#Кристина Краснянская. Интервью с куратором

 

Галерея «Эритаж» при партнерской поддержке Perfect Crossovers, Клуба коллекционеров Cosmoscow и онлайн-платформы TEO by Cosmoscow представила первую в России масштабную выставку, посвященную работам известных мастеров современного коллекционного китайского дизайна. Куратор: Кристина Краснянская.

Кристина Краснянская, основатель галереи «Эритаж», куратор выставки «Created in China»

Само название выставки «Created in China» подчеркивает, что Китай является не только крупнейшим центром массового производства, но и страной создания уникальных произведений, когда мастера в своем творчестве опираются на глубокие культурные традиции. «Эритаж» представляет работы ведущих художников и скульпторов, работающих в области предметного искусства и давно вышедших за пределы китайской арт-сцены. Их работы широко представлены в таких ведущих институциях, как: Центр Помпиду, Fondation Louis Vuitton, Саатчи в Лондоне, Палата изящных искусств в Нью-Йорке и многих других, а также в частных коллекциях.  В экспозицию выставки вошли работы представителей двух поколений дизайнеров, не связанных единым направлением или общей художественной программой. Отталкиваясь от своей авторской концепции, каждый из них разработал индивидуальный стиль. Работы авторов, выбранные кураторами галереи «Эритаж», позволяют составить представление об основных тенденциях китайского коллекционного дизайна XXI века.

Даты работы: 01.02.2021-19.03.2021.

ОЛЬГА: Кристина, на выставке представлены работы китайских авторов двух поколений дизайнеров, не связанных единым направлением или общей художественной программой. Какие это годы, примерно? Можно ли говорить о том, что есть что-то характерное, объединяющее всех мастеров китайского коллекционного дизайна, независимо от возраста, школы, направления? И это отличает их всех от европейских авторов?

КРИСТИНА: На выставке «Created in China» в основном мы представляем произведения. созданные китайскими дизайнерами в XXI веке, но вместе с ними в экспозицию вошли два антикварных предмета: китайское брачное ложе конца XIX века и алтарный стол. Также мы включили несколько работ известного российского художника, живущего в Берлине, Анатолия Журавлева из проекта «Thang Ka».

Однако центральная часть экспозиции сфокусирована на двух поколениях китайских художников. Старшее поколение, уже хорошо известно в мире и представлено в ведущих международных музеях, таких, как  Центр Помпиду или  Fondation Louis Vuitton, Saatchi Gallery. Следующее поколение —  молодые художники, в основном керамисты. Однако, несмотря на разницу в возрасте, у них есть их общая черта. Большинство работ объединяют в себе китайскую историю, культуру, философию и самые современные и инновационные технологии. Они как бы переосмысливают свой национальный культурный код, и результат производит потрясающее впечатление.

ОЛЬГА: Китайские дизайнеры сохраняют свое лицо, несмотря, например, на полученное европейское образование, интернационализацию? И где китайские мастера дизайна в основном получают образование?

КРИСТИНА: Вы абсолютно правы.  В Китае есть такой тренд, который распространяется не только на область искусства, но и другие сферы, который заключается в том, что надо уезжать на обучение за границу. Известно много примеров того, как китайские специалисты, обучаясь в Америке, в Европе, потом возвращаются в Китай, чтобы применить на родине свои знания. Искусство и дизайн — не исключение.

На выставке «Created in China» можно увидеть произведения Сон Тао, получившего степень магистра пластичных искусств в парижской Сорбонне, художницы Хидеми учившейся в Японии, а затем в Австралии, Хонде Ян выпускника Академии дизайна в Эйндховене.

С одной стороны, все эти художники применяют новейшие международные достижения в области дизайна, превращая свои объекты в настоящие произведения современного искусства. А другой стороны, во всех работах ты практически сразу считываешь китайскую идентичность.

ОЛЬГА: Выставка «Created in China» в арт-галерее Эритаж – это первый опыт представления китайского коллекционного дизайна в России, в Москве?

КРИСТИНА: Да, мы — пионеры в этой области. Китай – очень привлекательная тема. Это государство, с которым мы имеем общие границы и давние отношения. В тоже время, Китай ассоциируется с ширпотребом и низким качеством товаров.

На нашей выставке мы пытаемся показать совершенно другое лицо Китая. Мы осознанно назвали проект «Created in China», представляя исключительно концептуальные и инновационные произведения. Если китайский рынок современного искусства уже давно завоевал сердца международных коллекционеров, то китайский дизайн сейчас находится в процессе стремительного развития.

Наша галерея впервые показала работы китайских дизайнеров на стенде в рамках Cosmoscow. Был огромный интерес и грандиозный успех у нашей выставки.

Сейчас мы представляем выставку уже в галерее, где выставляем намного больше экспонатов. И я думаю, мы будем продолжать показывать китайский дизайн. Возможно, сделаем интересные персональные выставки.

ОЛЬГА: Как куратор этой выставки и искусствовед, чтобы вы особенно выделили и на что посоветовали бы обратить внимание? – ведь для многих в нашей стране понятие коллекционный дизайн еще не совсем привычно.

КРИСТИНА: Действительно, коллекционный дизайн — это новая сфера для российских коллекционеров. Многие не понимают, почему современная дорогая мебель из брендовых шоурумов не коллекционная, а предмеры в галереях, которые тоже несут элитарную функцию — это коллекционный дизайн.  Или, к примеру, почему современная реплика культового кресла или дивана 70-х годов, известного итальянского дизайнера Марио Беллини, стоит 10 – 20 тысяч евро, а винтажная вещь 30 – 40 тысяч. Да и тот и другой предмет одинаковы по форме и эргономике, но коллекционеры собирают оригинальные вещи, а не реплики, так как последние воспроизводятся безлимитным тиражом.

Ели же говорить о современном коллекционном дизайне, то здесь дела обстоят намного попроще и более понятно. Современные авторы, создают и производят вещи – ограниченным тиражом. Иногда это бывают уникаты, чаще всего создается тираж до 12 копий (обычно 8 и 4 авторских). Кто-то выпускает тираж до 20. Если говорить про нашу выставку, то в нее вошло очень много уникальных произведений, безусловно заслуживающих внимания.

Начнем  с консоли Хунцзе Яна. Ян учился в Академии дизайна в Эйндховене, в Нидерландах. Работы Яна выставлялись в Центре Жоржа Помпиду; Музее дизайна Холон, Тель-Авив; MARTa Herford Museum, Германия; и Музей Краненбург, Нидерланды. Это самый дорогой предмет на выставке наглядно иллюстрирует основную идею проекта, где исторические формы объединяются с новейшими технологиями.

Далее стоит обратить внимание на шагающий стол дизайнера Сон Тао. Он родился в Шанхае в 1969 году, окончил Национальный университет искусства и дизайна, затем получил степень магистра в парижском университете Пантеон-Сорбонна. После возвращения в Китай он основал собственную TAO Gallery, в которой проводились выставки современных китайских художников, а впоследствии он основал Song Tao Design Studio. Свои произведения Сон Тао создает из нержавеющей стали, прибегая к инновационным методам литья. Это позволяет зафиксировать трансформацию материала в одной работе.

Также стоит обратить внимание на стол Ши Циньсона. Работы этого автора находятся в крупных коллекциях по всему миру, включая Fondation Louis Vuitton, Париж, Франция; Музей Гронингена, Гронинген, Нидерланды, коллекция Ули Сигга, Музей M +. Стол сделан из нержаеющей стали. Сам автор считает, что у каждой вещи есть много поверхностей и направлений, с которых можно на нее смотреть. 

Стулья и ширма очень известных китайских дизайнеров Ли Найхан и Чжоу Рунда. Похожие предметы этих дизайнеров можно встретить на крупнейших ярмарках, типа Art Basel. Недавно Ли Найхан и художница по лаку Чжоу Рунда создали новую коллекцию лаковой мебели. Предметы изготовлены из дерева, поверхности которого обработаны по уникальной технологии. Края вещей отполированы, тем самым показывая множество слоев нанесенного лака.

Фото || Фотографии предоставлены пресс-службой галереи «Эритаж»
Автор || Ольга Серегина
арт-обозреватель

Поделиться: