Правила жизни Ле Корбюзье

 

Французский архитектор, дизайнер и художник швейцарского происхождения Шарль-Эдуард Жаннере-Гри, известный нам как Ле Корбюзье, одна из самых великих и в тоже время противоречивых фигур в истории. До 30 лет он работал под своим настоящим именем, а псевдоним, который был образован от фамилии его деда, Шарль-Эдуард взял лишь по приезде в Париж. Этим он хотел сказать, что никогда не поздно открыть себя заново и начать все с начала.

Жилая единица

Когда-то его идеи не понимали, а сегодня мы видим отсылки к ним чуть ли не на каждом углу: бетон, стекло, серые оттенки, свободная планировка, простая геометрия форм — таким выбором Ле Корбюзье окончательно разорвал все связи с традициями прошлого и навсегда изменил мир, в котором мы живем. Но это был долгий путь. Путь борьбы с устоявшимися взглядами. И чтобы многие прошли его как можно легче, он наглядно объяснял свои радикальные идеи — рисовал комиксы, в которых водил экскурсии по своим будущим постройкам.

Вилла Ла Рош, Франция, 1923-1925

Начнем с нее, потому что вилла Ла Рош, а точнее вилла Ла Роша-Жаннере, стала одной из самых первых работ Ле Корбюзье. Двойное название говорит о том, что здание состоит из двух помещений и планировалось как пространство для двух семей. Но важно отметить, что именно в проект этой виллы легли революционные идеи архитектора, которые чуть позже назовут «пятью отправными точками архитектуры»:

  1. Опоры. На них должен стоять дом, чтобы возвышаться над землей, а не быть зарытым в нее. Также опоры давали возможность создать дополнительное общественное пространство на освободившейся территории.
  1. Свободная планировка. Она давала возможность проектировать внутреннее пространство под требования и вкус жильца только лишь с помощью перегородок.
  2. Плоская крыша. Обязательный элемент, благодаря которому в доме появлялось еще одно общественное пространство, такое как сад или терраса.
  3. Окна. Точнее, много окон. Но не маленьких и квадратных, а ленточных, которые шли вдоль всего фасада.
  4. Фасад. Благодаря опорным столбам, которые располагались внутри здания, архитектор мог проектировать стены абсолютно любой формы.

 

 

Жилая единица, Германия, 1957

Одна из главных идей Ле Корбюзье — создавать архитектуру для простых людей. Поэтому его постройки должны были быть чем-то вроде «города в городе» и закрывать все бытовые потребности любого человека в одном месте. А еще они должны были быть построены быстро и без больших затрат. Послевоенный Берлин был отличным местом для реализации идеи: так в нем проявилась «Жилая единица» на 530 квартир.

Сарай Ле Корбюзье, Франция, 1951

Этот небольшой деревенский домик архитектор построил для себя, но, что самое интересное, на первый взгляд он не имеет ничего общего с теми постройками, которые мы увидели, ведь это обычный домик из дерева в форме куба площадью 15 квадратных метров. Однако, стоит зайти внутрь и все встает на свои места — однокомнатное помещение, в котором воплощена идея той самой минимальной жилой единицы.

Но как вообще все это пришло ему в голову? Наверное, благодаря тому, что он всегда следовал нескольким правилам.

 

 

№1: Создавайте тренды

«Быть современным — это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор…»

Ле Корбюзье умел диктовать свои правила не только архитектуре, но и моде: строгий костюм, галстук-бабочка и черные круглые очки в роговой оправе — вещи, которые стали его визитной карточкой, в то время редко можно было встретить на ком-то еще. Однако, своим не модным на тот момент выбором архитектор предугадал будущее.

№2: Мечтайте масштабно

«Меня захватила мечта, с которой я уже никогда не разлучался: жить в городе, достойном нашего времени. Я разработал детальный проект современного города с трехмиллионным населением. Солнце в доме, небесная лазурь за окном, море зелени, которое видишь перед собой, пробудившись ото сна, тут же, в городе».

 

Без преувеличений можно сказать, что Ле Корбюзье был человеком, который преуспел во всех делах, за которые брался. Только виноваты в этом всем не его амбиции и желание захватить мир, а его интерес к миру вокруг. Дизайн, живопись, общественная деятельность, литература и, конечно же, архитектура — заслуги Ле Корбюзье в каждой из этих сфер можно перечислять бесконечно, и если бы мы писали его биографию, то спокойно могли посвятить этим заслугам целую главу. Он был избран почетным профессором университетов в Цюрихе и Кембридже, награжден множеством орденов и золотых медалей, его здания можно увидеть как во Франции, так и за ее пределами. Но самое важное не то, что некоторые из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а то, что абсолютно все они служат источником вдохновения для начинающих мастеров. Так интерес одного человека подарил будущему свободу и позволил делать что-то так, как хочется, а не так, как надо.

 

 

№3: Путешествуйте

«Сотню раз я думал, что Нью-Йорк — это катастрофа, и полсотни раз: «Это прекрасная катастрофа»

Путешествия для Ле Корбюзье были источником вдохновения и возможностью обрести новые идеи. И если вы думаете, что его модернистские идеи не имеют ничего общего с общепризнанными шедеврами, то вы ошибаетесь: например, на установку пандусов вместо лестниц его вдохновил афинский Акрополь, на отдельное и тихое жилье для каждого жителя — европейские монастыри, а на масштабное остекление — американские небоскребы. Из каждой поездки он привозил сотни блокнотов с набросками и постоянно повторял: «Рисовать — это прежде всего смотреть, наблюдать, открывать. Рисовать — это учиться видеть рождающееся, растущее, расширяющееся, умирающее, относится ли это к людям или вещам. Нужно рисовать, чтобы проникнуть в глубь увиденного, чтобы оно осталось в нашей памяти на всю жизнь».

 

Фото || www.flickr.com, www.commons.wikimedia.org
Автор || Евгения Ал

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2021

 

Поделиться: