Режиссёр Глеб Черепанов посвящает премьеру конкретному событию: 80 лет назад в газете «Красноармейская правда» вышли первые главы поэмы Твардовского «Василий Тёркин». Находясь в горячих точках в качестве военкора, автор отразил подлинные фронтовые впечатления, а его образ отважного, честного и никогда не унывающего солдата полюбился всем.
Однако режиссёр признаётся: «Не люблю жизнеподобный театр, который является прямым отражением реальности. В работе тяготею к театру игровому, яркому, открытому, музыкальному. Мой любимый жанр – трагифарс, когда зритель смеется, а затем практически сразу может заплакать». Так, в работе над «Тёркиным» Глеб Черепанов обращается к площадному театру, импровизациям комедии дель арте».
Но неожиданно ли такое прочтение? По ходу просмотра создаётся ощущение, что режиссёр лишь подобрал правильный ключик, настолько органична подача материала. Недаром язык и ритмика поэмы Твардовского черпают вдохновение из народных жанров, от былин до частушек, а количество фраз, ставших крылатыми, и посчитать трудно. Да и сам Тёркин отчасти фольклорный герой, персонаж русской народной сказки. Его внешняя скромность и даже непримечательность оборачивается огромной внутренней силой, способной объединить вокруг себя людей, поддержать, согреть их. Русскость героев, их живость и весёлость передаётся и на уровне визуального восприятия. Ольга Левенок, художница по костюмам, использует приёмы лубка, а градиент на её гимнастёрках – творческая техника Казимира Малевича: энергетика цвета в игровом действе очень важна.
Простую форму площадного театра Глеб Черепанов насыщает глубокими смыслами, веселье не раз сменяется душевными зарисовками военных будней, развлекательные эпизоды перетекают в щемящие, пронзительные сцены. Чего стоят главы «О любви», «Воин и смерть». Впрочем, назвать «простой» форму постановки можно лишь с натяжкой. Это своего рода спектакль в спектакле, где режиссёр в исполнении Евгения Полякова ставит своего «Тёркина», а зритель будто наблюдает реальную репетицию. Есть в спектакле и музыкальные экспромты, и эпизод из театра теней, и кулачный бой, а цифровое оформление глав и вовсе напоминает эстетику компьютерных игр – другими словами, внимание зрителя не ослабевает ни на минуту.
Отдельно хочется отметить харизматичную игру Андрея Харенко. Его Василий Тёркин – точное попадание в типаж. Пластичный и чуткий, он сумел не только передать своеобразие своего героя, его простоту и силу, наивность и верность принципам, но даже в какой-то степени осовременить Тёркина, сделать его понятным нынешним школьникам. А это значит, что у них появилась уникальная возможность по-новому взглянуть на программное произведение.
Школа драматического искусства, сцена на Сретенке
Зал «Манеж», 19:00, продолжительность 1 ч 30 мин без антракта
Следующие показы: 24 декабря, 25 декабря, 17 января
Подробности о спектакле и билеты доступны по ссылке
Фото || Татьяна Вальянина
Автор || Татьяна Михальская