Спектакль «Й» удивляет неожиданной интерпретацией всем известного сюжета. Когда в анонсе постановки видишь подстрочник «по мотивам повести Гоголя «Вий», сознание мгновенно выдаёт стандартную порцию образов из жанра ужасов, однако в отношениях между Хомой Брутом и восставшей из гроба панночкой режиссёр Денис Парамонов усмотрел… историю про любовь. «”Вий” – это, прежде всего, про мужчину и женщину, – комментирует он свой замысел. – Полёт в ту ночь, когда Хома в первый раз встретил панночку в сарае, описан не как что-то ужасное, а как самое прекрасное, что случалось с ним. Вот поэтому и нашу историю хочется сделать прежде всего про любовь, она сильнее смерти и сильнее всего, что есть вокруг».
Для развития идеи понадобилась предвосхищающая основные события легенда: между Брутом и панночкой когда-то были очень сильные чувства, но молодой человек оказался неготовым к браку. Девушка долгое время страдала после расставания, а, умирая, попросила отца, чтобы отпевал её именно Хома Брут. В свою очередь Хома Брут, представленный здесь в образе студента с рыжим рюкзаком и в кедах, появляется на хуторе, не догадываясь о возлагаемой на него миссии.
Сценография максимально аскетична. Впрочем, само пространство новой сцены с её угольно-чёрными стенами и чёрным матовым полом – прекрасная декорация для «Вия». А вот костюмы по-настоящему колоритны – неестественно тяжелые, длинношёрстные шубы обитателей деревни отсылают к условному сказочному пространству, это, конечно, не хутор Гоголя, а пещера троллей, тридесятое царство или жилище Аида. Подобно Ивану-царевичу, Хома Брут, переступая границу «хутора», на самом деле переступает границу человеческого бытия, попадая в инобытие, где ему предстоит встреча с невестой. В этой системе координат знаменитые эпизоды в церкви лишаются своей устрашающей силы. Жуть, которая охватывает зрителя, когда он слышит гулкие молитвы подвыпившего Брута, постепенно сменяется улыбкой. Встреча молодых людей сопровождается смысловой игрой из разряда «пью за твоё здоровье» или перебранкой «ведьма – дурачок».
А душещипательный хит из девяностых Татьяны Булановой «Как жаль, что нам не быть вдвоём» придаёт постановке и вовсе фарсовый оттенок. Однако некоторые фразы из этой песни удивительно синхроничны ситуации, и, кроме того, подсвечивают психологический смысл происходящего. Расставание – это всегда про смерть, всегда про непреодолимую черту. Недаром психологи говорят о том, что развод по степени стресса равен смерти близкого человека, а иногда даже больше, потому что это на самом деле умирание. Умирание той энергосистемы, которую создавали двое. Энергосистемы, которую в её полном развитии можно определить как любовь. К этой точке и ведёт зрителя режиссёр: любовь сильнее смерти. Для любви нет понятия «слишком поздно». И да, Вий в спектакле «Й» появится, но не в свойственном ему амплуа.
Автор || Татьяна Михальская
Фото || Женя Сирина