Арт-обзор 8.06-15.06.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

08.06.23. Арт-платформа Cube.Moscow представила групповую выставку «Комната коллекционера» о смыслах и значении коллекционирования искусства. Выставка в Cube.Moscow открылась в рамках запуска онлайн-проекта Cube.Market — онлайн-площадки, которая представляет работы современных российских художников и объекты коллекционного дизайна. В экспозиции выставки представлены произведения разных 12 современных российских художников и это превращается по замыслу куратора Кети Богомаз в визуальный рассказ от имени вымышленного персонажа о своей коллекции современного искусства. Куратор выставки приглашает поразмышлять о том, как произведения искусства формируют портрет коллекционера, раскрывают его индивидуальность. В  основе проекта заложена идея о том, что коллекционирование искусства — способ создания уникального микромира, раскрывающего личность коллекционера с разных сторон. Особую роль в коллекции занимает графика, приобретенная в разное время и собранная в общей сложности за последние несколько лет. Коллекционер лично придумывает способ развески. Художники: Людмила Баронина, Дмитрий Булныгин, Екатерина Герасименко, Виктор Жданов, Вероника Ивашкевич, Людмила Константинова, Антон Кушаев, Гоша Острецов, Василиса Палянина, Игорь Поносов, Юлия Шафаростова, Zoika. Произведения для экспозиции предоставили сами авторы, а также галереи: Syntax Gallery, Пальто, НИША, Alisa Gallery, reka gallery, Artwin Gallery. Куратор и автор идеи: Кети Богомаз. Выставка «Комната коллекционера» работает до 11.08.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Cube.Moscow

13.06.23. В музее-заповеднике «Усадьба «Мураново» начал работу новый выставочный проект «Тютчев и Аксаков: в чём сила России?». 2023 год отмечен юбилеями двух литераторов и мыслителей – 150-летием со дня смерти и 220-летием со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева (1803–1873) и 200-летием со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова (1823–1886). Выставочный проект «Тютчев и Аксаков: в чём сила России?» посвящён жизни и наследию этих двух незаурядных людей. История России, взаимоотношения с Западом и Славянским миром, настоящее и будущее – по одним из этих вопросов Тютчев и Аксаков были идейными союзниками, по некоторым имели расхождения. Все эти темы пронизывают их творчество и составляют смысловое ядро выставки. Главное что объединяло Тютчева и Аксакова, – это любовь к Отечеству. На выставке представлена служебная и литературная деятельность Тютчева и Аксакова на фоне исторической среды того времени. Отражены наиболее значимые события русской истории XIX века (Отечественная война 1812 года, Крымская война, освобождение славянских народов в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 гг.) через судьбы и деятельность главных героев выставки, их участие в данных событиях и взгляд на них. В экспозиции выставки представлены портреты членов семей Тютчевых и Аксаковых, императоров, государственных сановников, известных деятелей истории и культуры; книги, документальные и художественные материалы по темам славянофильского движения в России, взаимоотношений России и Запада, возрождения интереса в русском обществе XIX века к русской народной культуре и духовным традициям. В рамках проекта запланировано проведение кураторских экскурсий, концертов классической и духовной музыки, поэтических вечеров. Выставка работает до 03.09.23.

Фотографии Ольги Серегиной

14.06.23. Галерея современного искусства К35 представила новый выставочный проект «Marfa?» художницы Марфы Родкин. Марфа выстраивает диалог с окружающим миром через череду ярких, иногда пугающих персонажей и сюжетов. При этом каждый из героев её художественной вселенной наделен своей индивидуальностью и эмоциональностью. Обращаясь к теме телесности и сюрреалистичным антропоморфным образам, автор заявляет о себе: «Вот я, я — есть». Марфы Родкин: «Я создаю искаженные зеркала реальности, которые, отражая зрителей, показывают те их черты, которые тщательно скрываются». На время проекта интерьер галереи преобразился в пространство, раскрывающее внутренний мир автора. Эстетика dreamcore и аниме, влияющая на творчество Марфы, находит прямое отражение в дизайне выставки. Основные цвета работ — яркий розовый и контрастный синий, повторятся в пространстве галереи через элементы стрит-арта на стенах, яркие неоновые вывески и цветные софиты. Особое место в проекте занимает графика. На основе образов с графических листов выстоена медиа-зона экспозиции: на девяти экранах воспроизведены мультфильмы, созданные на базе рисунков художницы. Выставка работает до 02.07.23. 

Марфа Родкин, «Без названия», холст, масло, 2023

Фотографии предоставлены галереей

14.06.05. Arbuzz Gallery представила персональную выставку Саши Кочетковой «Guests» — метафорический ужин-знакомство. Проект Саши Кочетковой – это практика гостеприимства это — примиряющее и объединяющее действие. Оно позволяет не только проявить и зафиксировать свой образ, но и увидеть и принять Других. Это встреча, где гости узнают друг друга. Их текучие образы изменчивы, непостоянны и разнообразны. Куратор: Анна Таганцева-Кобзева: «…Мы — гости и мы ждали начала и предвкушали. Мне было сложно разглядеть интерьер, он растворялся в дымке или вовсе исчезал, превращался в пространство. Границы и очертания людей рассеивались и перемешивались. Всё слипалось в общую массу, где в кружении и вихре событийности оставались лишь смазанные остатки. Всё было перемешано этим огромным черпаком происходившего события. Он смазал наше прошлое и будущее, наши лица, наши образы в глазах других и ощущения себя. Мои остатки было некому осознавать, они были в одном блюде этого ужина. Но я всё время проверяла состояние своего тела: со мной ли оно, мое ли оно. Является ли мое тело по-прежнему телом, или это лишь его образ. Возможно, оно на короткий момент стало плотью, такой же плотью, как еда. Плоть от плоти общего. Такого же коллективного, как еда, которую подавали здесь. Холодный интерьер второго зала контрастировал с наполнением столов. Гости перемещались во второй зал и распределилось на плоскости стола. Тут стоновилось уже непонятно, кто был гостем, а кто хозяином и были ли когда-то хозяева у наших тел. Здесь все хозяева, и все гости». Выставка работает до 21.06.23.

Фотографии Ольги Серегиной

15.06.23. Галерея Reloft ART совместно с галереей «Наковальня» в лобби отеля Marco Polo представили персональный проект Кирилла Бурыгина «The Electric Kool-Aid Show». Название проекта отсылает к контркультурному явлению 60-х годов XX века – хеппенингам «Веселых проказников», где главной целью знаменитых «кислотных тестов» было создание среды для нового опыта восприятия. Герои художественного мира Кирилла Бурыгина двойственны по своей природе: их утрированные, гротескные черты одновременно уникальны и универсальны, чем создается эффект пародирования действительности. Каждый новый сюжет принимает театрально-зрелищную форму, где герой является не только объектом коллективного смеха, но и распространяет его на весь окружающий мир. При создании работ художник использует функциональные вещи: ширмы, серф-борды, сундуки и стулья. Эта память утилитарности предметов стирает грань между театральным героем-исполнителем и зрителем таким образом, что и тот и другой становится участником представления. Тем самым действие не разыгрывается, а совершается и проживается в настоящий момент времени – здесь и сейчас – формируя единый коллективный опыт и высвобождая фантазию от иерархии социальных условностей. Выставка работает до 31.07.23.

Love dance.
 Screen. (From the _Funhouse_ series). Plywood. Acrylic. . 2023

Фотографии предоставлены галереей Reloft ART

15.06.23. В арт-пространстве AZ ART на Маросейке состоялось открытие новой выставки Татьяны Баданиной «Твой белый дом…».  В экспозиции представлены графические листы из серий: «Проекты» 2007, «Крылатые объекты» 2019, «Созвездия» 2020, цикл, начатый в 2006 году «Белые одежды. Посвящение», а также видеоинсталляция «Небо» 2023 года. Название выставки «Твой белый дом…» — стихотворение Анны Ахматовой, написанное в 1913 году, поэтическое воспоминание о том, чего уже нет. Искусствовед Виталий Пацюков пишет об этой символике «белого»: «В «белых» композициях Татьяна Баданина открывает свое детство, его космические бездны, его душетелесные ориентиры, само ощущение первого контакта с жизнью, переведенного из немоты на язык пластики. В них заложены все коды ее творчества о самой себе, об утратах и болях, о своей телесной органике, изоморфной структурам души, и о том, что «вовне». Работы Татьяны Баданиной неизменно возвращают зрителя к поискам и открытиям русского авангарда – от прозрачных объемных конструкций Владимира Татлина до строгих архитектонов Казимира Малевича. Но сегодня Татьяна Баданина выходит за привычные рамки «времени и пространства» (знаменитые строки Анны Ахматовой), принося в каждую из своих работ «тихий вздох вечности». Татьяна Баданина: «Основная идея проекта – это идея Света, связанная с символикой внутреннего просветления, духовной победы жизни над смертью. Белый цвет рождает все цвета спектра. Купая все создания в своих лучах, он является основой физической жизни и в высшей степени имеет божественную природу. Свет – первопричина всего сущего. Свет есть жизнь. И мое отношение к творчеству, как к сакральному действию, определяет мои работы как метафизические. Процесс создания картин я воспринимаю как молитву, сам же кропотливый ручной труд выступает актом медитации». Выставка работает до 27.08.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея AZ

15.06.23. Галерея современного искусства Anna Nova в Санкт-Петербурге представила персональный проект Петра Дьякова «Заповедник» — автобиографическую история, посвящённую внутреннему проживанию неопределённости, с которой художник столкнулся за последний год. В стремлении сохранить мир и ощутить себя в глубоком тылу Дьяков отправляется в родной город. Однако места из прошлого больше не могут стать убежищем для спокойного уединения и гармонии. Они превратились в естественный «заповедник», где время остановилось. Выходом из этого ощущения тупика и катастрофичности происходящего становится масштабная инсталляция в «сердцевине» лабиринта на втором этаже галереи. Дьяков возвращается к истокам своей художественной практики — работе с глиной. Он создаёт экспериментальную живописно-пространственную работу, в которой пытается преодолеть кризис неопредёленности с помощью переосмысления собственного визуального языка и личного прошлого. На выставке представлены новые работы из пластика, глины, бронзы и текстиля. Пётр Дьяков работает преимущественно со скульптурой, в которой использует отпечатки своих рук. В новом проекте Дьяков обращается к образу заповедника — особо охраняемой территории, где оберегаются вымирающие виды. На время выставки два этажа галереи принимают облик заброшенного растительного лабиринта с множеством тупиков, в которых располагаются «садово-парковые» скульптуры Дьякова. Художник предлагает посетить эти искусственные «джунгли», чтобы погрузиться в состояние внутреннего партизанства. Выставка работает до 20.08.23.

Фотографии предоставлены галереей

15.06.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: