Как долго сейчас живет любая новость? Как часто на следующее утро мы забываем о том, что было написано во всех заголовках? Как эта скорость обесценивает любую информацию? И как это все относится к искусству?
Ровно также как и ко всему, что нас окружает. Ежесекундно обновляемая лента в Инстаграме, тренды на один сезон, однотипные фильмы и многотиражные книги — мы забываем то, что видели и слышали буквально через пару часов. Каждую секунду из-за каждого угла на нас обрушиваются тонны образов и слов, которые наш мозг не успевает обработать и воспринимает как фоновой шум. Ценность этой информации приближается к нулю, а то, что вчера собирало миллионы лайков, сегодня падает на дно нашей ленты жизни.
Аналогичная ситуация происходит и в искусстве: образы копируются, а созданные работы часто лишаются своего подлинного значения и становятся поверхностным «шумом». В работах Филипа Колберта нам об этом рассказывает лобстер, живущий в гиперреальном вымышленном мире. В нем смешались безумные, ироничные образы прошлого, настоящего и даже будущего, а еще горстка лайков и парочка селфи. Это зеркало того, что живет у нас в голове. Но лобстер ведет нас дальше. Он соединяет растиражированные образы современности с узнаваемыми канонами, добавляет к этому всему эстетику Инстаграма и высокого искусства, а затем формирует картину мира каждого из нас. Вот оно, высказывание автора на тему современности, где он одновременно высмеивает общество потребленияинаслаждается его возможностями, где искусство теряет свой элитарный статус и становится массовым.
Все это еще и указывает нам на наши двойные жизни, которые существуют в реальном и виртуальном мире одновременно. Только границы между ними стали настолько размытыми, что и приоритеты сместились на совсем другие места. Поэтому без проводника-лобстера мы не можем продвинуться дальше. Лобстер — это насмешка, свобода и возможность, которая есть у художника и которая дает нам шанс прикоснуться к невозможному. Именно она может позволить нам сделать то, на что мы никогда бы не решились в другой реальности. И для этого совсем не обязательно быть художником.
Я думаю, двойственность в моих работах выражается прежде всего в использовании очень ярких цветов — праздничных, позитивных и жизнерадостных, которые передают положительную энергию, но в то же время с темным, мрачным подтекстом, сценами насилия, а также отражением современного культа потребления и его негативного эффекта на нашу планету»
Сюрреализм ли это или наоборот, реальность — ответит каждый сам. Только вот после просмотра его работ создается стойкое ощущение, что все эти образы были скопированы из головы человека, который так долго находился в безумном информационном потоке, что запутался и устал. За вечным потоком уведомлений теряется связь с реальностью, а в погоне за очередным лайком — связь с жизнью. Так и хочется выключить телефон и выкинуть компьютер, а затем найти место, где можно оказаться в тишине хотя бы на несколько минут. Возможно ли такое? Подскажет проводник-лобстер.
Но вот вам маленькая подсказка от самого Колберта: «Когда мы смеемся, мы не врем».
Выставка Филипа Колберта «Lobster Land» проходит с 18 сентября 2019 по 17 ноября 2019 в МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЕ (Москва, ул. Остоженка, д. 16). Куратор: Светлана Марич.
Фото || предоставлены Филипом Колбертом, www.mamm-mdf.ru. МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА.
Автор || Евгения Ал
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ. 2019