#Арт-беседа. Таня Сушенкова, Валерия Санчило, Олеся Суджан

Временно, до восстановления арт-жизни Москвы, Арт-обзор меняет свой формат. Арт-беседа – это разговор обо всем с теми, кто тесно с этой жизнью связан всегда и несмотря ни на что.

Участвуют:

 

Таня Сушенкова, художник, фотограф, автор перформансов

Валерия Санчило (waneella), художник в технике пиксель арт

Олеся Суджан, основатель и директор галереи

 

Таня Сушенкова, художник, фотограф, автор перформансов.

Ольга: Таня, наш разговор обо всем, как часто случается у людей, ожидающих. У меня появляется иногда такое ощущение, что мы все сидим в зале ожиданий, наши рейсы отменяют, погода нелетная при этом не понятно, когда наладится, планы рушатся, и мы ждем, точно не зная чего именно… А у вас какое ощущение нашего времени?

Таня: Наверно, в ответ на этот вопрос я разделюсь на несколько Тань.

Та, которая больше отражает физиологию, тело и психику – безумно счастлива, наконец она может высыпаться и меньше находиться с людьми. Я дикий интроверт, чаще 1-2 раза в неделю близкого общения неприятны до болезненности. А к близкому общению у меня относятся и походы в магазин, если пришлось с кем-то говорить, и нахождение в транспорте, и тем более заказы через интернет, в них общения в разы больше. А та Таня, которая понимает, что в мире людей необходимо зарабатывать деньги и их тратить, иначе не проживешь – удручена, потому что работа пропала. Работа. которая нравилась и подходила по биоритмам. Обычно я фотограф, снимающая преимущественно репортажи на выставках, раньше летом работала фотографом, куратором проектов в детском кинолагере. И, наконец, Таня – художница – удручена отчасти, т.к. да, действительно сейчас «зал ожидания», когда невозможно ничего планировать на долгое время. Все находится в подвешенном состоянии. Музеи, выставочные залы, кажется, уже коллапсируют. Да, какие-то мероприятия проводятся онлайн, в зуме… Но, с другой стороны, я рада, что все больше выставок можно стало смотреть у знакомых в фейсбуке, онлайн, читать отзывы о них. Экономятся и силы, и время на поездки в Москву, я живу вне столицы.

“Заметая следы”

Ольга: Наша беседа привязана к вашей онлайн-выставке «Мое море» в Центре творческих индустрий «Фабрика», и это выставка – воспоминания, выставка – впечатления, визуальные и ольфакторные. У нас пока не очень прижилось понятие и само слово «ольфакторный». В действительности запахи вызывают очень сильные эмоции, остаются в памяти практически навсегда, может забыться с чем это конкретно связано, но настроение момента вернется, стоит только уловить конкретный запах. Аромат и образ неотделимы. Художники стали обращаться к этому средству коммуникации в искусстве всё чаще. Как возник ваш интерес? И конкретно об этом проекте?

Таня: Да, я слово «ольфакторный» тоже употребляю пока с осторожностью, оно не на языке. Сначала интерес к запахам был сугубо-бытовой. БОльшая часть встречавшейся парфюмерии – масс-маркет – мне не нравилась. Мне не подходят мускус и амбра – очень частые компоненты парфюма, некоторые составляющие цветочных и травяных запахов тоже не мои. В какой-то момент я углубилась в вопрос, стала смотреть интернет, читать классификации, отзывы, описания, приобретать пробники унисексового парфюма, обнаружила «альтернативную» парфюмерию, нишевую. В частности, обнаружила моно-ароматы Molecule. Начала про них читать. Поняла, что запахи, подходящие мне, можно сделать дома. Стала изучать другие парфомерные компоненты. И даже смешивать. Закончилось все, как у увлеченной художницы-неофитки – восторгом, экспериментами и небольшим коллекционированием материалов!

Выставка «Мое море» – попытка соединить и этот новый опыт, и работу с личной памятью, которую в каком-либо виде я люблю включать в свои работы, и, как вы говорили, объединение запаха и яркого образа, момента. Бывает запах, как запавшее слово, крутится «на языке», т.е. в голове, и не можешь вспомнить/понять, что же это, но оно очень привязчиво. Некоторые запахи, у меня часто связанные с природными явлениями или временами года, сильно влияют на настроение, состояние. Кстати, несколько раз в жизни случайно получалось, что запах служил ключиком к памяти. Машиной времени. Капсулой, переносившей в другой момент и ситуацию.

Так, когда-то давно запах жасминового варенья, в которое при варке я намешала чай и специи, «перенес» в квартиру к бабушке, и с каждым вдыханием аромата я «делала» несколько шагов в теле ребенка от двери, мимо зеркала, к искусственным розам в напольной вазе. 

Несколько вариантов случайно сложились в ходе экспериментов. Такие запахи, которые я носить на себе точно не буду, но их интересно обонять, они рождают почти телесное перенесение в точки памяти – в детство летом в деревне, в уже взрослые поездки к морю.

До Фабрики у меня уже была одна ольфакторно-воспоминательная работа. Оказалось, что бывшие морские поездки дают больше ароматов, а может наоборот, большая часть испробованных из доступных мне ароматов ассоциируется с ними. А может, море – это почти всегда было какое-то событие среди рутины, которое запоминалось.

Ну, я уже давно не езжу на море, это «было в прошлых жизнях». Что-то яркое из стирающейся памяти. Мозаичные куски.

При подаче заявки на эту сессию «Фабричных мастерских» я, конечно, не предполагала то, что страны скоро закроются, и какую-то часть года многие люди также окажутся в состоянии, когда море – это лишь часть памяти и/или мечтаний.

Перформанс “Розы”, Фабрика Текстиль

Если честно, для этой работы я не делала все совсем самостоятельно – подстраховалась, часть запахов взяла в виде готовых парфюмерных баз или экстрактов. Базы – это полуфабрикаты, которые используются для дальнейшего составления букетов в парфюмерии. Экстракт – например, экстракт водорослей – я не смогла придумать, как заменить полностью отдельными химическими веществами. Все, что пробовала из доступного, не хватало для полного, устраивающего меня, букета. Плюс с весны магазин, где я обычно приобретаю компоненты, перешел в он-лайн режим. Ушла возможность тестировать своим носом ингредиенты перед покупкой.

 

На онлайн-выставке же хотелось создать, описать те, скажем так, обонятельные пейзажи, состояния, которые запомнились в поездках к разным морям. Обязательно поработать парфюмером-химиком, как основной задачи, –  не стояло. Хотя это тоже интересно, но у меня мало опыта, оборудования, знаний.

У онлайн-выставки есть визуальная составляющая – рисунки с морем и около-морскими запомнившимися объектами. И даже одна почти настоящая кабинка для переодевания.

Изначально я планировала приезжать раз в несколько дней, устраивать смены ольфакторной экспозиции. Но в связи с текущей музейной ситуацией приняла решение включить все комбинации в выставку сразу, на открытии. И чуть в другой форме.

Ольга: ЦТИ «Фабрика» представляет ваш персональный проект – победительницы седьмой сессии программы «Фабричные мастерские». Несколько слов о том, что такое программа «Фабричные мастерские»? Почему вы решили поучаствовать и как выбирают победителей?

Таня: «Фабричные мастерские» – программа поддержки художников среднего возраста – для тех, которые уже не «молодые художники», т.е. им больше официальных 35 лет, той границы, когда считаешься «молодым художником» и для которых существуют отдельные биеннале, выставки, программы, но мы и не успели стать заслуженными именитыми. Например, я сама, да и часть знакомых, пришла в современное искусство после 30 лет. Получилось случайно – через поступление в школу Родченко, на курс Владимира Куприянова «Проектная фотография». Благодаря своему увлечению фото, с десяток лет на тот момент. Ну, до школы Родченко было и другое обучение фотографии, но всерьез как дело не воспринималось.

У людей, пришедших в искусство раньше, есть, по сравнению с нами, значительная временная фора.

В очередной раз хочется сказать огромное спасибо Фабрике и Асе Леонидовне за эти возможности. Персональная выставка – это возможность собрать, оценить, что же ты делаешь, и хороший рост над собой. Решила участвовать, т.к. созрел проект, который подходил для Фабрики, и который без этой поддержки сама я вряд ли бы сделала. Насколько знаю, победителей выбирают голосованием членов жюри.

Ольга: В 2000 году вы окончили экономический факультет Московской государственной геологоразведочной академии им. С. Орджоникидзе. Получили диплом,.. и поняли, что вас увлекает совсем другое? Или интерес к современному искусству был всегда? Ведь учиться на экономическом факультете 5 лет не так просто, я знаю по своему опыту. Как получилось, что потом, много позже, последовала Московской школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и Школа перформанса PyrFyr в Галерее на Солянке?

Таня: Институт – давление родителей, которое не смогла преодолеть.  И отсутствие информации о других возможностях в жизни. В середине 90х был поток детей, отправленных родителями учиться на юристов и на экономистов, как на «профессии с куском хлеба». Я попала в него. Я жила в среде, в которой не подозревали о существовании современного искусства. Школа Родченко открыла глаза и приоткрыла двери в этот увлекательный мир, который мне гораздо больше по душе, пусть в нем и сложно.

А навыки… Как раз сегодня, на монтаже, вспомнила, что получила в школе грамоту за ИЗО, какое-то место на районной олимпиаде. Лет в 12-15 начала совсем любить рисовать. Но помню, что мама, когда я дома пыталась ставить и рисовать натюрморты, убирала их недорисованными, потому что это беспорядок в комнате. Ей то перед гостями стыдно, то неудобно по моей комнате ходить, и т.п.

Кроме школы училась либо сама, либо случайно. В институте рисование на долгие годы заглохло.

В институте, вместе с молодым человеком, ко мне пришел фотоаппарат. Парню повезло больше, он учился на историка-архивиста, хотя потом наоборот, начал работать экономистом, аналитиком. В институте им надо было освоить фотокамеру. Тогда камеры были только пленочные. Он нормально не смог. А я ее взяла, вставляла разные пленки, записывала в блокнот номера кадров, диафрагмы-выдержки, смотрела что получается. Вроде стала разбираться. Через несколько лет, поснимав самостоятельно, для закрепления и чего-то нового пошла в «Академию фотографии», проучилась несколько месяцев или год… Получила вдобавок знания по композиции. И вопрос мастера, который периодически повторяла: «И что ты в этом кадре хотела снять?»

Еще несколько лет, работа по специальности, «умерла» в офисе и в замужестве с 3-летней мигренью, побыла совсем домохозяйкой в позолоченной на вид клетке, тоже «умерла»… Школа Родченко, кроме знания о фотографии и о современном искусстве, дала мне практически новую жизнь. Пришло понимание, я могу что-то сама делать. Делать свои проекты. Я могу что-то придумывать. Пусть и коряво. Я существую, меня слышат люди. С ними можно совместно к общему удовольствию что-то создавать, и я даже не виновата во всем, а полезна…  Это было очень вовремя и очень большой… пинок для вылета, наверное.

Удивительно, что после курса «Проектной фотографии» я внезапно начала делать и объекты, и инсталляции, позднее перешла к перформансам. Хотя, как потом уже читала, наш мастер, Куприянов, был по образованию театральным режиссером. Он приводил к нам и шрифтовиков, и устраивал нам разминки, и показывал клипы… В поездке по Якутии встряхнула его простая вроде идея: поставить в карьере золотодобытчиков балет, запустить над танцовщицей, от края до края карьера, на тросе видеокамеру. Видимо на тот момент, думая, что обучаюсь фотографии, такое было неожиданно слышать.

Многие мои впечатления, часть образов для «Моего моря» из тех времен, из поездок по Крыму, Европе.

PyrFyr, как и предыдущие школы, помимо новых идей, знаний и практик, помог собрать воедино то, что я делала раньше. И отчасти послужил автопсихотерапевтической практикой. Мне еще раз крупно и случайно повезло – Лиза Морозова, одна из любимых перформансисток, независимых художниц и собирателей информации о перформансе, пригласила на грантовое место, как потом оказалось, в последний год существования школы.

Ольга: Вы работаете в различных медиа, автор многих перформансов. Ваш проект «Мое море» пройдет как онлайн, так и офлайн по регистрации. Выставка работает до 13.12.20. Вы планируете авторские экскурсии, беседы, может быт перформансы?

Таня: ЦТИ «Фабрика» следует правилам с регистрацией в TimePad.  Сейчас всё еще менее предсказуемо, чем раньше. На открытии планируется 3 сеанса, по 1 часу. Надеюсь при этом провести оффлайновую экскурсию с трансляцией онлайн. Возможно, и записать.

Офлайн-перформанса не будет. В качестве онлайн-версии выставки будет записано видео. Наверно, отчасти его можно назвать и перформансом: по форме собираюсь сделать отсылку к АСМР. На мой взгляд, эти работы, это явление сродни видео-аудио-перформансу от авторов, не позиционирующих себя как художники. Такая форма видео-выставки: если нельзя передать запахи напрямую, может быть можно передать впечатление от выставки о личных впечатлениях и присутствие на ней запахов? Что будет дальше во время выставки, пока еще не знаю. Это будет зависеть от текущей ситуации. Все новости будут на сайте ЦТИ «Фабрика», на странице выставки и Фабрики в Фейсбуке.

Ольга: Таня, а за пределами этого проекта какие у вас планы?

Таня: Самый горящий план – доделать мультфильм. Существует такая арт-группа, «Передвижницы». Этой весной, благодаря первому карантину, в результате недельных зум-семинаров, организованных фестивалем «Ребра Евы», и особенно благодаря мастерской документального кино Тансулпан Буракаевой и комической мастерской Дарьи Апахончич, мы с «Передвижницами» ударно сделали коротенький ролик про коллективно-собранную из наших же личных историй женскую жизнь и боль. Сейчас, осенью, мы решили сделать вторую серию с той ж героиней. Несколько кадров до сих пор не сняли. И я никак не могу все смонтировать – в силу того, что команда не профессиональна в этой сфере, у нас в основном художницы более традиционных жанров, снимают на телефоны без штативов, с гуляющей цветовой температурой, экспозицией, девушки не монтировали мультипликацию, не видели как она делается, иногда не видят текст сценария, у нас сложности с подбором звуков/музыки и т.д., а я зануда.

Из личного, легкого, что не планируется, а просто хочется в качестве опытов и отдыха – продолжить то, что делала весной. Переодевания, повторение на фотокамеру, переосмысление чужих работ, возможно продолжить «баловство» в своих образах. То, что можно делать дома. У меня уже были Синди Шерман, Вали Экспорт….

Более серьезных и долгих планов пока нет. По опыту, все равно постоянно что-то подкидывается. Несмотря на год карантина, посидеть дома и проверить, возможно ли дождаться пресловутого «скучно, нечего делать» почему-то не удается, времени все равно не хватает, постоянный бег и напряжение.

Ольга: А как планируете встречать 2021? Наш выбор сейчас ограничен, тем более интересно услышать о планах человека с безграничной фантазией?

Таня: Ой… Хочется не заставлять себя насильно праздновать. Если у тела будет ночь – просто проспать, как и встречу 2021. Сейчас хочется чего-то миниатюрного, уютного, теплого…

Фотографии предоставлены Таней Сушенковой

Валерия Санчило (waneella), художник в технике пиксель арт.

Ольга: В представленный ЦТИ «Фабрика» проект «Поезд «Москва – Токио» вошли видеопроекции, звуковое сопровождение и художественные объекты, созданные вами в технике пиксель арт. Что представляет собой эта техника? Чем она интересна, какие возможности художнику дает?

Валерия: Пиксель арт – это очень специфическая техника, потому что в целом она состоит из ограничений. Чаще всего, начиная новую работу, нужно заранее рассчитать, как она будет использоваться. От размера изначального холста буквально зависит конечный результат – размер пикселя невозможно изменить, это как бы такая абсолютная единица рисунка. Иногда получается так, что у тебя есть только 10 пикселей (квадратиков) чтобы нарисовать, например, вазу. Приходится чем-то в этой вазе жертвовать: форму нарисовать удастся, а вот какой-то замысловатый узор на ней уже не поместится, не будет читаем. И так со всеми элементами рисунка. Вместе со всеми сложностями, эти ограничения помогают рисовать условно, а условные формы оставляют большое пространство для воображения. Зритель волен видеть в вышеупомянутой вазе любую вазу, которая ему нравится. Художник задает тему, а зритель может додумать остальное сам. Мне кажется, это важный момент в искусстве в целом, потому что всегда хорошо, когда что-то в голове начинает работать и генерировать образы.

Lights

Ольга: Что делает пиксель-арт-художника узнаваемым, мастером? Повторить известного мастера невозможно или, освоив программы, это доступно?

Валерия: Да, пиксель арт действительно совершенно спокойно можно поварить, потому что в целом – это набор квадратиков. При наличии некоторого терпения, сложить квадратики по схеме сможет каждый. Но, поскольку пиксель арт в основном существует в цифровой среде – такой необходимости просто нет. Художник становится узнаваемым благодаря стилю, мотивам, и тогда, если кто-то решит его копировать (и сделает это хорошо) – люди решат, что это и есть тот самый автор, с которого была сделана копия. Очень часто новички сталкиваются со сравнением с более известными авторами, потому что до тех пор, пока они не нашли свою стилистику, их трудно отличить. Хорошо, что этот этап в творчестве обычно быстро проходит. 

Ольга: Созданная вами мультимедийная инсталляция – это ваша фантазия на тему будущего сценария передвижения людей на дальние расстояния. Что же вы видите в своих фантазиях? 

Валерия: Я убеждена, что человечество вскоре будет вынуждено принять некоторые кардинальные решения и изменить свою политику в отношении транспорта дальнего следования. Известно, что самолеты – не самый экологичный вид транспорта, и вполне возможно, что нам придется оказаться от их использования. Уже сейчас разрабатываются проекты высокоскоростных поездов, работающих при помощи электричества, которое можно добывать из возобновляемых источников энергии. На мой взгляд, подобная межконтинентальная электричка и есть наше будущее.

Evening forecast

Ольга: Этот проект вошел в Параллельную программу VII Московской международной биеннале молодого искусства. Выставка «Поезд «Москва – Токио» так же вошла в новую программу ЦТИ – Nexus New. Что это за программа? В чем цель и конкретная помощь? Это первая программа поддержки молодых художников, работающих в цифровых медиа в России?

Кристина Пестова, куратор арт-резиденции: За время пандемии и вынужденного закрытия Фабрики команда Центра решила создать новую программу поддержки молодых художников, которые работают с цифровыми технологиями и развивают язык нового мира. Ни для кого не секрет, что с некоторых пор в России начали появляться авторы, работающие с нераспространенными ранее медиа – звуковыми инсталляциями, пиксель арт, онлайн-арт, 3d моделированием и виртуальными технологиями. Их арт-проекты сегодня становятся особенно актуальными, поскольку эти художники говорят на темы, близкие их аудитории: возникновение «нового мира» и необходимость нового художественного языка во время пандемического кризиса. Программа Nexus New фактически начинает открытый разговор о том, как новые реалии порождают и модерируют новый тип художественного высказывания. Фабрика предоставляет современную технику и аппаратуру для показа таких проектов как офлайн, так и онлайн, создавая платформу продвижения искусства этих художников. Программа Nexus New финансируется из Международного фонда Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия, Гёте-Института в Москве и других партнеров.

Mist

Ольга: Валерия, вы ведь закончили ВГИК по специальности «Художник анимации и мультимедиа». Сейчас продвигаете пиксель арт как самостоятельную изобразительную технику, направление в визуальной среде. Ваши планы на ближайшую, отдаленную перспективу? И конкретно в рамках вашей выставки «Поезд «Москва – Токио», которая будет работать до 15.01.21. – планируете какую-то программу встреч, обсуждений?

Валерия: Мне кажется, что лучшее, что можно сделать для продвижения – это продолжать рисовать пиксель арт. Я очень надеюсь, что со временем люди станут непредвзято относиться к такому искусству и перестанут ассоциировать его с ретро стилистикой или компьютерными играми.

Ольга: А планы или теперь только фантазии на ближайшую Новогоднюю Ночь?

Валерия: Учитывая нынешнюю обстановку, стараюсь жить сегодняшним днем!

Фотографии предоставлены Валерией Санчило

Олеся Суджан, основатель и директор галереи

Ольга: Олеся, ваша галерея Квартира S, работает уже несколько лет. И хотя Квартира S – это не только онлайн-пространство, но и регулярные собственные выставки на разных площадках Москвы и не только, вы уже имели хороший опыт работы в формате онлайн, с необходимостью перехода на который в этом году столкнулись не только галереи, но и музеи. Но вы много энергии, времени, средств вкладываете в офлайн выставочные проекты своих художников, почему? Ведь у вас изначально был отлажен «механизм онлайн».

Олеся: Всё верно, галерея Квартира S задумывалась изначально как онлайн-платформа, продающая искусство, и вот уже пять лет она успешно реализует эту функцию. Но почти сразу же мы начали делать и pop-up-проекты офлайн – выставки и вернисажи в различных пространствах, в том числе невыставочных, в Москве и не только.

Всем очевидно, что разница в восприятии фотографии на экране и произведения искусства в реальности существует. Это как сравнить прослушивание акустического концерта в записи и «вживую». Картина – объект рельефный, фактурный, многослойный, состоящий из текучих красок, имеющий цветность и так далее. Наша жизнь реальна, а не виртуальна, хочется иметь возможность видеть и чувствовать прекрасное в полной мере и не только на мониторе.

Выставка Анастасии Славновой, художницы галереи Квартира S

Кроме того, офлайн-формат важен для продвижения художников и нашего личного общения с покупателями и коллекционерами. Созерцание и, безусловно, приобретение произведения искусства – это эмоциональное удовольствие, для которого важен контекст: атмосфера, общение с художниками и кураторами, обсуждение мнений. Каждый ищет своё искусство, я рада, что наша галерея существует в разных плоскостях и использует все возможности современного мира.

Ольга: Мне кажется для первого знакомства возможно достаточно увидеть работы автора в Интернете или, если хорошо знаешь автора, видел его работы, то можно даже и приобрести его работу онлайн, речь сейчас не идет об известных узнаваемых мастерах, полотнах. Но впечатление от живой работы и представленной даже и на очень хорошей фотографии онлайн – это «как небо и земля». Я бы сказала, что приобрести так работу, это как впустить человека в дом, познакомившись с ним по Интернету. Надо или очень хотеть рисковать или просто очень хотеть, нет?

Олеся: Скажу сразу, риска никакого: согласно правилам нашей галереи работу можно вернуть в течение 14 дней с момента покупки. Мы гарантируем возврат денег в полном объеме. Но чтобы такие ситуации минимизировать и даже исключить, мы предлагаем услугу, которая поможет определиться однозначно, – примерку картин дома или в офисе. Можно повесить на стену, присмотреться, «пожить» вместе.

Поясню, как работает наша онлайн-галерея. Покупателей можно разделить на три условные группы, отталкиваясь от сумм, которые человек готов потратить на искусство. Первая группа – те, кто совершает покупки до 1000 евро, – самая массовая, и здесь сходятся очень разные потоки: начинающие коллекционеры, декораторы и стилисты интерьеров, молодежь, которой комфортнее всё делать в сети, бизнесмены, приобретающие подарки. Согласитесь, это удобно: полистал электронный каталог, нажал кнопку – тебе привезли картину.

Картина Анастасии Галицыной, участницы проекта галереи Квартира S

Часто покупатели из первой группы переходят во вторую – от 1000 до 3000 евро, – ведь как только ты купил первую вещь, ты «попался». Эти люди относятся к искусству избирательно, могут обращаться к нашим кураторам за конкретным подбором произведений, интересуются нашими художниками. Вторая группа составляет «основу» наших посетителей офлайн-выставок. 

Третья группа – это коллекционеры, которые настроены на серьезные покупки, и здесь, конечно, сайт играет чисто вспомогательную роль. До совершения сделки мы можем отвести покупателя в мастерскую к художнику, организовать встречу с куратором. Это небыстрый процесс. С этими людьми мы дружим лично, они специально прилетают на наши международные выставки, инвестируют в наши проекты, поддерживают галерею и художников.   

Однако, плюсов у онлайн-платформы очень много, именно поэтому изначально мы выбрали именно такой формат. Это отличный способ продажи искусства в другие города России и заграницу. Не у всех физически есть возможность посещать московские галереи, но есть желание что-то купить. Мы всегда готовы доставить искусство покупателю вместе с сертификатом подлинности.      

Выставка NU галереи Квартира S

Помимо этого, у многих художников есть большое количество работ, которые вряд ли будут показаны на реальных выставках, – графика, эскизы, а мы можем помочь им найти своего покупателя через сайт.

Ольга: Предыдущий вопрос был скорее преамбулой к этому: серьезные онлайн-проекты требуют не менее тщательной подготовки, чем выставки на площадке офлайн, возможно даже больше сил и времени на организацию целого комплекса действий для того, чтобы знакомство с автором и его творчеством «реально» состоялось, пусть и в онлайн формате. Это нарабатывается с опытом. У вас сейчас только запущен в работу новый онлайн выставочный проект «Диалектика надежды», это почти 20 авторов, большое количество работ. Интересно на этом конкретном примере услышать, как вы знакомите аудиторию с авторами. Поделитесь опытом, может быть даже секретами?

Олеся: Выставка «Диалектика надежды» готовилась нами несколько месяцев и должна была пройти офлайн на территории дизайн-центра Artplay, но в связи с введением новых ограничительных мер нам пришлось срочно перенести её в онлайн-формат. И вот здесь нам очень помог наш наработанный опыт: мы оперативно создали виртуальную экспозицию на сайте, сверстали удобный каталог с работами, для каждого художника сделали визитку с видео, несколько раз в неделю в нашем Instagram идут прямые эфиры с куратором Сашей Ришар и авторами. По просьбе покупателя мы можем привезти понравившуюся работу на примерку или даже показать детально по видеосвязи. В ближайшее время запустим репортажи из мастерских. Вся информация есть у нас на сайте.

Мы рады, что встретили позитивную реакцию участников проекта на вынужденную смену формата: большинство заявленных художников остались с нами и активно участвуют в виртуальной презентации. Спасибо за веру в нас.

А что касается секретов, то он один: крепкая надежная команда, которая молниеносно реагирует на смену условий и быстро подключает дополнительные ресурсы, оптимистично смотрит в будущее и любит искусство. В моем случае это пиар-директор Женя Плохих и куратор проекта Саша Ришар.

Ольга: Наверное, следующим вопросом надо было терзать куратора, воспользовавшись одним из значений слова «диалектика» – искусство вести рассуждение. Но мне интересно ваше личное мнение, абсолютно вне контекста выставки, но в привязке к ее названием «Диалектика надежды».  Диалектика – это и философская наука о всеобщих законах движения и развития и сам процесс таковых. Так в чем по-вашему диалектика надежды?

Олеся: Всем известно из философии, что диалектика – это «синтез противоположностей», диалог, в котором постоянно присутствуют защитник и ниспровергатель, отчего мысль шлифуется и оттачивается. В нашем случае, «диалектика надежды» – это диалог между искусством, которое фокусирует внимание на ключевом для жизни общества и каждого отдельного человека понятии «надежды», и тем, что сейчас этому противостоит – непреодолимых обстоятельствах, разрушающих наши планы, мечты и даже жизни. Недаром слова «диалог» и «диалектика» имеют один корень. Пока в мире существует диалектика как таковая, всё в нем не так безнадежно, поэтому мне очень импонирует выбранная нами концепция.

И вот здесь я всё-таки позволю себе процитировать куратора Сашу Ришар: «наш проект «Диалектика надежды» призван поддержать художественное сообщество и его зрителей. Представленные вместе произведения позволяют вспомнить и переосмыслить уходящий год, и убедиться в том, что ограничения для творческого человека – лишь еще одна дверь в мир вдохновения».

Ольга: Говоря о надеждах, сейчас все надеяться на то, что путешествия по миру возобновятся, и вот тогда… Вы же делали, не делаете сейчас, но, очень надеюсь, будете делать вернисажи в Провансе. Буквально пару слов о том, что это за долговременный проект Квартиры S и о ваших планах – что случится «как только так сразу». Подарите надежду?

Олеся: Обязательно! Нами запланирован, но пока «заморожен» следующий, уже девятый по счёту, международный проект в Провансе, в Санари-сюр-Мер, с художниками нашей галереи Александром Воцмушем, Дашей Рыбиной и Сашей Соколовой и французскими коллегами. К сожалению, пандемия нарушила нашу традицию – дважды в год представлять российское искусство на юге Франции, организовывать выставки и делать коллаборции с французским арт-сообществом, но будем надеяться, что в 2021 году мы вернемся к привычному ритму.

Художник Антон Тотибадзе, проект Человек и космос (Санари-сюр-Мер)

Ольга: Новый Год приближается. Спрашивать про пожелания даже не нужно – мы все знаем, что мы желаем себе и всем нам. А вот услышать, как вы собираетесь встретить 2021 было бы интересно.

Олеся: К началу 2021 наш проект «Диалектика надежды» будет в самом разгаре. Надеемся, на нашей виртуальной выставке на сайте покупатели найдут подарки для себя, своих родных и коллег. Обычно в конце декабря у нас, как у многих, – время скидок и активных продаж. В середине января планируем открыть выставку двух молодых художниц и сделать уже в офлайне «Диалектику надежды 2.0».

А если вопрос лично про меня, не думаю, что Новый год 2021 будет отличаться от привычных будней: поработать, провести время с родными, пообщаться с друзьями, построить планы, загадать желания.

Фотографии предоставлены Олесей Суджан

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: