Интервью с куратором персональной выставки Юрия Купера в Государственной Третьяковской галерее
С 30 мая по 23 июля 2023 в залах Новой Третьяковки проходит персональная выставка Юрия Леонидовича Купера (р. 1940) «Сфумато». Выставка охватывает период творчества художника, начиная с 1980-х годов и показывает живопись, графику, скульптуру, театральные эскизы, макеты и видеоинсталляции, созданные специально для настоящего проекта. Юрий Леонидович Купер — активный участник современного художественного процесса, почетный член Российской Академии Художеств, член Союза художников. В 1972 году эмигрировав из СССР, Купер жил и работал в Израиле, Великобритании, Франции, США, Японии, с конца 1980-х стал регулярно приезжать в Москву, куда насовсем вернулся в начале 2000-х. Работы художника хранятся в музейных собраниях мира, включая Государственную Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Метрополитен, Королевский музей Японии. Произведения входят в коллекции Министерства культуры Франции, Библиотеки конгресса США и многих других.
Арт-обозреватель журнала Ольга Серегина побеседовала с куратором выставки «Сфумато» — Анной Маполис: искусствоведом, специалистом по искусству ХХ века, куратором ряда знаковых выставок.
ОЛЬГА: Анна, ты ведь хорошо знакома с Юрием Леонидовичем? Как начиналась ваша дружба и насколько важны для успешной кураторской работы добрые личные отношения с автором?
АННА: Мы познакомились лет десять назад, когда меня интересовала судьба художников, уехавших из СССР в 70-е и 80-е: истории их работы за рубежом и в целом контекст. Тогда я готовила персональную выставку Вадима Космачева в Государственной Третьяковской галерее. Это еще один художник-семедесятник, который эмигрировал в Европу и добился большого успеха как скульптор-монументалист. Конечно, в отличие от Космачева, имя Купера никогда не исчезало из повестки современного художественного процесса: его феноменальная работоспособность и активность позволяли (и, вопреки возрасту, по сей день позволяют) реализовывать огромное количество проектов одновременно. Познакомиться и поработать с такими большими авторами – большая удача и удовольствие.
ОЛЬГА: В конце зимы – начале весны Московский музей современного искусства совместно со студией «Сфумато» показывал персональный проект Юрия Купера — выставку «Монохром». Там тоже в экспозиции были представлены живопись, графика, скульптора, работы Купера как дизайнера и художника театра. Чем разнятся эти две, не так сильно разнесенные по времени, музейные выставки одного автора? Почувствует эту разницу зритель?
АННА: В 2020 году Юрию Леонидовичу исполнилось 80 лет. Зачастую к таким знаковым юбилейным датам организовывают несколько мероприятий. Например, так было несколько лет назад с выставками Павла Никонова. В Третьяковке мы делали проект «Никоновы. Три художника», я входила в кураторскую группу. А в залах Российской академии художеств почти одновременно была организована персональная выставка Павла Федоровича. Говоря о Купере, думаю, что обе выставки в Москве нужно воспринимать как один большой проект, который позволяет охватить масштаб творческого наследия и открыть для себя разные его грани.
Как сказал на открытии Василий Церетели, выставку Купера в Московском музее современного искусства готовили несколько лет. Это объяснимо: Купер – видный художник, и в собрании музея есть его прекрасные старые живописные работы Юрия Леонидовича, есть объекты, которые музей показал.
Третьяковская галерея под персональную выставку Купера предоставила залы Западного крыла – это модернизированное пространство, где зрители часто видят современное русское и европейское искусство (здесь, к слову, проходила выставка «Многообразие и единство»). Потому, конечно, зритель увидит разные проекты: и по составу, и по подаче. Конечно, будут традиционные для Купера циклы «Цветы», «Травы», Море», но совсем другие работы. В залах Третьяковской галереи будет несколько старых вещей Купера, европейского периода его творчества – и это абсолютный эксклюзив, в России мы их покажем первыми. Художник, специально для нашей выставки, готовит видеоинсталляцию «Коммуналка». Я думаю, мы увидим нового Купера.
ОЛЬГА: Если говорить о видении и понимании – чем тебе, как человеку, имеющему специальное образование, богатый профессиональный опыт кураторства, глубокие знания и хорошие самые разные знакомства в мире искусства, интересен Купер, как автор, что выделяет его творчество, делает важным для тебя? И чем его творчество, по-твоему, интересно людям, не связанным профессионально с искусством? Молодым зрителям?
АННА: Ты знаешь, однажды Купера назвали самым успешным русским художником за рубежом (это было еще до того, как «Жук» Кабакова стал самой дорогой картиной современного отечественного художника). Такое признание неслучайно: Купер всегда очень много работал, в Европе каждый год на протяжении многих лет проходило по нескольку его персональных выставок. И после возвращения в Россию выставки Купера в галереях – очень частое явление. Его стиль легко узнать. И в какой-то момент кажется, что в целом, творчество Купера хорошо знакомо и специалистам, и широкому зрителю. Но есть такие стороны его творчества, которые остаются в тени такой вот внешней успешности. Например, на выставке в Третьяковке мы показываем цикл «Моцарт и Сальери», по трагедии А.С.Пушкина. Эти произведения будет сопровождать текст, написанный Купером, в котором Юрий Леонидович раскрывается перед нами как глубокий философ и литератор. И это абсолютно новый Купер, которого широкий зритель не знает. Мне интересны и эксперименты Юрия Леонидовича с разными техниками – то, как смело он, человек с академическим образованием, придерживающийся классических канонов в искусстве, прибегает к современным технологиям и не боится эксперимента.
ОЛЬГА:Купер-живописец, Купер-график, Купер-дизайнер и художник театра, Купер-скульптор и автор инсталляций – это всё один и тот же Купер-автор? Или он многолик? Есть что-то -неизменное Куперское во всё его творчестве? Менялось ли это «неизменное» с течением времени? — некоторые художники развиваются в своем творчестве по одной восходящей линии, совершенствуясь в определенных наработках, а есть такие, которые развиваются, совершая творческие прыжки, никак не выстраивающиеся в одну плоскость. Купер – он какой?
АННА: В том, что касается Купера говорить об эволюции как таковой, наверное, нельзя. Есть достаточно ограниченный круг тем, которые художник определил для себя очень давно. Причем, эти темы сквозные для разных видов искусства – скажем, «Перо» — занавес Новой сцене Мариинского театра, перо – один из главных сюжетов графических работ для библейской «Книги Иова», перо появляется в «Моцарте и Сальери». Из цветов одним из любимейших для Юрия Леонидовича стал тюльпан, пожалуй, один из простейших ч точки зрения «анатомии». Вероятно, такой минимализм позволяет художнику решать какие-то другие, чисто живописные или, шире, пластические задачи, выдерживая максимальную дистанцию с сюжетом. В раннем творчестве, когда авторский почерк еще только формировался, Купер был более разнообразен в выборе тем и сюжетов, в иллюстрациях, которые вошли в музейные собрания, есть и жанровые сцены, и портреты, много деталей. По мере того, как определялся сюжетный круг, формировалась и авторская манера, дымчатая, будто расфокусированная, в русле «сфумато», что вскоре стало не только авторским кредо Купера, но и его ноу-хау.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГТГ
Что еще важно, обращение к архитектуре, работы для общественных пространств, последние работы для театра – все это, как мне кажется, позволяет Куперу преодолеть границы того явления, которое я только что описала. Как бы, смена вида искусства позволяет применить и другой «ход». Поэтому, при цельности авторского почерка, в разных видах искусства художник проявляется в разной стилистике.
ОЛЬГА: Наверное, это немного провокационный вопрос, но оправданием возможно послужит то, что он вечный и всеобъемлющий: чье мнение в оценке успешности твоей работы, в данном случае выставки «Сфумато», для тебя важнее – собственное, представляемого автора, музея/галереи или зрителей, т.е. общественное мнение, отклики на выставку публики? Наверное, об откликах говорить рано — выставка только открывается, но у тебя самой какое ощущение? Успел ли высказать своё мнение Юрий Леонидович?
АННА: Вопрос отличный! Ты знаешь, большие выставки – это долгий процесс, который на определенное время становится значительной частью твоей жизни: изучаешь творческое наследие, которое в нашем случае, распылено по разным континентам, исследуешь биографию художника, погружаешься в его работу для разных видов искусства – театра, кино. Собрать все эти знания воедино и придумать проект – уже важный этап. Потом, к выставке «Юрий Купер. Сфумато» подготовлено издание, которое впервые, собирает под одной обложкой разные грани творчества. Там тоже есть разделы, о которых мы говорили: «Цветы», «Мир вещей» и так далее, но есть и блок, посвященный театру, есть архитектура. В книге мы публикуем статьи выдающихся искусствоведов – Михаила Германа и Дмитрия Сарабьянова. Я работала над биографией художника, где удалось наиболее полно рассказать увлекательную биографию Юрия Леонидовича, который жил в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, работал и работает для театра и кино, делает мьюзиклы, пишет стихи и книги.
Говоря о самой выставке, мне, безусловно, важно мнение коллег, важна реакция зрителя. Я знаю, что у Купера много поклонников – и среди его коллекционеров, и среди очень широкого круга зрителей. Но вот удалось ли нам показать «нового Купера», открыть зрителю что-то неожиданное – узнаем из Книги отзывов.
29.05.2023
Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель