В завершение театрального сезона Режиссёр Игорь Яцко обращается ко второй редакции пьесы Горького «Васса Железнова». В ней, как и в романе «Дело Артамоновых», писатель размышляет о ликах российского капитализма, о тщете накапливаемых богатств. Но если в «Деле Артамоновых» семейное предприятие основывает властный, бескомпромиссный, со звериной хваткой Илья Артамонов, то в драме «Васса Железнова» Горький наделяет такими чертами женщину.
Фамилия «Железнова», безусловно, говорящая, и актриса Людмила Дребнева всячески подчёркивает стальной стержень своей героини: в ней нет суеты, осанка идеально прямая, в голосе «металл», каждое слово она будто впечатывает в собеседника. Кажется, рядом с этой женщиной даже время по-другому течёт. Васса управляет судоходной компанией, в то время как её некогда горячо любимому мужу грозят арест и каторга за растление малолетних. Годами Васса терпела от него издевательства и измены, но нельзя допустить, чтобы позор коснулся семейного бизнеса и будущего детей. «Прими порошок, – убеждает супруга Васса, – сердце остановится, и – как уснёшь. За пакости отцов дети не платят». Вот только трое выживших из её девяти детей не в состоянии продолжить семейное дело.
В одной из сцен Васса рассказывает, как когда-то муж заставил её, беременную, слизывать с его сапога сливки. «Слизала. При чужих людях», – признаётся Васса. Становится понятно, что свой характер она вытачивала, исходя из принципа «с волками жить – по-волчьи выть», но железная выдержка и воля, словно доспехи рыцаря, скрывают её женскую уязвимость. Управление судоходной компанией для Вассы – сублимация материнского инстинкта, форма служения близким. Парадокс в том, что, являя собой прогрессивный образ независимой женщины, Васса отстаивает устои и традиции патриархальной Руси. «Знаешь, что такое свекровь? Это всех кровь! Родоначальница», – говорит она невестке Рашель. «Это допотопное что-то», – парирует та.
Как всякий сильный человек, привыкший во всём полагаться на себя, Васса окружена откровенным подлецами. Родной брат Прохор – один из них. Олег Охотниченко изобразил похотливого, скользкого типа с артистическими способностями и вкусом к жизни, балагура на людях, завистника в душе. Необычайно талантливо сыгранная роль, на фоне которой одиночество Вассы становится буквально звенящим. Ей абсолютно не на кого опереться. Лишь дочь Людмила искренне любит её, но девушка слабоумна (очаровательная актёрская работа Анастасии Приваловой), свои чаяния Васса возлагает на малолетнего внука Колю, которого нужно вырвать из рук убеждённой революционерки Рашель (Ольга Баландина), – это трагичная линия раскрывает внутреннюю боль «железной» женщины: «Дети… вся моя надежда, и оправдание моё – внук».
Образ Вассы становится особенно выпуклым, буквально осязаемым сегодня, когда женщины всё чаще активно управляют своими компаниями, оставаясь при этом жёнами и мамами. Вот и Игорь Яцко, облачая свою героиню в элегантную чёрную блузу и юбку-карандаш, будто намеренно отсылает нас к типажу сегодняшних бизнесвумен. Реальный прототип Вассы – Мария Кашина – не смогла сохранить свою судоходную компанию, политическая турбулентность начала 20-го века сделала это невозможным. И вряд ли Горький, завершая работу над пьесой в 1935 году, видел перспективы для семейного бизнеса Железновых, однако в финале постановки ШДИ всё же появляется пароход «Николай Железнов». Он выведен на экран верхнего яруса сцены, и его торжественный ход символизирует уверенную поступь традиционной России с её заводами и маковками церквей. Будущее у таких женщин, как Васса, есть. Река жизни будет течь несмотря ни на что.
21.06.2023
Фото || Анна Смолякова, Наталия Чебан
Автор || Татьяна Михальская