Вопреки смыслам, заключённым в названии пьесы, режиссёр Егор Перегудов в своей творческой интерпретации решил оттолкнуться от совершенно иной стихии: дремучести леса он противопоставляет размах сверкающих вод. В них отражается и русская ширь, и азиатская созерцательность, а фраза из финального монолога трагика Несчастливцева «ваши слёзы – вода» получает буквальное воплощение. Да и сам бродячий актёр, добравшись до имения Гурмыжской по воде аки по суху, воспаряет к образам Христа и Будды.
«Размах сверкающих вод» в данном случае не метафора – речная гладь дрожит мелкой рябью на огромном видеоэкране, делая ненужными прочие декорации, и она же, речная гладь, заполняет собою сцену, так что играть приходится по щиколотку в воде. Сценографический ход от художника Владимира Арефьева настолько неожиданный и акцентный, что послевкусие сохраняется надолго, а мысли о символизме не отпускают. «Одна природная сила вытеснила другую, оставив человека в тревожной зыбкости и полном бессилии. Мир буквально поплыл из-под ног, и людям здесь больше не на что опереться», – объясняют свою идею создатели спектакля. Однако подобная неустойчивость свойственна здесь далеко не всем героям. Уверен в себе и деловит торгующий лесом купец Восьмибратов (Виталий Ленский), ему что лес, что вода – не беда, лишь бы доход; как рыба в воде чувствует себя в имении Гурмыжской и юный альфонс Буланов (Ярослав Леонов); сама Раиса Павловна (Анна Ардова) свежа и кокетлива, как морская нимфа, повинуется изменчивым волнам своего настроения. То она хочет сделать три добрых дела, то уводит у воспитанницы жениха, лишив её и приданого. Недаром в качестве подарка новоиспечённый фаворит Буланов преподносит Гурмыжской душевую кабину – под сенью струй и происходит их истинное сближение.
Водный простор, встретивший зрителя поначалу, сжимается до застойного болота, где его обитатели начинают ассоциироваться со змеями в мангровых лесах. Уважительное «с» в устах Буланова нарочито растягивается, превращаясь в шипение, все эти «хорошо-с», «легко-с» и «знаю-с» приобретают одновременно зловещий и комический оттенки, но тем контрастнее вырисовывается образ Несчастливцева (Вячеслав Ковалёв). Двуличию и фальши обитателей усадьбы противостоят его доброта и бескорыстие.
Вот он пытается утешить Аксюшу (Кира Насонова): «О, если ты несчастна, поди ко мне, пади на грудь мою», что так созвучно призыву «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Вот он произносит обличительные речи в доме Гурмыжской, но их пафос, каких бы высоких сфер ни касался, всякий раз иронично обрывается на самой страстной ноте, будто напоминая о тщетности метания бисера перед хрюкающими существами. Режиссёрская длань ведёт трагика Несчастливцева к известной судьбе пророка в своём отечестве. И вода становятся символом так и не случившегося духовного обновления людей, оставшихся на берегу.
13.11.2023
Фотографии || Пресс-служба Театра им. Маяковского
Автор || Татьяна Михальская