Сложно сейчас найти человека, который не знал бы, кто такой «Вий». Большинство наших соотечественников знает это чудище благодаря одноименному произведению Николая Васильевича Гоголя. Кто-то читал, кто-то видел кинопостановки. Однако, мало кто знает, что первая экранизация «Вия» состоялась больше ста лет назад. Как же менялся кинообраз этого демона на протяжении всего этого времени?
Первый выход «Вия» на большие экраны состоялся аж в 1909 году. Это был первый российский фильм ужасов. Режиссером выступил Василий Гончаров. Сегодня картина считается утраченной. До наших дней дошли только некоторые плакаты к фильму, на которых сам демон предстает в виде огромного существа, веки которому поднимают вилами.
Спустя семь лет к мистической повести Гоголя обратился Владислав Старевич. Его фильм также не сохранился, однако, определенные предположения об образе Вия можно сделать, исходя из личности режиссера. Владислав Старевич создал первый в мире кукольный анимационный фильм (Lucanus Cervus, 1910 год). И даже после того, как начал снимать игровые ленты, не обходился без покадровой анимации, пластики и совмещения в одном пространстве живых и кукольных персонажей. Так что можно дать волю воображению и представить, каким получился демон из сказаний у первого в мире аниматора.
Затем у знаменитой повести Гоголя был почти полувековой перерыв в экранизациях. До 1960 года, когда итальянец Марио Бава решил использовать мистическое произведение в качестве отправной точки для своего дебюта «Маска Сатаны». Фильм этот можно назвать экранизацией очень и очень условной. Вместо демонов там вампиры, что отсылает больше к Брэму Стокеру, нежели к Гоголю. Тем не менее, страшный антропоморфный антигерой присутствует, а в титрах указано, что фильм основан на повести именно Гоголя. Хотя там и нет никаких «поднимите мне веки».
А вот экранизация, которую в 1967 году выпустили Константин Ершов и Георгий Кропачёв (при участии Александра Птушко), до сих пор многими считается канонической. Передовые для своего времени спецэффекты, фантастическая экранная химия между исполнителями главных ролей (Леонид Куравлёв и Наталья Варлей) и атмосфера ужаса, пробирающая до глубины души, надолго запомнились советскому зрителю.
В этой постановке Вий представлен как огромный монстр, внешне похожий на глиняного голема. Его свита ставила веки демона почти вертикально на голову, отчего они становились похожими на рога известного властелина преисподней. Артист цирка, акробат Николай Степанов появился перед зрителем исключительно в гриме: например, веки приводились в движение специальными тросами. Однако созданного реквизиторами костюма вкупе с устрашающим тембром голоса оказалось достаточно, чтобы даже искушенному современному зрителю становилось не по себе от происходящего на экране.
Вий представлен как огромный монстр, внешне похожий на глиняного голема.
После леденящего ужаса, который на зрителя вылили Ершов, Кропачев и Птушко, долгое время другие кинематографисты не решались подступиться к «новому прочтению». Наконец, в 1990 году югослав Джордже Кадиевич выпустил ленту «Святое место», которая кажется экранизацией повести Гоголя только на первый взгляд.
В действительности же это получился «Вий» без Вия. Режиссер отказался от визуального изображения монстра и сосредоточился на пугающих психологических темах. Темная сторона эротики, кровосмешение, распутное поведение – порой подобные вещи пугают куда больше чем тот, кто «всего лишь» убивает взглядом.
В 2006 году Олег Фесенко задумал снять собственную версию событий, описанных в оригинальной повести. За всю нечисть в фильме отвечала Евгения Крюкова. До самого Вия дело так и не дошло. И демон сыграл с создателями злую шутку: больше всего пугался герой Валерия Николаева. А зрители и критики, скорее, любовались тем, как красиво лежала в гробу артистка Крюкова.
Основательно к экранизации классической повести подступились в 2014 году продюсер Алексей Петрухин и режиссер Олег Степченко. В противовес ранним версиям Вий перестал быть грузным и неповоротливым монстром. Более того, под каждым веком у него скрывается не один, а с десяток глаз. И внешне он стал походить больше на гремлинов из классической комедии ужасов. Однако, такой подход не только не оттолкнул зрителей, но и положил начало целой трилогии. Не за горами от тех же создателей еще две части «Вия», действие которых будет разворачиваться уже не на Руси, а в Китае и Индии.
В противовес ранним версиям Вий 2014 года перестал быть грузным и неповоротливым монстром. Более того, под каждым веком у него скрывается не один, а с десяток глаз.
В 2018 году продюсерских цех телеканала ТВ-3 с Александром Цекало во главе выпустил фильм «Гоголь. Вий». Сам фильм можно обозначить, скорее, как встречу со знакомыми персонажами, нежели как экранизацию повести. Тем не менее, тут монстр тоже присутствует во всей своей красоте.
Демон получился размером с большой холм – он настолько огромен, что даже не смог поместиться в церковь.
И что бы ни говорили создатели о том, что старались создать самостийного героя (без оглядки на Запад), при взгляде на их монстра вспоминается с пяток популярных голливудских достижений в области создания чудищ.
Таким образом, мы видим, что наследие Николая Васильевича всея Руси живет, цветет и регулярно обзаводится «новыми прочтениями». Однако, как каждый из нас знает, куда страшнее все же предоставить волю собственному воображению при ознакомлении с первоисточником. Оно дает такие впечатления, что их глубины пока не достиг ни один мастер по спецэффектам.
Есть желание лично ознакомиться с тем, как менялся образ знаменитого чудовища в разных странах у разных режиссеров? Нет ничего проще.
Подробности ниже:
1«Вий» Александра Птушко. Классическая версия. Костюм чудовища – ода мастерству гримеров. Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей. Фильм вышел в 1967 году.
2 «Святое место» Джордже Кадиевича. События книги просеяны через решето фрейдистского наследия. На экраны картина попала в 1990 году.
3 «Злой дух», снятый Парком Джин-Сенгом. Русская повесть в экзотических корейских одеяниях. Премьера состоялась в 2008 году.
4 «Вий», который поставил Олег Степченко. Основательно переработанный по голливудским лекалам сюжет. В главной роли голливудский актер Джейсон Флеминг. Лента вышла в кинотеатрах в 2014 году.
5 «Гоголь. Вий» Егора Баранова. Главным украшением этой части стал Хома Брут в исполнении Алексея Верткова. Фильма вышел в 2018 году.
Приятного просмотра.
Автор || Марсель Македонский
*Эту статью можно прочитать в печатном номере журнала #15. лето 2018