«Снегирь»: а он, мятежный, просит бури…

 

45-й Московский международный кинофестиваль мощно и полновесно стартовал фильмом Бориса Хлебникова «Снегирь», сценарий которого был написан режиссером в соавторстве с Наталией Мещаниновой по мотивам романа Георгия Владимова «Три минуты молчания». Захватывающая история раскачивает зрителя на волнах эмоций, пожалуй, больше, чем попавшее в десятибалльный шторм рыболовецкое суденышко «Снегирь» с отчаянной командой «морских волков» и двумя молодыми практикантами, решившими набраться опыта по окончании первого курса мореходного училища. Впечатлениями от премьеры делится наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков.

 

Один вид ржавого не пойми как держащегося на плаву «корыта» под названием «Снегирь» перечеркивает рожденные приключенческими романами мечты о морских странствиях. Следующим об опухшую от выпивки рожу «морехода» разбивается образ улыбчивого, подтянутого, машущего флажками матроса, виденного когда-то по телевизору во время парада на День Военно-Морского Флота. Реальность не склонна к снисхождению и далека от идеала. Команда рыболовного судна «Снегирь» не отличается гостеприимством, радушием и приветливостью. Без перепалки даже не находится желающий ознакомить двоих молодых стажеров с правилами техники безопасности. В замкнутом пространстве царят законы мужского коллектива, причем море, риск и тяжелый труд позволяют оправдывать грубость, пренебрежение и неуважение. Салаг учат морской науке крепким словцом, криком и высокомерным закатыванием глаз, внушая и без того напряженным практикантам Никите (Макар Хлебников) и Максу (Олег Савостюк) мысли об их полной никчемности. Казалось бы, неужели так сложно один раз показать и разъяснить спокойно? Конечно, сложно, если тебя самого когда-то образовывали таким же способом, да еще и батя воспитывал «мужиком», выписывая подзатыльник в качестве премии, закрепляющей изученный материал.

В стае «морских волков» и законы волчьи. Капитан-авантюрист (Анатолий Попов) вынюхивает добычу, с наглым оскалом заходит на чужую территорию и вырывает прямо из пастей конкурентов лучшие куски. Матерый альфа-самец Геннадий (Александр Робак) может позволить себе то авторитетно подпустить к себе поджавшую хвосты молодежь, то вдруг ощериться, совершенно ее не понимая. Серый волчок Юрик (Тимофей Трибунцев) непременно при случае укусит за бочок и отпустит сальную подъездную шуточку в духе шоу «Что было дальше?». Растерявший с годами клыки Дед (Евгений Сытый) держится самых сильных самцов и кормится их благосклонностью. Остальные глодают кости, тявкают, когда позволено, и старательно загоняют дичь. Волки проверяют друг друга на прочность, метят свою территорию и вздыбливают шерсть на холке, демонстрируя, что в любой момент могут кинуться в драку. Но главное их занятие – охота. Она оправдывает все: глупость, пошлость, нерациональность, примитивность, неумение быть человеком. В охоте и есть смысл волчьей жизни, а иначе так скучно и грустно – хоть вой на луну да водку пей. И если не дарует морской бог нужной дозы адреналина, то экипаж «Снегиря» сам создаст себе проблемы, найдет, мятежный, бурю, чтобы самоотверженно выгрызть свои души из властных рук Нептуна. Те, кто вернется домой к самкам и волчатам, будут, зализывая раны, с колючим взглядом врать о случившихся промахах, списывая вину на тех, кому не суждено было выбраться. Буря и море все оправдают, все прикроют. То, что случилось на охоте, останется на охоте. Таков закон стаи! Страшно только, что кино про людей…

24.04.23
Автор || Юрий Аверченков

Поделиться: