#Заметки искусствоведа: №2 «Понять и простить современное искусство»

 

Продолжаем серию заметок Саши Ришар о современном искусстве. Александра — искусствовед, куратор, редактор раздела «Искусство» журнала Cabinet de l’Art.

Посещая выставки современного искусства (есть такое ощущение, что это было в прошлой жизни), я заметила, что большинство зрителей не понимают увиденного, потому что ищут «похожесть» на реальные объекты или «красивость».

Я понимаю, что сознание человека привыкло к созерцанию реалистичной живописи, но искусство еще в начале прошлого столетия отказалось от главных устоев академической живописи – трехмерности, перспективы и светотени. С тех пор художники раскладывали реальность на геометрические фигуры, подменяли ее сном, разбрызгивали краску, резали холсты, запечатывали отходы жизнедеятельности в банки и всячески низвергали устоявшиеся каноны. Следовательно, произведения таких художников нужно смотреть по-другому. 

Джексон Поллок за работой

Первое, что необходимо сделать – это отбросить имеющиеся предрассудки по поводу современного искусства – что это не искусство, а мазня, что пятилетний ребенок тоже так сможет и другие. 

Затем следует остановиться перед работой, выдохнуть, расслабиться, постараться впустить это искусство в себя и почувствовать его. Искусствоведы сходятся во мнении, что современное искусство нужно учиться воспринимать. Тем более, что оно все чаще апеллирует не к одному визуальному каналу восприятия, а стремится задействовать и другие – слух, тактильные ощущения, гравитацию, движение, обоняние. Важно выстроить связь с работой, тогда, возможно, у вас получится рассмотреть и заложенный автором образ и понять, почему эта работа оказалась в музее.

Вместе с тем для того, чтобы не верить «знатокам» на слово и не выходить из галереи современного искусства с ощущением, что вас где-то обманули, искусство необходимо не только учиться чувствовать, но и изучать. 

 

Начните с малого. Внимательно изучите этикетку, кураторский текст. Обычно на этом этапе ситуация становится яснее. Если нет, то следует обратиться к биографии художника, направлению, в котором он работает, историческому контексту и политической ситуации. Кроме того, на умение считывать заложенные художником смыслы влияет бэкграунд человека – возраст, кругозор, образованность, вкус, наклонности, образ жизни или социальное положение.  

Восприятие произведения современного искусства всегда субъективно и не может быть «правильным» и «неправильным». Искусство – не точные науки, где дважды два всегда равно четыре. И вы имеете право не согласиться с автором, поспорить или даже ничего не почувствовать. Не стоит расстраиваться, возможно, вам нужно всего лишь потренировать свою насмотренность или подтянуть знания по истории искусств. 

Казимир Малевич – русский авангардист, создатель нового направления в искусстве и целой художественной концепции оставил после себя не только самое непонятное для большинства произведение искусства «Черный квадрат», но и предложил первые правила для восприятия современного искусства. Он рекомендовал знать историю,  предшествующие художественные течения, не забывать о первенстве цвета, не думать о пользе искусства и искать комфортную для себя точку входа в него. Правила, остающиеся актуальными и по сей день, чтобы понять и простить современное искусство.

 

 

Фото || Wikipedia.com, , pickpik.com
Автор
| | Саша Ришар, редактор раздела «Искусство»

Поделиться: