К столетию со дня рождения великого советского физика Андрея Дмитриевича Сахарова онлайн-кинотеатр KION эксклюзивно демонстрирует биографический художественно-документальный фильм режиссера Ивана Проскурякова «Сахаров. Две жизни» с Алексеем Усольцевым в главной роли. Своими впечатлениями о картине делится наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков.
Когда «мозг» работает в одиночку, а не в тандеме с «душой», его ничто не отвлекает. «Мозг» холоден, сконцентрирован и одержим единственной целью — решением сложной, революционной задачи. «Мозг» складывает и вычитает, делит, умножает и возводит в крайнюю степень значения, ударную мощь, сверхидею.
Дано: у США к концу Второй мировой войны есть ядерные бомбы, а у СССР – ноль бомб.
Вопрос: как и в какие сроки создать бомбу такой мощности, чтобы СССР победил в гонке вооружений и дал понять США, что в мире теперь не один хозяин?
Реши, привлекая народные средства и труд заключенных, используй пропаганду и патриотический настрой.
«Мозг» выносит за скобки человеческие жизни, входит за ряды колючей проволоки в пределы засекреченного, стертого с карт городка и принимается за дело. «Мозг» не утруждает себя рефлексией, это работа плаксы-«души», поэтому во время испытаний «изделия» про эвакуацию людей просто забывают. Цена человеческой жизни – ноль рублей ноль копеек. Размер государственной премии за разработку смертельного оружия – полмиллиона советских рублей. Целое состояние! Но не деньги главное. Все во имя безопасности страны. Благородно и просто. «Мозг» следует алгоритму, у него все разложено по полочкам, можно трудиться спокойно. Однако появляются факты, которые невозможно игнорировать. После испытаний бомбы в окрестностях Семипалатинского полигона от радиации массово заболевают и погибают люди. «Мозг» сканирует свое состояние. Что-то не так, возникли странные… чувства. Теперь «мозг» не один. С ним «душа».
В фильме «Сахаров. Две жизни» режиссер Иван Проскуряков фантазирует на тему внутреннего противостояния рациональной и чувственной сторон академика Андрея Дмитриевича Сахарова, разделяя его биографию на две судьбы: одержимого «мозга», создавшего для СССР мощнейшее оружие всех времен, и следующего за своей Совестью общественного деятеля, призывавшего к миру.
Сплетая кинохронику прошлого, современный взгляд на великий путь отважного человека и образы будущего без ядерной войны, авторы рисуют сюрреалистичную картину, где, как во всяком сне, через созерцание кошмаров приходит принятие опыта, признание ошибок и выбор нового верного направления. Зычным, безэмоциональным голосом советского диктора грамотно, с верными ударениями в документальных кадрах констатируются сухие факты: количество погибших после испытаний животных, виды ожогов и повреждений, масштабы разрушений, яркость вспышки, радиус действия. В этих словах нет ни тени сочувствия, ни капли страха, лишь радостный звон пионерского горна, трубящего об очередной великой победе коммунистической идеологии. В сочетании с набухающим на экране ядерным грибом голос кажется зловещим и лживым, вызывая откровенный ужас, а с ним четкое понимание, каким же слепым и глупым может быть «мозг» без «души». Голос молчит о последующем влиянии радиации на здоровье людей, оказавшихся под ядерным «зонтом». Это молчание нарушает Совесть Сахарова в исполнении Чулпан Хаматовой. Совесть большого человека, осознавшего последствия взрыва, порожденного его «мозгом», нашедшего мужество признать ошибки, впустить в себя «душу», отказаться от собственной гордыни, наград, званий, не побояться безжалостной, циничной системы и ради правды пожертвовать свободой и своим честным именем.
Почет, три звания Героя Социалистического Труда, любовь власти, Нобелевская премия, ссылка, слежка КГБ, обвинения в предательстве – этого всего действительно хватило бы на две великие жизни. Кажется, небеса выбрали Сахарова в качестве полигона, на котором испытывался полный спектр возможных событий судьбы. Он выдержал все и остался человеком, заслуживающим уважения, памяти и кинобиографии. Теперь наш черед становиться людьми, ведь у обезьян, пугающих друг друга гранатами, совсем мало шансов на будущее.
Фото || www.kinopoisk.ru
Автор || Юрий Аверченков