Более 100 лет ювелирный Дом Van Cleef & Arpels (VCA) создает коллекции высокого ювелирного искусства, свадебные украшения и часовые изделия, вдохновленные любовью, природными мотивами, модой и танцем. Все творения дома отражают его поэтическое видение жизни. Это не просто украшения, но удивительный, исполненный волшебства и фантазии, идеальный мир красоты и гармонии, населенный бабочками, крылатыми феями, стрекозами, эльфами, балеринами и другими драгоценными созданиями, которые стали символами ювелирного дома. Стиль VCA отличают изысканность, элегантность и творческая смелость. Его украшения носили княгиня Монако Грейс Келли и оперная дива Мария Каллас. Рассказываем историю самого романтичного французского ювелирного дома.
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ
В 1906 году Альфред вместе с братьями Эстель, объединив две фамилии, открыли первый магазин Van Cleef & Arpels на Вандомской площади в доме 22 прямо напротив отеля Ritz.
Тот факт, что VCA был основан двумя влюбленными, положил начало легенде бренда, который с первых дней был окружен ореолом романтики. Эстетика Дома — взгляд влюбленного, а влюбленные всегда видят мир «в розовом цвете». Первое украшение, упомянутое в книге продаж Дома, — бриллиантовое сердце. Любовь и романтика оставались главными источниками вдохновения для создания ювелирных изделий на протяжении всей истории Дома.
Впервые VCA громко заявил о себе в 1925 году. На международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже Дом был удостоен Гранпри за браслет Roses, украшенный рубинами, изумрудами и бриллиантами. Цветы до сих пор остаются одной из главных тем Дома.
Обретение VCA собственного уникального стиля связано с дочерью основателей Дома Рене Пюиссан. В 1926 году она стала креативным директором Дома и привлекла к сотрудничеству художника Рене Сима Лаказа. Благодаря творческому тандему двух Рене родился изысканный почерк VCA.
Первые культовые произведения, олицетворяющие стиль Дома и его представление о женственности: наручные часы с секретом Cadenas и вечерняя сумочка Minaudie`re. Часы Cadenas — в переводе с французского «миниатюрный висячий замок» — это ювелирный браслет с драгоценным замком, сбоку которого расположен крошечный циферблат, заметный только его обладательнице. В те времена считалось неприличным прилюдно смотреть на часы.
«Минодьер» — в переводе с французского «жеманница» — модное ювелирное изобретение, представляющее собой удобную и красивую вечернюю сумочку для выхода в свет. В нее вмещалось все, что могло пригодиться даме в театре или на званом ужине: расческа, зеркальце, губная помада, пудреница и множество других маленьких вещиц, каждая из которых располагалась в отдельном крохотном «шкафчике». Драгоценную сумочку делали из платины и золота, покрывали лаком и эмалью, а крышки инкрустировали драгоценными камнями.
В 1930-х годах на сцену вышло второе поколение семьи Арпельс: Клод, Жак и Пьер — сыновья брата Эстель Жульена Арпельса. Дальнейшее развитие бренда связано с США. В 1939 году несколько членов семьи перебрались из Европы за океан, где было проще пережить времена фашизма. В 1942 году в Нью-Йорке на Пятой авеню открылся первый американский бутик VCA.
ДРАГОЦЕННЫЕ ФЕИ И БАЛЕРИНЫ
В самый тяжелый период XX века — в мрачные военные дни 1940-х годов у VCA появляются ювелирные украшения в виде обворожительных фей и балерин. Эти символы радости и надежды дарили веру в светлое будущее.
Первую брошь-фею Spirit of Beauty ювелиры VCA выполнили из золота и серебра, инкрустировав бриллиантами. Маленькая фигурка летящей феи с крылышками и волшебной палочкой стала музой и покровительницей Дома.
