Интервью с фотографом обложки номера — Борисом Бендиковым. Борис известный рекламный фотограф и арт-фотограф, ушел с последнего курса энергетического института, в начале карьеры снимал на крупноформатную камеру с листовой пленкой размером 13×18 см, сотрудничает с ведущими рекламными агентствами и студиями, делал съемки для VOGUE, WALLPAPER, AD и других изданий, для многих крупных компаний и проектов.
ОЛЕСЯ: Борис, как вы пришли в мир фотографии? Как строилась ваша карьера?
БОРИС: Я пришел в фотографию когда понял, что больше не хочу учиться теоретической физике. Ушел с последнего курса Энергетического института. Это было очень удачное интуитивное и одновременно совершенно логически необоснованное решение. Это было время Перестройки – многое происходило интуитивно. Сначала было сложно, потому что тогда фотография не была так популярна и востребована. Было частное обучение у Александра Самойлова, потом продолжил учиться, проводя первые коммерческие съемки, начал делать арт-проекты и выставляться. Короче, как-то покатилось.
ОЛЕСЯ: Вы автор обложки этого номера. Расскажите, как велась над ней работа. Что это за серия?
БОРИС: Это был фэйс-арт эксперимент с моим хорошим другом Сашей Казначеевским. Мы позвали модель Аржану, сделали первую работу, «нащупали» визуальный стиль и поняли, что одной работой точно не хочется ограничиваться, ведь вариативность может быть очень любопытной даже при работе с одним лицом. Всю серию мы сделали за две сессии. Пытались делать каждую новую работу импровизируя и не слишком много продумывая – «как рука пойдет». Потом сделали выставку, распечатав работы 1,5 на 2 метра. В этом проекте размер имел значение.
ОЛЕСЯ: В чем особенность вашего стиля? Как вы можете его охарактеризовать?
БОРИС: Сложно характеризовать самого себя. Мне кажется, у меня нет «почерка». Мне интересно делать совсем разные вещи, интересно погружать себя в разные системы координат и в них создавать что-то свое. Все мои арт-проекты, как мне кажется, стилистически достаточно непохожие. И в коммерческой фотографии я пытаюсь максимально расширить перечень жанров, в которых работаю и конкурентоспособен.
ОЛЕСЯ: Борис, тогда такой вопрос: у вас есть ярко выраженные фавориты среди своих работ?
БОРИС: Да, очевидный фаворит среди моих арт-проектов – «Частная Луна» – «Private Moon», серия работ сделанная в 2005 году в соавторстве с Леонидом Тишковым. После явной удачи этой серии Леня решил продолжить и, возможно, даже делает ее до сих пор. А мне стало неинтересно повторяться, и я пошел дальше.
ОЛЕСЯ: Хорошо, а за последнее время какая ваша съемка или проект был самым запоминающимся?
БОРИС: Выделить какую-то коммерческую съемку непросто – они идут интенсивным потоком. Часто бывают и сложности, и вполне воодушевляющие результаты, но оценить какую-то из съемок как самую-самую я не могу. Конечно, запоминаются поездки. Конечно, социальные сети легче «взорвать» съемкой купальников в Доминикане, но мне нравится находить интерес и в самых на первый взгляд скучных проектах. А еще часто работа в команде с симпатичными людьми и восхищающими тебя профессионалами сама по себе ценна, какую бы съемку ни делать.
ОЛЕСЯ: Борис, вы как-то обрабатываете фотографии после съемки?
БОРИС: Когда я снимаю рекламу, я не обрабатываю фотографии, это делают профессиональные ретушеры. Максимум я могу дать свои рекомендации по ретуши. В рекламе все более специализированно. В арт-проектах или фэшн-съемках я чаще всего обрабатываю изображения сам, но стиль вытекает из конкретики проекта, поэтому нет особых правил. Честно говоря, я не ставлю слишком много на пост-обработку. Мне нравится фотографировать так, чтобы изображения были интересны и убедительны без дополнительной ретуши или сложной обработки. Я пытаюсь максимально выложиться именно в съемке. С нейросетями пока не экспериментировал, хотя понимаю их мощный потенциал.
ОЛЕСЯ: Какую технику вы используете в работе? Важно ли вам вообще, какая камера и объектив?
БОРИС: Раньше я очень много внимания уделял технике и оптике. Вначале я вообще снимал на крупноформатную камеру с листовой пленкой размером 13х18 см. Но с приходом цифры многое изменилось. Формальное качество перестало быть сложнодостижимой целью. Сейчас мне не первостепенно важна техника, сейчас важнее то, что я хочу сказать. А техника просто должна удовлетворять задачам конкретного проекта.
Мне кажется, производство рекламы – это слаженная работа многих шестеренок. Я себя ощущаю одной из них. Очень важно максимально осознанно, профессионально, если надо, творчески выполнять свою роль и тонко взаимодействовать с остальными.
ОЛЕСЯ: А как вы считаете, ваши работы выделяются на фоне работ других фотографов и фотохудожников?
БОРИС: Если говорить про коммерческую работу и допустить элемент хвастовства, то, возможно, меня может выделять разве что вариативность, стабильность и адекватность в решаемых задачах.
ОЛЕСЯ: Фотография – это искусство, ремесло, труд или удача?
БОРИС: Очень правильный набор. Все вместе с некоторым приоритетом труда.
ОЛЕСЯ: Что фотография изменила в вашей жизни?
БОРИС: Все. Для меня фотография – и творчество, и средство существования, и хобби. Это стиль жизни.
ОЛЕСЯ: Вы фотографируете в свободное от работы время? Не устаете от этого занятия? Как вы отдыхаете?
БОРИС: Раньше я даже на отдыхе все время носил с собой тяжелую камеру, все время фотографировал, особенно в поездках, особенно в Европе. Очень люблю европейскую архитектуру. Сейчас, видимо, наступило перенасыщение, и теперь я вожу с собой IPhone. И отдыхаю теперь я в горах. Сноубординг, фрирайд, скитур – для меня это лучший, захватывающий и максимально переключающий отдых. В прошлом сезоне я посчитал, что провел в горах 50 дней! Мы путешествуем по самым необычным и экзотическим местам с нашей более менее установившейся компанией. Есть в ней и представители арт-сообщества: Андрей Логвин, Алексей Веселовский. Собственно, они и затянули меня в горы.