“Дело в шляпе” — идиоматическое выражение, знакомое каждому. Говоря так, мы даем понять, что все будет в порядке, дело почти сделано, нам удалось решить вопрос в нашу пользу.
Откуда взялось это выражение, точно неизвестно, но версий множество — это и взятки, которые чиновники брали в шляпы, и документы, которые гонцы зашивали под подкладку для сохранности, и жребий, который тянули из шляпы, решая дела. Шляпа давала надежду на что-то задуманное.
О шляпе в искусстве и об искусстве в шляпе мы поговорили с Александром Васильевым, Андреем Бартеневым, Алисой Йоффе, Любовью Агафоновой и Светланой Комиссаровой-Галочка.
Андрей Бартенев
художник, автор масштабных театрализованных перформансов и инсталляций, куратор
ОЛЬГА: Ваше творчество включает идеи, эскизы, сами костюмы. Вы создаете костюмы, головные уборы как художник? Ваши костюмы — это арт-объекты?
АНДРЕЙ: Я, бесспорно, не дизайнер, я — художник. Конечно, мои костюмы артобъективны. Это, я бы сказал, как фиговый лист Адама в модифицированной версии.
ОЛЬГА: Когда вы подходите к созданию этой модифицированной версии, у вас идея головного убора уже заложена в образе?
АНДРЕЙ: А вот здесь моя свободная воля позволяет листам и Давида, и Адама переместиться с нижней части вверх — на голову.
ОЛЬГА: Вы начинаете размышлять сверху вниз или снизу вверх? Когда головной убор включается в ваш образ?
АНДРЕЙ: Иногда головной убор создается в первую очередь, затем к нему костюм. Но есть еще один такой момент: и форма и функция головного убора меняются в зависимости от комплекса задач. Например, поиграть в человека-невидимку. Это совсем особое направление носимых мной головных уборов — они могут прирастить к себе балаклаву. Есть направление, когда ты через головной убор начинаешь вуалировать нюансы своего возраста. Тогда ты так увеличиваешь по горизонтали размер своего головного убора, что тень создает некую «южную ночь», а сквозь эту ночь сиянием проглядывают твои глаза. И третья функция — это скульптурная форма. Некий арт-объект. А я, как эталонная «голова-музей», выставляю этот немыслимый объект.
ОЛЬГА: В сценических образах вы никогда не бываете без головного убора. А как в обычной жизни?
АНДРЕЙ: В обычной жизни это зависит от погоды. Если на улице жара, то я ношу вьетнамские плоские соломенные шляпы. Они были в 50-е годы в моде на пляжах Ялты и Сочи — такие горизонтальные блины. Если я сижу в томительном творческом процессе в своей студии, то нахожусь без головного убора. Есть другая игра — я приклеиваю театральным клеем к своей чистой голове различные коробки, банки, массажные спицы, игрушки, много разных предметов неизвестного мне предназначения.
ОЛЬГА: Но эти предметы на голове тоже некие сценические образы. А в вашей повседневной жизни, в ней значение вашего головного убора утилитарно или для вас тоже важно подчеркнуть свою уникальность?
АНДРЕЙ: У меня нет разделения между утилитарным и сценическими образами. Это как прилив и отлив моря. Накатило-откатило, накатило-откатило. Волна каждый раз рисует совершенно разные линии. То же самое происходит и у меня — спонтанная и импульсивная импровизация. Я очень долгое время с пакетами на голове ходил, очень много скотча приклеивал. Все от настроения зависит, абсолютное подчинение настроению. Причем настроение дирижируется интуицией.
ОЛЬГА: У меня такое представление, что раньше головной убор был важным маркером, выполнял определенную задачу в жизни, а сейчас люди относятся к нему очень утилитарно и пренебрежительно. А как считаете вы?
АНДРЕЙ: Я считаю, что это проявление характера. Присутствие некого архитектурного изгиба на голове иллюстрирует характер человека. Я давно сделал свой выбор, что буду эксплуатировать головные уборы во всех их ипостасях, и мне эта игра доставляет удовольствие. У меня есть очки и головной убор. И если люди мне говорят, что я в свои 54 года я выгляжу молодо, то это все благодаря двум этим аксессуарам — они магически создают завесу тайны там, где ее нужно создать.
Присутствие некого архитектурного изгиба на голове иллюстрирует характер человека.
ОЛЬГА: Как вы думаете, если больше представителей искусства будет ходить в шляпах, и нести “интеллектуальную изюминку” головного убора, это может сподвигнуть людей более активно и креативно использовать этот предмет гардероба в своих образах?
АНДРЕЙ: Если бы мне было 19, я бы сказал, что да — сподвигнет людей на шляполизацию всей страны! Сейчас я считаю, что это только для артистических экземпляров. Арт-сообщества могут изгаляться как хотят. Чем меньше они обращают внимание на окружающий мир, тем свободнее их смелость. Художники должны эксплуатировать этот предмет гардероба. Если на верхушке здания висит баннер — люди обращают вниманием на все здание и запоминают его. С головными уборами работает так же!
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЗИМА. 2019-2020