Броши-балерины появились благодаря любви Луи Арпельса к искусству танца. Еще в 1920-х годах Луи Арпельс, страстный поклонник балета, вдохновлялся дягилевскими «Русскими сезонами» и часто брал своего племянника Клода в Парижский оперный театр. Переехав в Нью-Йорк, Клод решил посвятить серию украшений балетным танцовщицам.
Первые балерины задумывались как недорогая версия костюмных украшений, которые можно носить на лацкане жакета или воротнике платья. Небольшой ювелирной безделушке дали английское название pin, что означает «значок, булавка». Совсем скоро они превратились в изящные броши и стали настоящими ювелирными шедеврами, знаковыми творениями Дома, которые олицетворяют стиль VCA.
БАЛЕТ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
Волшебный и волнующий мир балета и знаменитые балетные постановки не раз вдохновляли ювелирный Дом на создание удивительных драгоценных творений. Страсть Арпельса к балету оказалась взаимной. По легенде в 1961 году у бутика VCA на Пятой Авеню остановился мужчина. Он долго рассматривал в витрине ювелирные украшения, а потом, взволнованный, попросил о встрече с руководителем Дома. Клод Арпельс принял странного гостя. Им оказался знаменитый хореограф, один из основателей балетной труппы New York City Ballet Джордж Баланчин. Его так впечатлила витрина с балеринами, что он решил предложить ювелирному Дому сотрудничество.
Результатом этой встречи стало создание яркого и оригинального балета «Драгоценности», премьера которого состоялась в Нью-Йорке в 1967 году. Каждая из трех частей постановки была посвящена определенному камню. Первая — «Изумруды» — была поставлена на музыку Габриэля Форе, вторая — «Рубины» — на музыку Игоря Стравинского, третья — «Бриллианты» — исполнялась под музыку Петра Ильича Чайковского. Ювелирный Дом спонсировал балет и к премьере выпустил коллекцию ювелирных изделий Ballet, которая имела ошеломляющий успех.
В 2007 году к 40-летию постановки в Лондоне Дом представил коллекцию украшений Ballet Precieux — «Драгоценный балет» — как ода миру танца, воплощенная ювелирами. Брошей-балерин в коллекции было шесть.
В 2012 году у VCA появился русский сюжет. К открытию бутика ювелирного Дома в Москве были созданы броши-балерины Одетта и Одиллия. А спустя год коллекция Ballet Precieuх пополнилась фантазиями на тему пяти великих русских балетов: «Щелкунчика», «Баядерки», «Золотой рыбки», «Весны священной» и «Лебединого озера». В каждой из линий солировала драгоценная брошь — героиня балета.
ЧЕТЫРЕХЛИСТНЫЙ КЛЕВЕР КАК СИМВОЛ УДАЧИ
Тема удачи сопровождает VCA на всем пути: талисманы из дерева, шармы и добрые феи. Но главным талисманом, символизирующим удачу, в ювелирном Доме стал четырехлистный клевер.
Первый четырехлистный клевер можно найти в архивах Дома, относящихся к 1920-м годам. В 1968 году VCA создал первый сотуар Alhambra — длинное колье с 20 четырехлистниками, обрамленными золотыми бусинами. Счастливая цветочная эстетика оказалась созвучна настроениям хиппи.
ГРОМКИЕ ЗАКАЗЫ И ЛЕГЕНД АРНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
На протяжении всей истории Дома мастера VCA создавали изделия по специальным заказам и работали с уникальными легендарными драгоценными камнями.
В 1939 году Дом создал исключительные ювелирные сеты для свадьбы египетской принцессы Фавзии с Мохаммедом Резы Пехлеви, будущим шахом Ирана. В 1950 году был выполнены специальные заказы Махарани Бароды по созданию уникальных изделий из драгоценных камней из личной коллекции заказчицы. В 1956 году по случаю своего бракосочетания принц Монако Ренье III подарил Грейс Келли, ювелирный сет с жемчугом и бриллиантами, созданный VCA. Вскоре после этого Дом стал официальным поставщиком Княжества Монако, а Грейс Келли стала одной из преданных поклонниц Дома.
В 1960 году Жак Арпельс привез с Лондонского аукциона Sotheby’s индийский розовый бриллиант весом 34,64 карата. По этому случаю Дом устроил в бутике на Вандомской площади прием, который почтили своим присутствием Махарани Бароды и ее сын: в честь него драгоценный камень получил имя Princie.
ЧАСОВОЕ ИСКУССТВО КАК ПОЭЗИЯ ВРЕМЕНИ
Поэтическое восприятие жизни Van Cleef & Arpels привносит и в часовое искусство. Первые попытки заключить время в драгоценную оправу Дом предпринял в 1920-х годах, когда появились первые часы с секретом. С тех пор Дом воплощает в своих творениях удивительные мгновения счастья, удачи и красоты.
Особую роль поэзия играет в коллекции часов Complications Poe ́tiques, которая появилась в 2006 году в честь столетия Дома. На циферблатах порхают бабочки, фея взмахивает волшебной палочкой, влюбленные целуются на мосту. Каждое изделие коллекции поражает воображение своей технической сложностью и очаровывает полетом фантазии.
Помимо ручных часов, VCA создает автоматоны — механические чудеса — как примеры невероятной технической и ювелирной сложности, где на глазах у завороженных зрителей разыгрывается настоящий спектакль, и драматургия развития сюжета рассчитана буквально по секундам. Такое возможно благодаря высокоточной часовой механике. Каждый жест выверен и граничит с волшебством.
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ БРЕНДА РОСКОШИ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО
Компания VCA также уделяет особое внимание образовательным и культурным проектам. Уже стало традицией, что, беря некий культурный контекст за основу коллекции и окружая ее премьеру связями с живописью, балетом, фильмами, бренд создает собственный культурный контекст и раздвигает границы. Каждый раз это больше, чем ювелирная премьера.
Дом регулярно организует грандиозные выставки по всему миру, привлекая внимание к наследию VCA. Первая выставка, посвященная творениям Дома прошла в 1992 году в Музее моды и костюма в Париже.
В октябре 2021 года прошла выставка En Coulisses — «За кулисами» — в Москве, где объединились искусство балета и высокое ювелирное искусство. Пространство третьего этажа Петровского Пассажа преобразилось в закулисье ювелирной и театральной вселенных, обычно скрытое от глаз зрителя. VCA привез в Москву не только роскошные ювелирные шедевры, но и мастеров Дома «Золотые руки» — Mains d’Or, которые показывали, как рождаются ювелирные украшения и делились секретами мастерства, наглядно демонстрируя понятие «ювелирная работа» — тонкая, кропотливая, требующая мастерства и внимания к деталям.
КОНЕЦ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ И ВРЕМЯ РИЧМОНТ
В 1942 году со смертью Рене Пюиссан, дочери основателей VCA, прервалась ветка рода Ван Клиф. В бренде остались только представители ветки Арпельсов.
В 1999 году 60 процентов акций в ювелирном Доме VCA приобрела швейцарская финансовая группа Richemont, один из лидеров в мировой индустрии роскоши, за сумму чуть больше 300 миллионов долларов. В 2003 году Группа выкупила все акции VCA и таким образом семья полностью вышла из бизнеса. Сумма сделки не была раскрыта. Изначально семейный бренд стал частью люксового гиганта, которому также принадлежат ювелирные и часовые дома Cartier, Piaget, Vacheron Constantin, JaegerleCoultre, IWC, Montblanc и другие. Наследники семьи Арпельс сегодня живут в Италии и владеют группой компаний, специализирующихся на одежде и аксессуарах из кожи.
Семейная история Van Cleef & Arpels закончилась. Но история ювелирного Дома продолжается. По сей день неизменным остается его имя, легендарный адрес и Вандомская колонна на логотипе.
22.06.2024
Автор || Вера Тимошенко