#Вандал или художник: Лучо Фонтана

 

После «Черного квадрата» Малевича или «Писсуара» Дюшана, нам кажется, что современное искусство больше не сможет нас ниче м удивить. Но когда на очередной выставке мы видим разрезанные и продырявленные холсты Лучо Фонтана, то хочется невольно впасть в ступор. Кажется, что его работы специально созданы для того, чтобы посмеяться над зрителем, считающим современное искусство сплошным надувательством.

 

Только как и в случае с Малевичем, здесь стоит пойти немного дальше первого впечатления: так можно не только узнать идеи, заложенные в них, но и понять, что общего у Постмодернизма и художников эпохи Возрождения.

«Мои прорези… это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего…», — Лучо Фонтана.

 

Дело не только в дырах

Точнее, в них, но они были намного позже. Вначале вспомним, что художник родился в творческой семье: отец его был скульптором и держал небольшую мастерскую, где юный Лучо помогал ему с десяти лет. И вполне возможно, что в дальнейшем он и продолжил бы его дело, если бы не началась Первая мировая война. После нее Лучо, конечно, вернулся обратно в мастерскую и даже начал экспериментировать в скульптурах с различными материалами, но понял, что нужно развиваться дальше. Так он ушел в абстракционизм и только в возрасте пятидесяти лет опубликовал свой «Белый манифест», призывавший объединить в искусстве науку и творчество, и начал свои самые известные циклы «Buchi» («Дыры») и «Tagli» («Разрезы»).

 

«Все мое искусство основано на чистоте, на философии Ничто; не Ничто разрушения, а Ничто сотворения. Сама же прорезь, дыра, первые дыры не были попыткой разрушить картину…это было измерение, вырывающееся за пределы картины, свобода творить искусство любыми средствами и любыми формами», — Лучо Фонтана

 

Да как он мог!

Покушаться на святое — холсты, на которых великие мастера писали своих мадонн, пейзажи и натюрморты! Ведь он просто брал и рассекал их ножом! И с одной стороны, это действительно выглядело и звучало разрушительно, а с другой — таким образом он формировал нечто новое: трехмерное из двухмерного. И приравняв свой нож к кисти, разрезав им монохромное полотно движением, напоминающим нам взмах руки с работы Микеланджело «Сотворение Адама», он приближался к реализму путем уничтожения абстракции. Он, в буквальном смысле, творил свои картины как скульптор: придавал им форму и объем, приклеивал позади разрезов черную ткань и создавал таким образом глубину. Так и появился спациализм — направление в искусстве, где живопись и скульптура становятся единым целым.

«Проделать в холсте дыру было для меня радикальным способом преодолеть пространство картины», — Лучо Фонтана.

 

 

А причем здесь Возрождение?

Потому что когда-то и оно было чем-то новым. Вспомним, что любой художник, работавший на стыке эпох и изменивший каноны предшественников стал революционером. Таким стал и Фонтана, таким был и «отец всего Возрождения» Джотто. Он стал первопроходцем в то время, когда главенствующее место в живописи занимала иконопись. В своих фресках он уходил от канонов Византии, добавлял в них композицию и действующих лиц: так плоскостное восприятия иконописи обрело объем, сюжет и совершенно иную композицию. В дальнейшем художники стремились найти нечто новое, что разрушило бы привычную концепцию творчества и позволило бы взглянуть на мир с помощью их работ совсем иначе. К этому пришел постмодернист Фонтана, и своими революционными идеями предвосхитил многие направления в современном искусстве.

И если его работы до сих пор вызывают у вас противоречивые чувства и внутренние споры, подобные тем, что возникают у «Черного квадрата», то запомните два главных факта: Фонтана — революционер, и на первом месте у него стоит идея, а также желание сделать то, что до него еще никто не делал.

 

 

Фото || www.flickr.com, www.wikipedia.com, предоставлены агентства
Автор
|| Евгения Ал

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЗИМА. 2019-2020

Поделиться: