#Венецианская загадка: от куртизанок до благородных синьор

 

«L`uomo si riceve secondo la vesta», — считают итальянцы, а в России говорят: «Встречают по одежке». Одежда не только дает нам тепло и защищает от непогоды, ее функция не ограничивается утилитарной, она также является способом донести до окружающих информацию о личности и статусе хозяина или хозяйки. Положение в обществе, характер, род деятельности, принадлежность к той или иной культуре — об этом говорит одежда, которую мы носим.

 

Неправильно считав культурный код, зашифрованный в той или иной детали гардероба, можно прийти к ошибочной интерпретации образа в целом. Именно это произошло с двумя венецианскими дамами, изображенными на картине Витторе Карпаччо.  «Грузно усевшиеся, полноватые тетки», как назвал их Петр Вайль в книге «Гений места», находятся в Музее Коррера в Венеции и уже давно вызывают горячие споры у критиков.  А поводом для этого послужили красные чопины — обувь на высокой платформе, распространенная в Европе в XIV-XVII веках. Они являются разновидностью широко известных сабо, которые носили, чтобы защитить ноги и не запачкаться.

«Две венецианские дамы», ок. 1490-1495. Музей Коррер, Венеция

Картина Карпаччо фигурировала в источниках под разными названиями. Так, например, в справочнике по истории Венеции, опубликованном в 1852 году, она называлась «Due Giovani Magliarde» — «Две юные соблазнительницы», а историк Помпео Мольменти дал ей название «Куртизанки». Русский писатель и искусствовед Павел Муратов описывает картину следующим образом: «Две куртизанки сидят на балконе и просушивают волосы, только что выкрашенные в золотой цвет — в знаменитый золотой цвет волос венецианок. Они развлекаются птицами, собаками; кудрявый мальчик играет с павлином; здесь же стоят высокие приставные каблуки, предмет затейливой и стеснительной моды». При этом он связывает дату созданию картины с новым законом, согласно которому венецианский сенат облагал налогом всех куртизанок. Подобная характеристика социального статуса женщин напрямую обусловливалась наличием пары красных туфель, высота которых, по мнению историков XIX — начала XX веков, была просто неприличной для синьор из благородных семей.

Чопины, пианели, пантофоли, цибре, солее, цокколи, кааньини, кальканетти, муле — как их только не называли в разных регионах Италии — по мнению ревнителей благочестия, имели два недостатка. Они не скрывали полностью женскую стопу, а значит, склоняли мужчин к падению, а также их платформы, по мнению брата Якопоне да Тоди «делали маленькую женщину подобной гигантам», то есть искажали изначальный божественный замысел и естественный порядок вещей. Во многих итальянских городах были приняты законы, регулирующие высоту чопин, и это было связано с необходимостью уменьшить расходы как на саму обувь, при изготовлении которой использовали серебро и золото, так и на платья. Чем выше были чопины, тем больше материи уходило на платье, в числе важнейших задач которого была охрана пары прекрасных женских ног от чужих глаз. Да и общественная молва не поощряла ношение слишком высокой обуви добропорядочной синьорой.

Бернардино да Сиена в 1427 году в одной из своих проповедей озвучил приемлемую высоту пианелей — не больше ладони, а в 1430 году Главный консул Венеции принял закон, в котором башмачникам запрещалось продавать обувь на подметке выше 7,5 см. Нарушителей ждал штраф и тюремное заключение. Исторические источники свидетельствуют, что добиться строгого соблюдения закона не удалось, и, идя по улице, можно было встретить синьор, которые, боясь потерять равновесие, использовали в качестве опоры слуг. Высота подметок могла доходить до 28 см!

Если мы вернемся к «Двум дамам» Карпаччо, написанным около 1510 года, то увидим, что красные чопины являются сравнительно невысокими для того времени и в действительности не превышают высоты ладони. Для сравнения вот гравюра Пьетро Бертелли «Венецианка в задирающейся юбке». Как вы видите, обувь двух дам выглядит умеренной и скромной по сравнению с чопинами этой венецианки.

Благородное происхождение двум дамам подтверждает историк Андреа Вианелло и некоторые другие исследователи. Если многоярусные сложносоставные чопины действительно могли указывать на определенный род деятельности женщины, поскольку являлись «эффективным средством для самопрезентации в публичных местах», то умеренно высокая обувь только придавала «значимости аристократическому облику». Кроме того, она позволяла контролировать перемещения жен и дочерей, уберегала их от соблазнов и указывала на принадлежность к дому и домашним делам — в такой обуви было трудновато пойти прогуляться и сделать это незаметно и без провожатых.

 


Фото || www.commons.wikimedia.org
  Автор || Мария Каюмова 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ВЕСНА 2021

Поделиться: