7 марта в кинопрокат выходит искренняя и пронзительная картина Сергея Ливнева «Ван Гоги». Сценарист культового фильма «Асса» написал и срежиссировал по-настоящему глубокую, душевную историю, позволившую еще раз в полном масштабе показать свой талант целому созвездию больших мастеров (Даниэль Ольбрыхский, Алексей Серебряков, Елена Коренева, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова).
Сергею Ливневу понадобились двадцать пять лет режиссерского молчания, чтобы познать себя в полной мере, принять свою душевную «растрепанность», несовершенство, давние продюсерские грехи и ощутить готовность открыто, без страха отвержения показаться людям. В итоге получился не просто фильм, а полноценное, честное, терапевтичное высказывание, помогающее смириться с тем очень болезненным фактом, что каждому случалось или неминуемо предстоит когда-нибудь проститься со своими родителями. Грусть от этого многократно преумножается еще и по причине осознания собственной кончины в качестве ребенка. Ведь сколько бы вам ни было лет, пока живы ваши родители, – вы все еще, хоть бы только и для одного человека, остаетесь ребенком.
Герой Даниэля Ольбрыхского – импульсивный талантливый дирижер-трудоголик Виктор Гинзбург, известный всему миру блестящими выступлениями, а своему сыну Марку (Алексей Серебряков) – постоянным отсутствием, упреками, ложью, предательствами и самодурством. Виктору уже почти что восемьдесят, а он лихачит за рулем, дает концерты, активно репетирует и с упрямством отрицает факт безжалостно надвигающейся страшной болезни, пряча трясущиеся руки от окружающих. Его сын Марк, потеряв мать еще в раннем детстве, долгие годы дожидался расположения единственного родного человека, но отцовская любовь доставалась женщинам, работе, зрителю – только не ему. Отчаявшись от ненужности и холода, Марк разорвал отношения с отцом и уехал жить в Израиль, ища забвения в особо никем не востребованном творчестве и заигрываясь идеями о суициде. К пятидесяти двум годам он не нажил ни семьи, ни карьеры, ни цели, ни умения любить. Только острой иглой в голове засела упрямая потребность быть необходимым папе, как у голодной дворняжки, мокнущей под дождем.
Казалось бы, вероятность возобновления общения между отцом и сыном гарантировано сведена к нулю. И только ужасная болезнь, медленно и хладнокровно превращающая некогда полного энергии Виктора в беспомощное и беспамятное растение, заставит двух мужчин понять, как они друг другу необходимы. Блестящий актерский дуэт Ольбрыхского и Серебрякова создает потрясающе мощное, наэлектризованное эмоциональное поле, в котором, едва сдерживая слезы, ты вместе с героями продираешься через годами сплетавшиеся обиды, непонимание, гордыню, ошибки, нетерпение, эгоизм и черствость, чтобы, прозрев, переболев, осмыслив, добраться до искры любви и, раздув ее, окончательно простить, переродиться и спастись. И вот… вместо раскрасневшихся от ненависти сына и отца мы видим рыдающего мальчика в обличии 52-летнего мужчины и трясущегося старика, обретшего способность благодарить и извиняться.
Отдельно хочется выделить работу кастинг-директора Марии Серебряковой, проделавшей поистине ювелирный труд. Все актеры фильма «Ван Гоги» такого масштаба и настолько на своих местах, что порой даже не верится, что смотришь современную картину. И пусть некоторые скажут, что от киноленты «веет олдскулом», что «так уже никто не снимает», – в данном случае это можно рассматривать только как плюсы, подчеркивающие важность и вечность избранной режиссером темы. Елена Коренева, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Полина Агуреева, Авангард Леонтьев, Александр Сирин, Сергей Дрейден естественно и уверенно показывают силу и масштаб отечественной школы, своей игрой призывая российских сценаристов и режиссеров выдавать наиболее объемный, умный и глубокий материал, вживаясь в который, можно было бы блистать своим актерским талантом в полной мере.
Перед походом в кинотеатр не поленитесь освежить в памяти «Портрет Папаши Танги» кисти Винсента Ван Гога, это не только не оставит у вас вопросов по поводу названия фильма, но и, в случае если вы не будете торопиться и досмотрите финальные титры до конца, позволит насладиться трепетом и трогательностью, вдохновившей режиссера на создание картины. А когда все завершится, вы выдохнете и выйдете из кинозала, возьмите свой мобильный телефон и позвоните родителям. Или тому человеку, кто по-прежнему остается самым важным в вашей жизни. Даже если в настоящую минуту кажется, что вы разделены пропастью. Кто знает, возможно, «Ван Гоги» станет для вас тогда не только фильмом о том, что родные люди несмотря ни на что связаны друг с другом до последнего вздоха.
Автор || Юрий Аверченков