«Медея» Театр Ермоловой
Древнегреческая трагедия на российской сцене, поставленная к тому же режиссёром-греком Василиосом Самуркасом, – событие как минимум любопытное. Впервые в истории Театра Ермоловой – «Медея» Еврипида. Драма увидела свет ещё в 431 г. до н.э., её главная героиня – один из ключевых женских образов мировой литературы. Медея, дочь царя Колхиды (современной Грузии) когда-то предала своих близких ради аргонавта Ясона. Однако Ясон, прожив с Медеей десять лет и родив с ней двух сыновей, решает оставить её, чтобы жениться на дочери коринфского царя Креонта. Месть обманутой Медеи чудовищна: она не только отравляет невесту Ясона, но и убивает своих детей. Греческие страсти, накалённые до предела, необузданные и яростные, воплощают российские актёры и, надо отметить, ошеломляюще убедительно. «Объединить древнегреческую трагедию и русских актёров всегда было моей мечтой, – признаётся Василиос Самуркас. – Наша «Медея» – спектакль про предательство. Насколько легко мстить и насколько тяжело простить? На что мы способны, если окажемся на пороге собственной бездны?». Отметим, что диалоги между мужем-изменщиком и обманутой женой звучат отнюдь не архаично – зритель 21-го века без труда обнаружит в них актуальные смыслы.
Фото: Софья Саратовцева
«Идеальный муж» ШДИ
Когда блистательная пьеса Оскара Уайльда попадает в руки маститого режиссера Екатерины Гранитовой-Лавровской и талантливой актёрской команды, то у неё нет другой судьбы, кроме как попасть в рейтинг лучших весенних премьер. Чопорный и с виду абсолютно безупречный сэр Роберт Чилтерн (Игорь Лесов) скрывает постыдный эпизод, давший импульс его карьерному успеху и богатству. Однако с появлением дерзкой и авантюрной миссис Чивли (Регина Хакимова) тайна рискует быть обнародованной – под ударом не только доброе имя Роберта Чилберна, но и его брак. Режиссёр сохраняет атмосферу викторианской Англии, придав ей эстетики Серебряного века – в спектакле звучит живая музыка Григория Ауэрбаха на стихи Оскара Уайльда в переводах Михаила Кузмина и Николая Гумилева. Но, как всегда, ШДИ не обходится без иронии, пасхалок и тонкого юмора. Достаточно сказать, что в числе действующих лиц зрители обнаружат… мишку Паддингтона. Что касается сэра Артура Горинга, альтер-эго Уайльда, то его харизму воплощает Вадим Дубровин, отмеченный критиками за роль Кости Треплева в осенней премьере ШДИ «Чайка».
Фото: Н.Чебан
«Севильский цирюльник», Театр Вахтангова
Пьеса Бомарше «Севильский цирюльник» предваряет «Женитьбу Фигаро». Правда, сюжеты комедий не переплетаются, в отличие от героев. Действие «Севильского цирюльника» относится к моменту, когда граф Альмавива влюбляется в юную Розину. Беда в том, что девушка находится под неустанным надзором старого опекуна – он тоже мечтает жениться на красавице и вот-вот принудит её к венчанию. Графу и его помощнику Фигаро нужно по-настоящему исхитриться, чтобы избавить Розину от посягательств попечителя. Визуальное решение спектакля необычно: художник Виктор Герасименко создаёт эффект ожившей гравюры, а нежную Розину заточает в… женскую туфельку. В роли графа Альмавивы – Григорий Антипенко, а Фигаро играют попеременно два артиста – Олег Лопухов и Алексей Петров. «Это не два состава, а два равноценных исполнителя, – подчёркивает режиссёр Геннадий Шапошников, – они очень разные, и рисунок роли для каждого будет свой, даже мизансцены будут меняться». Впрочем, настоящей звездой постановки можно назвать Полину Чернышову – её Розина настолько очаровательна, что, честное слово, представить графа Альмавива изменяющим Розине в «Женитьбе Фигаро» совершенно невозможно.
«По Руси», Театр Вахтангова
Когда-то Максим Горький предназначил пьесу «Егор Булычов и другие» именно вахтанговцам. С тех пор подмостки театра видели множество постановок по произведениям Горького. Но на этот раз режиссёр Павел Пархоменко посвятил спектакль жизни самого писателя, его становлению как личности и творца. Основой инсценировки стал цикл автобиографических рассказов «По Руси», повести «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также очерки и переписка с современниками. «Мне хочется раскрыть саму личность молодого Горького, – объясняет свою идею режиссёр, – его писательская судьба складывалась в непростое время. На стыке эпох он сумел не только не потерять себя, но и сформировать фундаментальные основы человеческого существования». Пархоменко отметил, что побывал в музее Горького в Казани, на Фёдоровском бугре, где писатель стрелялся. Именно с этой роковой ночи и начинается спектакль.
«Чужой ребёнок», Театр на Трубной
Режиссёр Роман Самгин дарит зрителям лёгкий, но с глубокими смыслами семейный спектакль по обожаемой советской публикой комедии Василия Шкваркина «Чужой ребёнок». Юная актриса Маня мечтает исполнить роль на большой сцене. Но проблема в том, что её героиня переживает драматичный период, в то время как у Мани всё идет как по маслу: родители обожают, поклонники в штабеля складываются. Артистка задается вопросом: как достоверно погрузиться в роль, если личного травмирующего опыта ещё нет? Желание прочувствовать судьбу своей героини выходит из-под контроля: в один день спокойная жизнь Мани превращается в сплошное недоразумение! А причина тому – «чужой ребенок». «В пьесе содержатся очень ценные, ныне редкие «витамины» для наших организмов – оптимизм и вера в счастливое будущее, – комментирует режиссёр. – Произведение написано искусно и ловко. Шкваркин обладает уникальным талантом отражать жизнь через диалоги, придавая тексту водевильную легкость и одновременно глубокое предвидение».
«Деревянные кони», Театр на Таганке
Спустя полвека, в Театр на Таганке возвращается канонический спектакль Юрия Любимова «Деревянный кони» по мотивам повестей Фёдора Абрамова – теперь в интерпретации режиссера Светланы Земляковой. Три героини, три поколения, три жизни в глухой русской деревне. Василиса Милентьевна (Елена Оболенская) – утерянный сегодня, почти иконописный образ смирения. Пелагея (Александра Басова) – мощь и красота, за которыми прячется эго. И Алька (Анастасия Лазукина) – вылетела птичка из гнезда, заколотила досками свой дом, и ушло всё под землю… Светлана Землякова рассказывает: «Над своим спектаклем Юрий Любимов работал совместно с художником Давидом Боровским. У нас же художник – его сын, Александр Боровский, а художник по костюмам – внучка, Мария Боровская… Наш спектакль – разговор о жизни вообще. Такой разговор всегда актуален, потому что каждый задается вопросом: «А как жизнь эту пройти? Это поле перед тобой, эту дорогу…»
Фото с репетиции
01.05.2024
Автор || Татьяна Михальская