Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
Фотографии предоставлены Центром фотографии им. братьев Люмьер
20.02.20. Altmans Gallery в бизнес-квартале «Романов Двор» представила выставку израильского художника Давида Герштейна «Витамин 3D». Давид Герштейн пересматривая европейские традиции и по-своему интерпретируя сюжеты американской поп-культуры, предлагает окунуться в мир, полный света, свободы и безмятежности. Свои яркие работы на стыке двух видов искусства — живописи и скульптуры сам художник сравнивает с фруктами: «Тот, кто пробует фрукт, всегда знает, что в нем содержатся витамины. Так вот, в моих работах есть те самые витамины». Выставка «Витамин 3D» в Altmans Gallery — первая масштабная выставка Давида Герштейна в Москве, особое место на ней занимают скульптуры, посвященные урбанистической теме — жизни в самых разных городах, от Нью-Йорка до Тель-Авива. Работы Герштейна представлены в крупнейших международных галереях, инсталляции представлены на городских улицах — одна из них, 18-метровая скульптура «Момент», самая высокая в Сингапуре, оживляет деловой район города. На счету художника более 20 персональных выставок. Выставка работает до 21.03.20.
Фотографии предоставлены Altmans Gallery
20.02.20. В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей и Школа Родченко представили выставку студентов и выпускников мастерской классика российской фотографии Игоря Мухина. Мухин является одним из старейших преподавателей Школы и с 2010 года ведет мастерскую «Непосредственная фотография». Каждому курсу мастер предлагает выполнить стандартное упражнение на определенную тему. Вопрос «Легко ли быть молодым?», который он ставит перед своими студентами в рамках практического задания, для самого Мухина стал отправной точкой в творчестве. Он начал свою карьеру в 1980-е со съемок портретов советской неформальной молодежи и лидеров контркультуры. В 1987 году на экраны вышел документальный фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?». Лента стала сенсацией, показав советскому зрителю новое «перестроечное» поколение нонконформистов и бунтарей, которым, может быть, впервые дали право голоса. Название фильма вскоре превратилось в крылатое выражение, а снимки Мухина, наполненные духом протеста и ожиданием перемен, стали документами противоречивой эпохи. Спустя десятилетия, он задает студентам тот же вопрос и предлагает современному поколению рассказать о том, что такое быть молодым сегодня, и выяснить, так ли сильно герои нового времени отличаются от своих предшественников? «Фотобиеннале-2020», тема которой звучит как «Бег времени», хронологически начинается с 1930-х годов и охватывает практически 90 лет истории России в фотографии. Последние годы уходящего десятилетия представляет выставка «Легко ли быть молодым?»: большинство работ, показанных в экспозиции, было создано в 2019 году. Выставка работает до 19.04.20.
Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем
20.02.20. В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей представил проект одного из самых влиятельных американских фотографов Тода Пападжорджа, созданный в 1978—80 годах в легендарном клубе «Студия 54». Знаменитый нью-йоркский ночной клуб открылся в апреле 1977 года в расположенном на пересечении 54-й улицы Манхэттена и Бродвея здании бывшего театра, сохранив его атмосферу и интерьеры. «Студия 54» мгновенно стала культовым местом. Там развлекались Энди Уорхол, Лайза Миннелли, Элизабет Тейлор, Мик Джаггер, Дайана Росс, Майкл Джексон, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и многие другие – владельцы поддерживали имидж элитарного заведения, о котором говорил весь мир. Вдохновленный работами Брассая о ночной жизни Парижа 1930-х годов, показанными в Музее современного искусства, Тод Пападжордж решил запечатлеть атмосферу гламура и декаданса ночного Нью-Йорка, квинтэссенцией которой была «Студия 54». В течение 1978 года были сняты 54 из всех вошедших в серию «Судия 54» фотографий, это число случайно совпало с названием клуба. «…Перед вами фотографии, возникшие в те ночи. Очевидно, что они гораздо интереснее, чем все, что я могу рассказать о моих методах съемки или камерах… Фотоснимки должны говорить сами за себя, воздействуя на зрителя иначе, чем нарративность журналистики или сдержанная выразительность „старых“ фотографий. Назовем это поэтической выразительностью, экспрессивностью, которую фотограф достигает благодаря своему чувству формы, …питаясь эфиром интуитивного, нескончаемого познания мира…» — признается автор. Его фотографии входят в крупнейшие государственные собрания, включая Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Чикагский институт искусств (США), Музей современного искусства Сан-Франциско (США) и Национальную библиотеку Франции в Париже. Выставка работает до 05.04.20.
Фотографии предоставлены Мультимедиа Арт Музеем
21.02.20. В Западном крыле Новой Третьяковки был представлен проект «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» — новый шаг в выставочной практике Третьяковской галереи, залы которой стали зоной эксперимента работы с современным искусством и диалога между классическими и современными произведениями. Неотъемлемой частью экспозиции стали интерактивные объекты, созданные молодыми театральными сценографами. Это иммерсивная выставка-путешествие между мирами классического и актуального искусства, различными медиа, где главным действующим лицом становится зритель, испытывающий полное погружение в фантастический мир русского фольклора, архетипов образного мышления — мир, построенный и срежиссированный современными пластическими и техническими средствами. Экспозиция строится в рамках трех разделов, трех царств — Подземельного, Лесного и Подводного. Навигация выставки построена так, что после каждого царства зритель снова и снова оказывается в зале у камня на распутье и может пройти выставку новым путем. Впервые на временной выставке встречаются 3 важнейшие картины Виктора Васнецова: «Три царевны подземного царства» (1879–1881) и «Иван-царевич на Сером Волке» (1889) из постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, а также «Царевна-лягушка» (1918) из постоянной экспозиции Дома-музея В.М. Васнецова. Кураторская группа: Татьяна Гетман, Иван Антонов, Игорь Волков. Архитектор, художник экспозиции, сокуратор проекта: Алексей Трегубов. Автор интерактивных объектов: Мария Трегубова. Выставка работает по 10.05.20.
Фотографии Cabinet de l’art
22.02.20. В галерее BRUSOV ART открылась персональная выставка Екатерины Шустер «ВЕСНА. РОЖДЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ». Представленный цикл абстрактных работ художника – это размышления автора о рождении нового времени: визуальная партитура к музыке Макса Рихтера на тему «Времен года» Вивальди. «В своих работах я хотела отразить дыхание музыки, временной поток, яркие вспышки света, предвкушение радостной встречи. Тонкая линия, которая соединяет людей, обозначая важные вехи, которые я чувствую, слушая «Весну» Макса Рихтера… Через Брюсов переулок проходит моя нить времени: в детстве я ходила через него, держа за руку маму, в консерваторию на воскресные концерты, спустя 10-12 лет я стала учиться во МХАТе в Камергерском переулке и часто гуляла здесь после занятий, позднее торопилась на работу в Вознесенский переулок… Это место, словно моя константа, опорная точка в жизни, где рождаются новые смыслы, а каждый новый концерт в консерватории дарит энергию для новых открытий…» — Екатерина Шустер об истории создания цикла работ «ВЕСНА». Выставка работает до 15.03.20.
Фотографии предоставлены автором Екатериной Шустер
26.02.20. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Владимир Мигачев. Пустота». Часть нового проекта Владимира Мигачева составляют масштабные живописные полотна, давно ставшие визитной карточкой художника. На этот раз апокалиптические сюжеты автор разворачивает в двух живописных «пространствах» – кинозала и лесного массива. Основная серия работ собрана в виде тотальной инсталляции «Пустота», давшей название всей выставке. Она включает картины, выполненные на нестандартных основах – картонных коробках для строительных материалов из сетевого супермаркета. Из коробок, как пазл, складывается огромная пространственная композиция. Владимир Мигачев: «Я в первый раз позволяю себе такую активную игру с пространством и потому очень волнуюсь. Мне хотелось, чтобы зритель стал не просто сторонним созерцателем, а погрузился бы внутрь этого пространства, внутрь этой пустоты». Пустотелые коробки отсылают к реально существующему району родного для художника Краснодара, неуютному, бессистемно застроенному, словно собранному из подручных хрупких материалов, но тем не менее живущему настоящей, реальной жизнью. Мигачев использует в качестве сопроводительных надписей к своей инсталляции цитаты из романа Ж.-П. Сартра «Тошнота».
Мигачев: «Сартр для меня очень важен. Я разделяю это его состояние, которое было пережито им еще в прошлом веке, стремление вырваться из окружающей серости, найти перспективу, выйти из этого пространства. Состояние осталось, оно и сейчас во мне. Для меня это ощущение Пустоты. Я не хочу никого учить, важно просто обозначить вопросы, чтобы зритель почувствовал, что надо искать какую-то дорогу…». Выставка работает до 05.04.20.
Фотографии предоставлены галереей ARTSTORY
26.02.20. В Большом зале Антикварного центра «На Садовом» была представлена выставка работ авторов, входящих в список Лучших современных художников России (ARTEEX). Работы многих из них находятся в коллекциях ведущих музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж), многие из художников списка участвовали в мировых художественных форумах (Венецианская биеннале), являются лауреатами премий в области современного искусства (Инновация, Кандинского), обладателями титулов «Художник года», входят в признанные российские арт-рейтинги (Топ самых влиятельных фигур в российском искусстве, InArt, 49ART). На выставке собраны работы более 30 авторов, представляющих различные современные стили, узнаваемых и получивших признание, таких как Иван Горшков, Аня Желудь, Дмитрий Кустанович, Валерий Чтак, Серж Головач, Николай Николаев и многие другие. Экспозиция посвящена мировоззренческой теме, более широкой, чем календарное время года, так как весна – это метафора обновления, образ, позволяющий подчеркнуть особенность актуальной культурной ситуации. Вернисаж состоится 27 февраля, 19:00 ч. Выставка работает 28.02. – 01.03.20.
Фотографии предоставлены автором Николаем N888K Николаевым
Фотографии предоставлены автором Сержем Головачом
26.02.20. В Гостином Дворе состоялась Церемония вручения VIII Ежегодной премии The Art Newspaper Russia. Традиционно редакция газеты об искусстве The Art Newspaper Russia заранее объявляет шорт-лист своей ежегодной премии. В него входят самые значимые события в области искусства в пяти номинациях, соответствующих рубрикам газеты: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Критерии отбора номинантов и победителей: публичный резонанс, высокий профессиональный уровень тех или иных достижений, а также значимость того, что делает российское искусство частью мирового художественного процесса и способствует международному культурному обмену, поскольку сама газета, входит в интернациональную сеть арт-изданий. Лауреаты премии получают статуэтку работы художника Сергея Шеховцова и специально посвященный им театрализованный номер на церемонии.
Лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia:
«Музей года» — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Выставки этого сезона в Пушкинском стали знаковыми — «Щукин. Биография коллекции», посвященная великому коллекционеру французского модернизма, первые в России выставки Томаса Гейнсборо и «Лондонской школы» 1970-х годов. Новаторским оказался проект ГМИИ для Венецианской биеннале «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто». ГМИИ — самый модный из российских музеев. Он сотрудничает с ведущими дизайнерами, запущен проект по работе с молодежью «Пушкинский.Youth», сейчас команда музея, работает над реализацией грандиозной идеи музейного городка. «Выставка года» — «Бессмертие». 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Амбициозная тема бессмертия, выдвинутая комиссаром Алисой Прудниковой, вдохновила 76 художников из 25 стран на яркие и парадоксальные работы. Куратор основного проекта «Преодолеть границы бессмертия: к множественности будущего» китаянка из нью-йоркского Музея Гуггенхайма Шаоюй Вэн предложила интерпретацию этой темы, соединяющую современные технологии и древние духовные, и мистические практики. «Личный вклад» — Владимир Потанин, основатель Благотворительного фонда Владимира Потанина. Свой некоммерческий фонд он учредил в 1999 году. Фонд Потанина десятилетиями поддерживает Эрмитаж, а также малые провинциальные музеи в рамках нескольких грантовых конкурсов. Самым известным из них стал «Меняющийся музей в меняющемся мире». В 2019 году фонд финансировал учреждение стипендий для русскоговорящих специалистов на прохождение стажировки в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, сделал первый крупный взнос в эндаумент Третьяковской галереи. С помощью фонда парижский Центр Помпиду получил в дар исключительную коллекцию современного русского искусства. В прошедшем году в развитие этого проекта в Париже прошла научная конференция. Бюджет фонда в 2019 году составил около 1 млрд руб. «Книга года» — Юрий Аввакумов. «Бумажная архитектура: антология» (Музей современного искусства «Гараж», 2019). Аввакумов в своё время ввел в обиход название «бумажная архитектура, спустя много лет составил книгу «Бумажная архитектура: антология». «Реставрация года» — Реставрационные мастерские Музеев Московского Кремля за работу с государственными регалиями и личными вещами русских монархов, парадным оружием, иконами, ювелирными изделиями из собрания Музеев Московского Кремля. 87 предметов, собранных на выставке «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» (12 июля — 13 октября 2019 года), объединены тем, что в течение последних пяти лет они прошли через реставрационные мастерские музея, существующие с 1963 года. За эти полвека сложилась настоящая школа реставрации Московского Кремля со своими принципами.
Фотографии предоставлены The Art Newspaper Russia
27.02.20. Открытый клуб представил «события (факты, документы)» Андрея Волкова – «События, представленные здесь, действительно были, они не подчиняются никакой хронологии и никакому другому порядку, выбраны совершенно случайно — так подсказала память. И пусть никого не смущает, что некоторые произошли более сорока лет назад, а другие намного позже. Что касается материала, из чего все это изготовлено, то это просто калька, призванная заменить, в том числе, лессировочные слои традиционной классической живописи, которая также бывает многослойной… Цвет этих картин возникает в голове у зрителя по аналогии с музыкой; картины не бесцветные и не цветные в обычном понимании… Цвет не становится окаменевшей лавой, кажущаяся цветность совсем условна, а фото доводит до нас документальность цветности сползающего тона…» Выставка работает по 10.03.20.
Фотографии предоставлены Открытым клубом
27.02.20. В Подземном музее «Зарядье» состоялось превью выставки, посвящённой творчеству Зураба Церетели в рамках проекта #три_: — третьей выставки цикла «быстрых выставок». «Живопись для Зураба — начало всех начал», — сказал о Церетели Марк Шагал. Главное место в творчестве Зураба Церетели всегда занимала живопись, хотя сегодня имя художника в первую очередь ассоциируется со скульптурой, его монументальные памятники установлены во многих городах мира. Глубокое знание и понимание народной и художественной культуры своей родины – Грузии — стало основой его работ. В середине 1960-х годов Церетели уехал в Париж и за полгода побывал в мастерских главных модернистов XX века, в том числе Марка Шагала и Пабло Пикассо. Живопись Зураба Церетели сложно отнести к одному художественному направлению, но в его работах читается индивидуальный почерк. «Я все вижу в цвете», — говорит он, и эти слова можно считать ключом к пониманию его работ. В экспозицию вошли три картины: «Римма-обольстительница» (2008), «Второй раунд» (2012), «У картины Церетели» (2012). В мультимедийной части представлены архивные кадры и фрагменты документального фильма о художнике. Выставка работает до 09.03.20.
Фотографии предоставлены Пресс-службой парка «Зарядье»
27.02.20. HSE ART GALLERY открыла выставку трех российских художников: Ивана Горшкова, Данини и Дмитрия Кавки «Этот смех кончится слезами». Куратор проекта: Юлия Юсма. На выставке представлены живопись, вышивка, керамические и металлические скульптуры, инсталляции из найденных объектов и видеодокументация перформансов. Многое создавалось специально для проекта и будет показано в Москве впервые. Авторы выставки выделяются своей свободной манерой работы на территории чувственного восприятия: они подкупают богатой визуальностью и невозможностью однозначной интерпретации. Конструируя свои проекты, эти художники испытывают собственные идеи и методологии, дают возможность увидеть иной миропорядок, скрывающийся за фасадом обыденности. Смешное в их работах соседствует с ужасным, печальное нейтрализуется гротеском, серьезное может быть обесценено, а глупость и дикость — возведены в абсолют. Иван Горшков, представитель «Воронежской волны» российского современного искусства, показывает в рамках проекта серию живописи, выполненную на основе подобранных им в интернете картинок — диковатых и абсурдных. Скриншоты из игр, любительские коллажи из домашних фото Горшков превращает в монументальные полотна. Специально для выставки Иван создал серию скульптур из металла и масштабную инсталляцию из бесчисленного количества найденных объектов. Данини для создания произведений следует своему строгому принципу нарушения привычного порядка вещей, сбою в функционировании повседневности. Любая работа художницы наполнена «веселой относительностью», несоответствием между внешним проявлением и внутренним содержанием. На выставке представлена документация наиболее знаковых перформансов художницы — четвероногие существа, гопник-горгулья, сказочная русалка и венецианский лев. Многие персонажи находят свое продолжение в созданных специально для выставки объектах-артефактах, памятниках шоковой терапии. Художник Дмитрий Кавка представляется рассказчиком, проводником историй и создателем собственной мифологемы, которую нельзя записать, но можно прожить в присутствии его произведений. Персонажи его работ, объединенные повествованием, а иногда буквально склеенные друг с другом, вполне конкретны: Пиноккио, дама и единорог со знаменитого гобелена, бездомные собаки. Кавка дешифрует знаковые образы, пропускает их изображения через нейросети, перерисовывает и перекраивает их снова и снова, наслаивая друг на друга, концентрируя их суть. Кавка подчеркивает невозможность дать четкое определение происходящему с нами здесь и сейчас. Выставка работает до 22.03.20.
Фотографии предоставлены HSE ART GALLERY
27.02.20. Центр фотографии имени братьев Люмьер представил ретроспективную выставку Ги Бурдена, одного из самых влиятельных фотографов второй половины 20 века, который на протяжении сорока лет удивлял и шокировал читателей глянцевых журналов провокационными образами, раздвигая рамки коммерческой фотографии и меняя представления зрителя о фотографии моды.
На выставке французского художника, новатора и революционера fashion-фотографии «ГИ БУРДЕН. СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ» представлено более 50 самых узнаваемых работ автора разных лет, начиная с 1950-х и до середины 1980-х. годов, в том числе ранние черно-белые фотографии.
Ги Бурден известен прежде всего своими яркими цветными кадрами с необычными, сюрреалистическими, порой шокирующими композициями и парадоксальными сюжетами. Ги Бурден всегда отстаивал свою авторскую свободу и никогда не подчинялся правилам модной фотографии и диктату редакторов, отказавшись от прямой презентации продукта в пользу художественного образа. Он черпал вдохновение в литературе, кино и истории искусства, вдохновляясь работами сюрреалистов Ман Рэя и Рене Магритта, фотографиями Эдварда Уэстона, киноработами Луиса Бунюэля и Альфреда Хичкока. Ги Бурден снимал для Chanel, Chloé, Issey Miyake, Emanuel Ungaro, Gianni Versace, Pentax, Bloomingdale’s и многих других брендов. На протяжении 14 лет он создавал рекламные кампании для модного дома Шарль Журдан. Его работы хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира, таких, как Tate Modern, Музей Виктории и Альберта (V&A), Национальная портретная галерея (Лондон), Музей современного искусства (MoMA), Международный центр фотографии (ICP) (Нью-Йорк), Музей Гетти (Лос-Анджелес), Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA).
Персональные выставки Ги Бурдена проходили во многих музеях мира, первая состоялась в Музее Виктории и Альберта (V&A) в 2003 году. В Москве в Центр фотографии имени братьев Люмьер выставка работает до 17.05.20.
Фотографии предоставлены Центром фотографии им. братьев Люмьер
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель