#Известный-неизвестный Анненков

 

Потомок декабриста, сын народовольца и художник удивительной судьбы, который начинал свой творческий путь с создания политических карикатур в Петербурге, а заканчивал иллюстрацией журналов в эмиграции во французской столице. Заслуги и достижения Юрия Анненкова можно перечислять бесконечно: он был «всегда актуальным» художником, который написал знаковые портреты великих личностей своего времени, он был иллюстратором, который создал хрестоматийные изображения для многих литературных произведений, он был театральным оформителем и костюмером, который даже чуть не получил «Оскар» — но главное, он был тем человеком, который всем своим творчеством запечатлел ключевые события истории ХХ века.

Анненков Ю.П._Натюрморт с апельсинами. Галерея «Наши художники».

 

Сегодня о нем помнят немногие, хотя именно его портрет Анны Ахматовой считается самым узнаваемым изображением поэтессы, а огромное количество других работ забрали себе в коллекции ведущие музеи мира от Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже до Музея современного искусства в Нью-Йорке. Свою популярность он стал вновь обретать лишь в 2012 году, после того как за миллион фунтов стерлингов был продан его портрет Всеволода Мейерхольда, а в 2014 году, за четыре миллиона, портрет Александра Тихонова. И чтобы разобраться, что, а точнее кто, стоит за этими цифрами, мы начнем с начала.

Анненков Ю.П. Автопортрет. 1919. Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро

 

 

Анненков Ю.П. Палаццо Дарио. Венеция. V-A-C Collection

Детство и юность Анненкова сложно назвать примечательной: исключение из гимназии, поступление в другую, затем университет — правда курс далекий от искусства — юридический. Смуту во вроде бы обычную жизнь внесла дача, расположенная в поселке Куоккала, место, где соседями семьи будущего художника были Корней Чуковский и Илья Репин. Именно здесь у Юрия появилось четкое понимание того, чем он хочет заниматься: так начались частные уроки, неудачное поступление в Академию художеств, снова уроки, поездка в Париж, где ему удалось показать свои первые работы на Салоне Независимых художников, и членство в обществе «Мир искусства». Все как у большинства, только главное отличие, что его творчество никогда не стояло на месте. Оно менялось и менялись музы, которые были рядом. Нет, я не хочу перевести разговор в русло многочисленных любовных связей, все было совсем не так: я хочу рассказать про двух женщин, которые присутствовали в его жизни на определенных ее этапах, про революцию, которая разделила эту жизнь на две части, и про творчество, которое постоянно шло в гору.

 

 

 

Анненков Ю.П. Портрет В.И.Мотылевой. 1921.
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.

Его первой женой стала Елена Гальперн — балерина и ученица самой Айседоры Дункан — вместе с которой произошел расцвет творческой карьеры Анненкова. С ней он напечатал свои первые рисунки в журналах, съездил в Париж и встретил революцию, во время которой зарекомендовал себя как превосходный портретист и написал целую серию изображений политических деятелей — например, Троцкого и Ленина. Этот период был настолько продуктивным, что хочется хотя бы кратко перечислить все, чем он занимался. Он попробовал себя в книжной иллюстрации и создал знаменитые зарисовки к поэме Александра Блока «Двенадцать», затем ушел в театр и стал художником по костюмам в постановке режиссера Николая Евреинова «Взятие Зимнего дворца», а еще он вошел в правление петроградского Дома искусств и получил должность профессора Академии Художеств (да, все верно, той самой, куда его когда-то не взяли). И конечно, вместе с Еленой он поехал в Венецию, в Германию, в Париж и принял решение больше не возвращаться. Талант его расцвел, второй женой стала бывшая актриса Валентина Мотылева, а творчество продолжало набирать обороты: регулярные выставки, активная работа в сфере кино и даже выпуск книги.

Что в итоге? Более 70 прижизненных выставок, 8 персональных, работа почти над 50 фильмам и бесконечное число графики — да, за всеми этими цифрами стоит человек удивительной судьбы — Юрий Анненков.

 

 

 

Фото || предоставлены пресс-службой Музея русского импрессионизма
Автор || Евгения Ал

Поделиться: