11 мая открывается долгожданная Венецианская биеннале. В этом году, 58 по счету, она пройдет под слоганом «Не дай бог жить в эпоху перемен» («May You Live In Interesting Times»).
Эта отсылка к древнему китайскому проклятию была озвученная английским куратором Ральфом Ругоффом, зарекомендовавший себя как часто рискующего в выборе выдать «выставку, которую художники и кураторы делают для самих себя…». Он определил наше время как опасное и неопределенное, но таящее возможности — мы живем, и наши выставки не лишены драматизма. Это размышление о переломных временах, когда рушатся каноны и меняется мировоззрение.
В основной состав приглашенных к участию вошли 79 художников, среди которых россиян нет впервые за последние годы. Но тем не менее приятно знать, что некоторые имена из этого списка знакомы московскому зрителю, по экспозициям проходившим в столице. Например, Кристиан Марклейн, Редзи Икеда, Джон Рафман, Жанна Кадырова в «Гараже». Или группировка Slavs and Tatars, чье название говорит об интересующих их проблематиках, так же неоднократно выставлялась в Москве.
Важным для России стало принятие решения говорить о культуре через представительство и историю Эрмитажа. Хотя это решение многими было принято неоднозначно, но Музей Соломона Гуггенхайма уже неоднократно говорил за искусство Америки. Комиссар павильона России, ректор Санкт-Петербургского института им. И.Е.Репина Семен Михайловский представил проект «Евангелие от Луки 15:11–32». В нём участвуют режиссер Александр Сокуров в соавторстве со студентами Института им. Репина и художник Александр Шишкин-Хокусай.
Приоткрыв занавес грядущего шоу, Семен Михайловский комментирует: «Еще мы планируем снять форму с ног гигантских статуй Нового Эрмитажа — их копию мы перенесем в Венецию. Пожалуй, только к ногам атлантов посетитель и может прикоснуться в Эрмитаже, оставить на них след своих ладоней. Ведь в музее ты не можешь ничего трогать руками, здесь внимательно наблюдают за тобой и охранники, и смотрители, и видеокамеры. В каждом из нас музею видится потенциальная опасность — раньше такого не было. Мы хотим добиться смены впечатлений — поэтому у нас будет и масштабное видео наподобие огромных эпических фресок в итальянских храмах, и скульптуры в шкафах, и механические игрушки, отсылающие к эрмитажным часам «Павлин». И все эти работы, как уже существующие, так и специально созданные для биеннале, должны перекликаться с историей музея — неправильно было бы использовать бренд Эрмитажа в интересах того или иного художника».
Интересно, что в этом году отметятся и другие большие российские музеи своим вкладом в демонстрацию современного искусства России. ГМИИ им. Пушкина и Stella Art Foundation везут проект «В конце пребывает начало» в церковь Сан-Фантин. Государственная Третьяковская галерея в Ка’Фоскари покажет выставку «Гелий Коржев. Возвращение в Венецию».
Фото || ruspavilion.com
Автор || Алина Измайлова