Юлия Якубович. Интервью с художником

 

Чистое искусство 

Беседа с художником – это всегда намного больше, чем разговор. Как его картины – больше, чем просто визуальный ряд. Это опыт, эмоции, открытия… О чистом искусстве и экспериментах с материалами, о сериях работ и идеальном выставочном пространстве, о недружелюбной среде и творческих планах мы поговорили с художницей Юлией Якубович.

 

ОЛЬГА: Юлия, существуют разные варианты того, как художник общается со своим зрителем, коллекционером. Здесь нет правильного или неправильного решения. Но более распространенным является работа через галерею, арт-дилера. Мне кажется, ты выбрала другой формат, и это для тебя очень удачное и правильное решение. Я права?

ЮЛИЯ: Ольга, я за чистое искусство, без рамок, ограничений и расчета на коммерческий успех, а пространство моей мастерской позволяет поддерживать эту идею. Здесь я создаю работы, экспериментирую, делаю выставки-премьеры, назначаю встречи с коллекционерами. Кроме того, что мое пространство позволяет мне спокойно творить, оно отвечает всем выставочным требованиям, а я в этом плане очень щепетильна. Мои коллекционеры ценят камерность обстановки, где можно поговорить о процессе создания работы, выпить чай, обсудить будущие проекты.

Богатая земля, 2021

ОЛЬГА: Лаборатория – это всегда поиск, эксперимент. А есть ли у тебя ставшие твоим «лицом», «визитной карточкой» маркеры, по которым тебя узнают во всех новых экспериментальных начинаниях?

ЮЛИЯ: Я действительно люблю экспериментировать с материалами, это позволяет находить новые техники и создавать интересные работы. Так, в эксперименте с огнем и пластиком появилась серия объемных работ: «Blob», «Ангел города», «Ночное облако», «Когда на Земле идет дождь», «Элизиумы»… Другая «фишка» – работа с бумагой, а именно то, как она меняет поверхность холста. Мне интересно работать с холстом, вызывать его «дух» и компрометировать, соединяя его с чуждыми материалами: бумагой, пластиком, проволокой, шелком. Почти в каждой серии присутствует эксперимент. Так, в серии «Стихи на простынях» я соединила холст с японской бумагой, которую привезла из путешествия в Японию. Тончайшая бумага, наклеенная на холст с помощью клейстера из рисовой муки, создала необычную поверхность. В серии «Colonisation» есть так же несколько работ, где я использовала бумагу. В 2020 году на вручении премии Number One Award я стала лауреатом в номинации «Художник – новатор».

ОЛЬГА: Ты обычно работаешь сериями, т.е. ты мыслишь не отдельным кадром, а кинофильмом, условно говоря?

ЮЛИЯ: Можно сказать и так. Количество работ в серии зависит от того, насколько сильно я заинтересовалась вопросом. Обычно я все же возвращаюсь к той или иной серии и продолжаю их, так как их темы никогда не перестанут быть актуальными для меня. У меня несколько основных серий: «Colonisation», «Одиночество Евы», «Природные явления», «Внутренний мир кимоно», «Маски», «Стихи на простынях». Ты права, каждую серию можно назвать фильмом, где невозможно предугадать количество серий. Фактически, мое творчество – это фильм, где каждый кадр — самодостаточный, но может взаимодействовать с другими. Таким образом, я могу скомпоновать «тему» из работ разных серий.

ОЛЬГА: Самые дерзкие эксперименты в твоем творчестве? Или для тебя не свойственно поддаваться порыву и идти на риск, и ты скорее все основательно продумываешь и вынашиваешь любой новый шаг в своем творческом развитии?

ЮЛИЯ: Почти каждую мою работу можно назвать дерзким экспериментом. Я часто смешиваю материалы, которые сопротивляются и воюют друг с другом. Я люблю жечь холсты. Потом «лечу» их и зашиваю шелковыми нитками, или оставляю прожженные места зиять. Не так давно я решила попробовать себя в скульптуре и выбрала довольно противоречивый материал – оргстекло. Опять же с помощью огня я создаю объекты из расплавленного пластика.

Новая география, 2021

 

ОЛЬГА: Что тебе сейчас наиболее интересно? Какое направление, тему ты развиваешь?

ЮЛИЯ: Мне интересны человеческие чувства и отклик человеческой души на процессы, происходящие на Земле. Сейчас я разрабатываю коллекцию работ «Colonisation», она о пассивном и активном захвате территорий, о человеке-захватчике и созерцателе. Тема очень объемная, и мне хочется раскрыть ее наиболее полно. В нашем понимании, колонизация – это процесс захвата территории, который связан с физическими действиями, войной, насилием, порабощением. Но в мире происходят вполне мирные «захваты» территорий микроорганизмами, растениями, атмосферными изменениями, освоением новых территорий, застройкой. Когда смотришь на карты изменения ландшафтов, видишь красивую изящную графику, почти арт-объекты, которые на самом деле, являются следствием катастрофических и неизбежных влияний. Коллекция «Colonisation» – о «страшной» красоте и неизбежности процессов, происходящих на Земле и о вполне логичных мыслях землян о переселении и освоении новых пространств. В работах, посвященных этой теме, я попыталась отразить весь спектр чувств, связанных с этим: восхищение красотой измененной природы, страх перед неизбежным, триумф победителя и покорителя, ностальгия по утраченному.

 

Когда на Земле идет дождь, 2017

ОЛЬГА: Какие самые сильные и самые слабые стороны художника Юлии Якубович?

ЮЛИЯ: Мой главный недостаток – неспособность концентрироваться на одном, что свойственно большинству современных людей. Очень сложно «увидеть» и оценить себя из-за информационного шума, большого количества событий. Среда очень недружелюбна к современному художнику. У него мало возможностей для медитативного занятия творчеством, если только он не добровольный отшельник и не живет в лесу. Не правы те, кто говорит, что у современного искусства нет лица, оно есть и вполне характерное, в нем отпечаталось наше время, с его количеством возможностей, психическими расстройствами, актуальными проблемами, пренебрежением материалом и техниками, спешкой, поверхностным мышлением, клиповым восприятием действительности, либо, желанием того, что никогда не вернется (гиперреализм). И это лицо мне очень симпатично. Я рада, что являюсь человеком, который вносит свои штрихи в портрет современного искусства.

 

ОЛЬГА: Юлия, твои творческие планы  – что бы ты хотела осуществить как минимум и как максимум?

ЮЛИЯ: С недавних пор я перестала следить за временем, я в постоянном творческом процессе. Творчество – это «подводный процесс», иногда я выныриваю на поверхность, чтобы показать людям, что получилось. В планах – персональная выставка в атмосферном месте. Я люблю учиться, поэтому планирую получить навыки в экспонировании и реализации искусства, научиться грамотно превращать людей в коллекционеров, ценящих и понимающих, развивать пространство своей мастерской. К слову, я сама являюсь коллекционером искусства. Моя коллекция начала складываться в начале 2000-х годов. Разумеется, были спонтанные приобретения, по совету известных коллекционеров, таких как Пьер Броше, а позже и продуманные приобретения работ желанных авторов. Так как коллекция уже достаточно серьезная и обширная, в планах – показать ее публике. В ближайших планах, наряду с рабочими – путешествие в страну мечты, хочу полететь в Японию за очередной порцией вдохновения!

 

Фото || предоставлены Юлией Якубович
Автор || Ольга Серегина,

арт-обозреватель

 

Поделиться: