нашему мире. В нем есть те же проблемы, но этот мир полон красок и искренности. Но параллели вполне уместны и возможны. Центральным звеном экспозиции является небольшая картина «Mother», выступающая здесь объединяющим символом «счастливой семьи». Выставка «Happy Family» в ASKERI GALLERY продлится по 12.04.20.

Фотографии предоставлены ASKERI GALLERY

12.03.20. Политех и Музей Москвы открыли выставку о людях с инвалидностью. Экспозиция «Истории, которых не было» входит в программу инклюзивного фестиваля «Разные люди — новый музей», организованного Политехом. Выставка состоит из пяти «островов», каждый из которых рассказывает истории героев через личные предметы и фотографии, видео с прогулок в любимых местах Москвы и записи разговоров. «Острова» погружают в мир людей с разным опытом и мечтами, поднимая такие значимые темы, как физическая доступность города, восприятие инвалидности в России, доступ к образованию и труду. Одновременно с выставкой будет проходить публичная программа в разных форматах, придуманных героями проекта. В день открытия выставки, 12 марта, Алёна Лёвина проводит паблик-ток «Я — кураторка с инвалидностью». 19 марта пройдёт перформативная сессия «Город, который», где участники создадут карту Москвы с местами, вызывающими у них негативные эмоции. 22 марта состоится мастер-класс по русскому жестовому языку «Язык, которого не было», 29 марта — коллективный пленэр Союза пальчиковой живописи, участники которого рисуют пальцами рук, ног и другими частями тела. К закрытию выставки, 9 апреля, волонтёры «Дома слепоглухих» расскажут о своём опыте сопровождения по городу людей с нарушением зрения. Кураторы Алёна Лёвина и Мария  Сарычева. Выставка работает в первом корпусе Музея Москвы по 14.04.20.

12.03.20.  В Галерее ГУМ-Red-Line состоялось открытие персональной выставки Семена Файбисовича. Экспозиция «Новый мир» представляет работы художника 2016–2019 годов, реализованные в технологии высокой печати на холстах.  «Новый мир» – это и новая реальность, окружающая Семена Файбисовича в Тель-Авиве, где он живет с 2016 года, и новые технологии, позволяющие ему передавать собственное видение и мироощущение. Всего на выставке показано 20 новых работ Семена Файбисовича. Несколько работ из серии «Метаморфозы» были созданы Семеном Файбисовичем в сотрудничестве с ГУМ-Red-Line специально для выставки «Одна семья» весной 2019 года. Спустя год художник показывает, как развиваются темы, заявленные в этом проекте. Подразделы выставки: «Гравюры», «Живопись» и «Сюжеты» раскрывают фактурные и жанровые приемы, выражают понимание художником искусства сегодня, продолжают исследования природы людей и городского устройства. В отличие от московских исследований Файбисович репрезентирует новый для себя мир не через людские типажи, а через случайные фактуры, которые привлекли его внимание и повели с ним разговор об этом мире, и он вступив в этот диалог-исследование, с увлечением формирует целые истории из кадров, где есть все – свет, сюжет, городской ландшафт и социальный рельеф. Куратор выставки – Марина Федоровская. Выставка работает до 26.04.20.

Фотографии предоставлены Агентством развития творческих проектов Artpr.moscow

 

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.