#Улыбка-шокер или новый «Джокер»

 

Своей зловещей клоунской улыбкой «Джокер» уже завоевал главный приз Венецианского фестиваля и продолжает привлекать в кинотеатры все больше и больше зрителей. Про что же эта мощная, беспощадная картина, и заканчивается ли она после финальных титров, читайте в статье Юрия Аверченкова.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Сегодня не будет кинообзора. В этом случае он абсолютно неуместен. Неужели кому-то будет интересно прочитать, что совершенно лишенная инстинкта самосохранения игра Хоакина Феникса заслуживает «Оскара» за главную мужскую роль? Это очевидно. Или, может, кто-то сомневается, что видел большое и талантливое кино? Да бросьте! «Джокер» Тодда Филлипса настолько превосходен, что нет смысла писать о его достоинствах, есть лишь потребность разобраться, что же он с нами натворил. А это уже не кинообзор… это психоанализ.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

История клоуна-неудачника Артура Флека без приветствий и прелюдий погружает нас во тьму и безысходность жизни глубоко нездорового человека. Он беден и жалок, слаб и беззащитен, некрасив и несмешон, что является приговором в избранной им профессии. Существование Артура проходит в таком же сером и мрачном городе, как и его заполненная попытками подзаработать повседневность, усугубленная обреченным лепетанием смертельно больной матери. Свет заглядывает к Флеку лишь в наивных фантазиях о том, что когда-нибудь он станет любимым всеми стендап-комиком, и в «Вечернем Де Ниро» ведущий-хохмач, растрогавшись, признается, что всегда мечтал именно о таком сыне. Но судьба бьет наотмашь. Получай! Никаких грез! Только омерзительная реальность! Засунь себе в глотку установки коучеров, лживые аффирмации об успехе, марафоны желаний и прочую дребедень об изобилии Вселенной! Она ненавидит тебя! У тебя нет шансов! Артур Флек, ты ничтожество и лузер, настолько, что люди замечают тебя, только когда избивают или слышат твой отвратительный пугающий смех…

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Хоакин Феникс проделал действительно ювелирную работу. Смех клоуна Флека – искры живой радости, прорывающиеся сквозь затворы навязанных с детства установок «не живи»; в этой чудовищной борьбе, до хрипа, до тошноты, искрам суждено погаснуть, оттого смех начинает напоминать рыдания об утрате самого себя, сменяющиеся новым приступом болезненного противостояния.

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Когда от тебя отвернулись люди, трудно найти подтверждение тому, что ты существуешь. Когда любви нет даже от самых важных фигур на свете, психика стремится заштукатурить реальность белым гримом и поверх блеклого бесконечного уныния нарисовать новую действительность с широкой алой улыбкой, имитирующей счастливую жизнь. Маска помогает забыть о правде, освободиться от страха и болезненных оков, она создает новое существо – сильное, безжалостное, дерзкое – мерзкого монстра, Джокера, рожденного в слизи, крови и слезах, исполненного мести и ожесточившегося навсегда. Не давали любви? Не надо. Подавитесь ей! Теперь вы, презиравшие, смеявшиеся, унижавшие, вы, высокомерные и равнодушные, уничтожавшие и одновременно создавшие его, наконец-то заметили, зауважали, испугались и признали. Отныне он существует! Но он больше не Артур Флек, не убийца в клоунской маске и даже не главарь взбунтовавшегося плебса. Он абсолютное Зло, настолько безмерное, что больше не умещается в какие-либо рамки реальности, превращаясь в мифический, комиксовый персонаж, наполняясь адской Сверхсилой. Теперь он Джокер!

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Под финальные аккорды акустического мрака Хильды Гуднадоттир лишенный возможности тупо пожевать попкорн ошарашенный зритель покидает зал, чтобы перевести дух и с облегчением поморщиться дневному свету, но с удивлением осознает, что… фильм продолжается. Уже в голове.

Сначала является СОЧУВСТВИЕ. Не само ли общество породило это чудовище? Был ли у Артура Флека шанс не стать злодеем? Ведь и правда, нас замечают, только когда мы «показываем зубы», а добро зачастую принимается за слабость и чудачество. Выходит, что не было у него шанса, не было! Получается, что ему даже повезло: пусть уродливо и омерзительно, однако он достиг своей цели — стал личностью, повел за собой людей. Да, повезло… Ведь миллионы ему подобных заканчивают тем, что вешаются на собственном ремне или заживо гниют в психиатрических лечебницах… И вот на этом этапе зрителя охватывает СТРАХ. Стоп! Нет… Так нельзя! Нельзя его оправдывать. Он злодей! А зло не должно побеждать. Это аксиома. Незыблемый шаблон, усвоенный еще с самого раннего детства из сказок и первых родительских заветов. Опасно! Страшно! Нельзя! Тревога!!! Мозг взрывается от ожесточенной борьбы между пропитавшими бессознательное интроектами и рациональным, противоречащим моральным устоям, неожиданным оправданием зла, которое чуть не проскользнуло, не обмануло, не одержало верх. И тогда появляется ГНЕВ. Да что же это такое?! Где же Бэтмен?! Ведь должен быть герой, способный противостоять злу, уничтожить его. Это правило! Иначе не может быть! Но Бэтмена в фильме нет. Некому защитить… На этой стадии зритель по-детски топает ножками и упрекает режиссера, что фильм плохой, злой и неправильный. Его инфантилизм мешает прекратить капризы и трезво осмыслить реальность и правду: Бэтмен сегодня не придет…

kinopoisk.ru

kinopoisk.ru

Мы сами себе супергерои. Мы сами себе злодеи. Мы уродуем и вдохновляем, любим и изменяем, разрушаем и созидаем, крадем и дарим, запутываем и рвем, рожаем и убиваем. Я/Мы Джокер. Я/Мы Бэтмен. Я/Мы Человек. И наша Суперсила – победить абсолютное Зло внутри, наша Суперслабость – поддаться инфернальному обаянию таящегося в нас Джокера.

Сегодня не будет кинообзора. В этом случае он абсолютно неуместен… Нехилый психоанализ по цене билета в кино. Правда?

Браво, Тодд Филлипс!

Фото|| Kinopoisk.ru
Автор || Юрий Аверченков

Поделиться: