На весенних театральных подмостках целый букет известных произведений оживает в новых осмыслениях. Причем хочется отметить, что подход к индивидуальному прочтению у режиссеров не эпатажный, а вдумчивый и бережный. Впрочем, в премьерных спектаклях нашей подборки не обошлось без любопытных, довольно смелых экспериментов.
Новое пространство Театра Наций
Москва, Страстной б-р, 12/2
«Коралловый остров» — знаменитый роман воспитания шотландского писателя Роберта Баллантайна, где мальчики, оказавшись на необитаемом острове, трудились подобно Робинзону Крузо и остались джентльменами вдали от цивилизации. Этому сюжету оппонировал Уильям Голдинг, взглянув на тех же героев с более реалистичной точки зрения в своем романе «Повелитель мух». Режиссер Артем Терехин в постановке спектакля «Коралловый остров» вдохновлялся текстом Баллантайна, но, как и Голдинг, поднял нравственные, общественные и психологические вопросы. «Мы наблюдаем за превращением мальчишек в зверей, — говорит режиссер. — Как происходит процесс нормализации зла? Что становится причиной трансформации человека? Нам хочется, чтобы у зрителя была возможность разобраться в этом вместе с нами, найти эту пресловутую точку сборки».
Театр на Таганке, сцена на Факельном
Москва, ул. Александра Солженицына, 17, стр. 5
Неожиданную версию «Утиной охоты» Александра Вампилова предлагает режиссер-хореограф Анна Закусова. Во-первых, Зилова играют одновременно три актера! А во-вторых, драматическая ситуация решается в том числе и через пластику, выражая в ней все, что нельзя высказать словами. «Мы видим Зилова в напряженный момент его жизни, на пороге, который нужно переступить, — говорит режиссер. — Вся пьеса — воспоминание или даже сон. И эта нереальность происходящего дает возможность говорить на языке движения, тела и пластики…». Главный герой пьесы вошел в историю как русский Гамлет. Постигая тайны собственного я, одинокий и опустошенный Зилов рефлексирует мир в попытке понять «быть или не быть».
Театр им. Е.Вахтангова,
Москва, ул. Арбат, 26
Основная сцена. Спектакль «Амадей» придется по вкусу поклонникам великого композитора — в постановке не раз прозвучит музыка Моцарта. А сюжет знаком многим по фильму «Амадеус» Милоша Формана: Сальери, забытый всеми в старости, вспоминает время, когда был молод, успешен, и когда творил гениальный Моцарт. Как же получилось, что Бог выбрал своим инструментом бестактного и взбалмошного подростка, тогда как он, Сальери, обещал Богу и целомудрие, и праведную жизнь в обмен на талант композитора. «Это история о природе таланта, о вечной неудовлетворенности человека собственной жизнью, о его беззащитности перед Вечностью», — комментирует идею постановки режиссер Анатолий Шульев. В роли Моцарта — Виктор Добронравов, Антонио Сальери — Алексей Гуськов.
Новая сцена. Режиссер Лейла Абу-аль-Кишек выбрала очень необычную и редкую историю для театра — фильм Феллини «8 1/2». «Киноязык знаменитого итальянца очень театрален, — объясняет свою идею Лейла, — однако, спектакль «Феллини 8 1/2» не является буквальным переложением киносценария для театральной сцены. Эта история о творческом человеке в реальном мире, о его фантазиях, снах и воспоминаниях. Она пронизана иронией и тонким юмором». Роль Гвидо Ансельми сыграет заслуженный артист России Владимир Вдовиченков.
Театр Ермоловой
Москва, ул. Тверская, 5/6
Новая сцена
Молодой Хома Брут в центре круга, умершая панночка, чудовища и вурдалаки — леденящие кровь образы из жанра «ужасы», а режиссер Денис Парамонов вдруг утверждает: «Вий» — это история про любовь!» «В институте я перечитал повесть уже более осознанным взглядом, — комментирует он, — мне показалось, что это, прежде всего, история про мужчину и женщину. Полет в ночь, когда Хома в первый раз встретил панночку в сарае, описан Гоголем не как что-то ужасное, а как самое прекрасное, что случалось с ним. Вот поэтому и нашу историю хочется сделать прежде всего про любовь, она сильнее смерти, сильнее всего, что вокруг». Режиссер сам написал инсценировку, добавил в нее тексты из других произведений Гоголя, и получился спектакль «Й». Каждый, кто придет на спектакль, попробует ответить, что же скрывается за этой буквой.
Также готовится премьера от режиссера Георгия Смирнова «Здравствуйте, Астрид!» по мотивам переписки знаменитой писательницы Астрид Линдгрен и обычного подростка Сары Швардт — ей было 12, когда она отправила первое письмо Линдгрен. Переписка длилась тридцать лет и хранилась в строжайшей тайне.
Театр «Школа драматического искусства»
Москва, ул. Сретенка, 19, ул. Новослободская, 23
Сцена на Новослободской. «Чайка» — самая загадочная и нерасшифрованная пьеса Чехова. Почему ее ставят как мелодраму, хотя автор писал комедию? Чеховские парадоксы исследуют создатели и участники спектакля. Чтобы поставить именно комедию в чеховском понимании, режиссер Павел Карташев обращается к тексту в первой авторской редакции, где особенно тщательно прописаны персонажи и их взаимоотношения. Претендентов на роли кропотливо отбирали в ходе лабораторной работы, вдумчивая игра актеров и минималистичная сценография работают на решение основной режиссерской задачи: показать зрителю, какой же на самом деле чеховский юмор.
Зал «Манеж» на Сретенке. В спектакле «Чудный сон Татьяны» разбиваются все шаблоны восприятия «Евгения Онегина». Режиссер Олег Малахов считает, что сон Татьяны — ключевое место романа и начинает действие именно с него. Сон и реальность то и дело сменяют друг друга, спектакль наполняется легкостью, иронией, появляются импровизации на темы, предложенные автором. Пушкинская эпоха здесь обретает особенную ясность и выразительность. В ткань спектакля вплетается классическая музыка, обрядовые народные сцены и даже элементы клоунады.
Театр Терезы Дуровой,
Москва, ул. Павловская, 6
Малая сцена
К 130-летнему юбилею Владимира Маяковского режиссер Тереза Дурова подготовила музыкально-поэтический спектакль «Без галош элегантнее». Гениальный поэт предстанет в совершенно неожиданном амплуа — красавца, любимца женщин, романтика, франта, задававшего моду в одежде, литературе, образе жизни. Маяковский был невероятно одарен еще и как живописец, актер, сценарист. А живи он в наше время, мог бы стать выдающимся маркетологом или пиарщиком. Современники отмечали его безупречное чувство стиля: Маяковский заказывал гардероб у самых модных и дорогих европейских кутюрье. Действие спектакля развернется в мастерской таинственного портного, который на живую нитку шьет «костюм-судьбу» величайшего поэта. «Мы будем пропевать его стихи под мелодии джазового оркестра, «играть» футуристическими световыми партитурами, — рассказывает режиссер. — Мы употребим весь спектр театральных возможностей, чтобы зрители еще сильнее полюбили творчество современного, модного, крайне необходимого нам поэта Владимира Маяковского».
Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Москва, ул. Шереметьевская, 8
«Сатирикон» предлагает зрителям спектакль «Р» — сочинение на темы пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» в постановке Юрия Бутусова. Оттолкнувшись от гоголевской комедии, специально для театра драматургическое прочтение классического текста создал Михаил Дурненков, написав пьесу, что называется, «под ноги» репетирующим артистам.
«Пьеса Гоголя давно уже миф… И, в общем, всем уже понятно, про что это… Конечно же, это пьеса о России, о власти, о грехах и расплате. Но я хотел, чтобы спектакль был бы о том, что делает с нами пьеса «Ревизор», какие мысли и чувства она рождает в нас. Мне давно очевидно, что это не мы выбираем пьесу, а она выбирает нас тогда, когда это нам необходимо. Я надеюсь, этот спектакль о невозможности принять действительность и невозможности бегства от неё, и о неистребимой жажде оного, о поисках рая, свободы как единственной настоящей человеческой ценности», — говорит режиссер.
В сезоне 2021-2022 спектакль «Р» был представлен семью номинантами на Национальную театральную премию СТД РФ «Золотая маска».
21.04.2023
Автор || Татьяна Михальская
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ВЕСНА 2023